Разудалая феерия абсурда с занудным и скучным Суперменом по центру.
Супермен огребает мощнейших тумаков от какого-то бронированного летающего мужика после того, как вмешался в разборки двух вымышленных государств с нелепыми названиями, хотя никто его об этом не просил. Но на самом деле бронированный летающий мужик – это один из тайных проектов Лекса Лютора, который Супермена ненавидит и стремится уничтожить. А разборки вымышленных государств тут вообще ни при чем. То есть при чем, но куда важнее, что у Лекса Лютора есть карманная вселенная. И он там держит целый штат обезьянок-троллей, строчащих гневные комментарии в интернете для очернения публичного имиджа космического пришельца со слабостью к вмешательствам в межнациональные конфликты.
Первый полноценный фильм обновленной киновселенной DC стартует без раскачки сразу с середины, чем рискует сбить с толку неподготовленного зрителя, но зато сразу настраивает на нужный лад. Если кто вдруг пропустил, то раньше этой киновселенной заведовал Зак Снайдер, и было там все пафосно и уныло. А теперь на его место пришел Джеймс Ганн, и должно стать весело и задорно. Хотя, похоже, пафос Снайдера еще выветрился не до конца, и оттого два самых основных персонажа – Супермен и его заклятый враг Лекс Лютор – склонны изъясняться утомительно выспренними монологами, звучащими в контексте фирменной ганновской феерии абсурда особенно фальшиво. Впрочем, дело, может быть, совсем в другом.
Вероятно, вы заметили, что супергерои как будто перестают быть крутыми. Не в том смысле, что всем надоели и перестали восприниматься публикой так, как воспринимались еще лет 10 назад. Хотя это тоже имеет место. А в том смысле, что сами создатели фильмов про супергероев делают их нытиками и слюнтяями. Откуда описанная тенденция взялась, трудно сказать (есть, впрочем, пара предположений), но она явно налицо. Взять недавних марвеловских «Громовержцев» – они ж там все два часа сопли по щекам размазывают. Вместо того, чтобы размазывать по асфальту могучих супостатов.
Вот и с новым «Суперменом» та же беда: Супермен в нем совсем не крутой. Причем нам эту мысль с самых первых кадров целенаправленно внушают, показывая, как он побитый в снегу валяется. И далее уроженец планеты Криптон нисколько в направлении крутизны не растет, за исключением редких моментов, когда ему все же по закону жанра приходится кому-нибудь врезать. Напротив, он сентиментальничает, рефлексирует, снова огребает мощнейших тумаков, психует и выдает в конце программную заученную речь, заканчивающуюся словами: «Я постоянно ошибаюсь, ведь это в природе человека, и это моя главная сила».
Чувак, ты умеешь летать со сверхзвуковой скоростью, таскать на себе небоскребы и стрелять лазерами из глаз – вот твоя главная сила. Кому ты заливаешь? Кого хочешь обмануть? Лекс Лютор в исполнении Николаса Холта, допустим, ведется. Вон даже слезы из глаз текут у него. Но мы-то видим, что при всей своей одномерности, при том, что половина всего, что он произносит, – это подробные разъяснения собственных злодейских планов и мотиваций, он все равно и близко не такой скучный, как Супермен.
В остальном, если Супермена за скобки вынести, все прекрасно. Ну или, во всяком случае, соответствует установленным стандартам фильмов Джеймса Ганна. Огромный кайдзю-монстр, Нейтан Филлион с дурацкой прической, немного политической сатиры (вскользь проговаривается злободневный месседж о том, что не стоит пытаться разрулить чужой межнациональный конфликт, как минимум не разобравшись в вопросе), немного безобидной расчлененки, а также остроумно придуманные и выполненные экшен-сцены в ассортименте, шутки и подобранный со вкусом плейлист. Плюс умилительная собачка. Чего в сумме оказывается достаточно, чтобы все-таки отнестись к этому «Супермену» с некоторым снисхождением, а то и благосклонностью. С другой стороны, все вышеперечисленное и так есть в любом фильме (и в любом сериале) Джеймса Ганна, да и в целом они друг от друга неотличимы, так что в какой-то момент это неизбежно должно приесться, если уже не приелось.
Есть ощущение, что Ганн и сам бы с удовольствием Супермена за скобки вынес. Судя по сцене, в которой Супермен и Лоис Лейн ведут душную беседу за жизнь и панк-рок (он считает себя панк-рокером, но слушает P.O.D.) на фоне разворачивающейся за окном, на заднем плане и в расфокусе битвы со здоровенной призрачной медузой. Этой сценой Ганн как бы говорит: извините, ребята, я бы и рад дать больше угара, но фильм все-таки про зануду в трико, так что потерпите. Надо же еще учесть, что прежде все кинокомиксы у него были не про центровых супергероев, а про заведомых аутсайдеров. Тогда как центровые супергерои ему, вероятно, не так интересны. Но так уж сложились обстоятельства, что нельзя было себе не изменить. И если в том состоит причина того, что Супермен в новом «Супермене» такой снулый и блеклый, то оно, пожалуй, и простительно.
Комментарии