Стать звездой экрана теперь проще, чем когда-либо. Правда, если это экран монитора или телефона, а оттуда можно уже претендовать и на большой. Как это получается, что такое веб-сериалы и как их создатели становятся звездами – в нашем расследовании.
Вся сила сейчас в сериалах. Кто делает сериалы, тот и сильнее. Причем сериалы может делать буквально каждый, но тогда они называются веб-сериалами. Вообще, строго говоря, веб-сериалы отличаются от обычных тем, что они не по телевизору транслируются, а через интернет. Но это определение давно устарело.
Раньше, лет 15 назад, действительно было так: серьезные сериалы производились для телевидения, а для интернет-публики, не столь еще многочисленной, если что-то и производилось, то по большей части хохмы ради. Отсюда и термин такой пренебрежительный – веб-сериалы. Вроде и сериалы, но какие-то ненастоящие. Среди них, конечно, попадались жемчужины, но и те ныне крепко забыты – как, скажем, «Порно для всей семьи» (2008–2009) Джеймса Ганна.
К счастью, темные времена остались в прошлом, и разделение сериалов на телевизионные и остальные утратило всякий смысл. Однако сам термин «веб-сериал» никуда не делся, просто стал употребляться в более узком контексте. То есть применительно к сериалам малобюджетным (а то и без бюджета вовсе), созданным не профессионалами, а босоногими энтузиастами. К тому же компактного хронометража (до 20 минут на эпизод) и распространяемым бесплатно.
В настоящий момент продукция, отвечающая этим параметрам, выпускается громадными объемами и находит свою благодарную аудиторию, а в отдельных случаях вырастает в заметный феномен и переходит на качественно иной уровень. Самый характерный пример – «Непосредственно Каха!» Виктора Шамирова, которого вроде бы заплевали, но фильм при этом в прокате заработал свыше 500 млн рублей.
История «Кахи» уходит корнями в апрель 2012 года, когда на YouTube-канале KTV стало выходить незамысловатое скетч-шоу о приключениях недалекого паренька из города Сочи по имени Каха и его сподвижников. Уже первый ролик собрал 17 млн просмотров, и по сей день обороты не снижаются. Помимо скетч-шоу (насчитывающего 6 сезонов), там еще и подкасты публикуются, и второй полный метр готовится назло всем.
Другой, куда более достойный подражания пример – веб-сериал «Зёма», который тоже возник на YouTube-канале с коротенькими скетчами от компании бывших кавээнщиков из Пензы. Весь юмор «Красавицы и чудовища» крутился вокруг харизматичного маргинального юноши по имени Зёма и его гламурной девицы. Потом уже ввели новых персонажей и перешли от отдельных сценок к формам посложнее.
В сериале случайная встреча той же парочки снова выливается в череду скетчей. Но уже во втором сезоне «Зёма» резко мрачнеет и из озорной комедии «про пацанов с района» и хулиганскую романтику превращается в криминальную драму про подлое эхо 1990-х. А в третьем сезоне из 1990-х выныривает обратно в наши дни, перебирается с YouTube на крупнейшие российские онлайн-платформы и показывает небывалый рост в художественном и моральном плане.
Заглавный герой, некогда задуманный как комический персонаж, к финалу эволюционирует в настоящего народного мстителя и вождя нынешнего поколения 30-летних (да, вот настолько высок градус пафоса!). Сам сериал трансформируется в полноценную успешную франшизу с новогодним спецвыпуском, двумя предстоящими спин-оффами и узнаваемыми артистами, включая Никиту Кологривого и Кирилла Полухина на ключевых ролях.
Так мощно проект выстрелил за счет умения понимать свою аудиторию и говорить с ней на одном языке. Звучит банально, но тут нужно учитывать, откуда это умение берется: между авторами и аудиторией изначально нет никакого барьера. Зритель видит в персонажах сериала не вымышленные образы, а простых пацанов, которые выглядят как простые пацаны, сталкиваются с проблемами, понятными любому простому пацану, и играют их тоже простые пацаны.
Точно так же, если не громче, заявил о себе пару лет назад веб-сериал Анны Зайцевой «Сама дура», родившийся из одноименной короткометражки, которая вдруг резво завирусилась – 35 млн просмотров на данный момент. По сюжету, две сестрицы пубертатного возраста пытаются вместе ужиться, что и без того трудно, так еще одна из них незрячая.
Девочки непрестанно ссорятся, мирятся, снова ссорятся и живут в целом обычной подростковой жизнью, полной различных событий. То куртку модную не поделят, то кто-нибудь из них на травлю нарвется, а на фоне звучат мелодии и ритмы современной зумерской эстрады. Все как у типичных российских школьников. Но подкупает «Сама дура» нетипичным, достаточно смелым подходом к теме людей с ограниченными возможностями.
Обычно в кино их стараются показать со всех сторон положительными (как в том же «Толе-роботе», 2019), но Анна Зайцева дерзнула сломать застарелый шаблон. Незрячая девочка Маша в исполнении Елизаветы Ищенко ловко пользуется тем, что из-за ее особенности окружающие, в том числе родители, относятся к ней иначе, и извлекает из этого выгоду. Что нередко вызывает у ее сестры (Полина Гухман) обиду, зависть и чувство неполноценности. На том и выстраивается драматургия, да так ладно, что целых три сезона схема исправно работает, а упомянутые юные актрисы прямо сейчас у всех на глазах становятся большими звездами.
Популярность и доступность веб-сериалов привлекает не только авторов, желающих реализовать свой творческий потенциал, но и крупные компании, которые используют их для продвижения собственного бренда. Так, один банк, специализирующийся на обслуживании малого и среднего бизнеса, замаскировал рекламную кампанию под мокьюментари-комедию «Миллионер из Балашихи». Это история о том, как молодой балбес, наслушавшийся бизнес-коучей, на бабушкины деньги купил предприятие с целью его раскрутки и извлечения многократных прибылей. Правда, предприятие оказалось интим-магазином, а к нему в придачу горе-бизнесмену достались куча долгов и флегматичная тетка-продавщица.
«Миллионер из Балашихи», высмеивая адептов Тони Роббинса, в легкой развлекательной форме ненавязчиво поучал, как не надо вести дела (скажем, запуск резиновых гениталий на орбиту в рекламных целях – идея, оказывается, не очень). Притом истинные мотивы создателей сериала до последнего держались в тайне: лишь в самом конце сообщалось, что это проект такой-то кредитной организации.
Помог ли ростовщикам «Миллионер из Балашихи» привлечь новых клиентов, неизвестно, но его продлили на 2-й сезон. Правда, концепция претерпела изменения, из-за чего расплескалась добрая половина обаяния. Получился «Офис» для бедных. Зато карьера Владимира Канухина («Замерзшие» и «Конец света»), который тянул сериал практически один, резко пошла в гору.
Для популяризации веб-сериалов в России в 2018 году был организован фестиваль Realist Web Fest. Было бы преувеличением сказать, что там каждый раз открывают яркие имена, которые потом гремят на весь мир. Наиболее удобоваримо выглядит победитель прошлогоднего Realist Web Series Weekend (примерно то же, но в усеченном формате) «Френдзона» – молодежная мелодрама про студента психфака, который в рамках курсовой работы ставит на своих однокурсниках бесчеловечные эксперименты. Его цель – вычислить формулу перехода от дружеских отношений к романтическим.
До того, как попасть в конкурсную программу фестиваля, сериал успел собрать несколько миллионов просмотров в VK, а после вышел на START, Okko и «Кинопоиске». В том же фестивале участвовали «Соцсети» – «Черное зеркало» по-русски от дебютантов из Томска с Кириллом Кяро, Алексеем Гоманом и Любовью Аксеновой, в начале этого года взятое под широкое крыло сервисом Premier.
Мир веб-сериалов удивителен и многообразен, хотя многие даже не подозревают о его существовании. Любопытство можно удовлетворить на узкопрофильной платформе Chill. Там порой встречаются невероятные штуки – например, фантастическая мелодрама «Марта» с Лукерьей Ильяшенко в роли искусственного интеллекта и мужиком в образе стендаперши, со сцены комментирующей нестандартно поданный конфликт человека и машины.
Получается, что российская киноиндустрия – структура гораздо более сложная и обширная, чем все привыкли думать. И в ней идут неплохо отлаженные процессы без особого контроля сверху. Благодаря буму веб-сериалов появляется все больше свежих лиц и новых идей. А это хорошо и для кино, и для общества в целом – как дополнительный действенный вариант социального лифта.
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…