Лауреат двух «Золотых орлов» и обладатель премии «КиноРепортера» «Событие года», Иван Янковский уже вписал свое имя в историю отечественного кино. Хотя, отметив недавно 30-летие, признался, что знаковая роль еще впереди. Зато у него есть сногсшибательное обаяние (это семейное) и, главное, талант (тоже фамильный).
Как тебе вообще 2020-й?
— Поразительно, как неожиданно и быстро у всех изменилась жизнь и даже зачастую личность. Но я бы не сказал, что мне грустно или тяжело. Интересно — более правильное слово. Конечно, я не чувствую себя во всем этом привычно, но наблюдать, как мы это все проживаем, — прикольно.
Кажется, этот год подарил тебе невероятное количество работы.
— Да, хотя не буду гневить Бога — на количество работы никогда не жаловался. Делаю то, что мне нравится, работаю, с кем хочу, выбираю материал, который интересен. Сейчас, к примеру, у Алексея Сидорова в картине «Чемпион мира» играю гроссмейстера Анатолия Карпова, и для меня это огромная удача. Я погружаюсь в тему, которая была мне доселе не знакома, — шахматы, дебюты, эндшпили, цейтноты.
«Ход королевы» смотрел?
— Конечно, сразу, как только он вышел. Дикое удовольствие получил!
Насколько нужно погрузиться в шахматы, чтобы сыграть чемпиона мира?
— Это дело жизни — быть шахматистом. Настоящие игроки живут с доской в голове, думают на несколько ходов вперед за себя и соперника. Я учу партии под руководством нашего консультанта, шахматного историка Дмитрия Олейникова. Еще мне на первых порах помогал Даниил Дубов — чемпион по быстрым шахматам, один из лучших игроков мира. Но мы снимаем не столько фильм о шахматах и байопик, сколько историю человека, способного победить, возвыситься над обстоятельствами и оказываемым на него давлением. Это история характера и его закалки.
С Карповым встречался?
— Мне надо было условно получить его благословение. Чтобы мы посмотрели друг другу в глаза, обрели взаимное доверие. Чтобы я увидел, что он человек, и он понял, что я не идиот какой-то. Задачу быть стопроцентно похожим на реального человека я перед собой не ставил. Я старался передать образ мыслей, характер, его внешнее спокойствие при бушующем внутри урагане. Поначалу пытался залезть Анатолию Евгеньевичу в голову — понять, как он мыслит. Но он быстро это понял и мои попытки заблокировал. Он много рассказывал полезного. Как ему помог глава Шахматной федерации СССР, летчик-космонавт Виталий Иванович Севастьянов, как и почему он проигрывал партии…
Что для тебя счастье?
— Может, в том, чтобы сниматься в кино? Нет, скорее счастье — когда близкие здоровы, улыбаются, гордятся тобой, живут. Счастье — когда есть люди, которые могут тебе позвонить, а ты можешь позвонить им. Сейчас это кажется таким обычным делом, но время быстро движется вперед. Чем быстрее оно идет, тем больше ощущение, что ты не успеваешь. Скоро и я буду человеком, который тыкает в экран монитора или телефона, не понимая, как с ним обращаться. Так что счастье — это еще и возможность встречаться с теми, кто тебе дорог, что особенно остро мы все ощутили на карантине. Опять же, профессиональное счастье играть персонажей, совершенно не похожих на меня. Себя-то я никогда не играл. Ни про одну из моих ролей нельзя сказать: вот это точно я.
Павел Лунгин про твоего Германна из «Дамы пик» говорил: «Это Ваня!»
— Это потому, что я ему так сказал перед пробами. Он не мог никак актера найти, а я прочитал сценарий и завил, что это реально я. Мне казалось, что моя жадность до хорошего материала, до хороших ролей похожа на желание Андрея/Германа петь на сцене и быть гениальным солистом Большого театра. А в «Огне», который скоро выходит, мне была интересна такая атрофированная версия современного молодого мальчика, еще зеленого — из тех, что любят покрасоваться перед девочками и тусоваться на лавочках под музыку. Он такой взрослый, классный, хозяин жизни, но лишь поначалу. И проходит такой путь, что к финалу обретает нормальное человеческое лицо, уже осмысленное.
Зрелищное кино получилось?
— Потрясающее! На заводе под Питером на платформе выстроили огромную декорацию леса. Пиротехники нажимали кнопку, крутили какой-то диск — и все горело. Потом чуть водой обмывали, чтобы пропал дым, опять крутили — все полыхало пуще прежнего. Очень масштабный киноэксперимент. А партнеры у меня какие! И Ромка Курцын, и Тоша Богданов и, конечно, Хабенский Константин Юрьевич — огромное счастье было с ним познакомиться и поработать.
При всем многообразии сыгранных образов есть ощущение, что ты пока не нашел свое место в кино, нет знаковой роли.
— Может, это и хорошо? Знаковые и качественные — это ведь разные вещи. Для меня это такая мечта лицедейства, когда ты не тащишь приклеившийся к тебе ярлык из одной работы в другую. Хотя если лет через тридцать упорной работы мне скажут, что нет знаковых ролей, — может, и будет обидно. Для меня важен сам акт, задачи не сходить с экранов или висеть на рекламных баннерах у меня никогда не было. Вот Юрий Дудь в интервью с Алексеем Серебряковым сказал, что зритель любит его за то, что может себя с ним ассоциировать. И я подумал: как зритель себя ассоциирует со мной? Никак! Я не пьющий человек. Вроде нормально выгляжу, воспитан, спокоен. Про меня не прочтешь, что я дебоширил или, например, мастурбировал. Но мне это и не нужно, у меня другое мышление. Я спокойно развиваюсь.
Какую свою роль ты бы порекомендовал посмотреть человеку, который тебя не знает?
— Никакую! Сам редко смотрю фильмы со своим участием, иногда вынужденно, потому что надо озвучивать. Я всегда неудовлетворен и критически отношусь к себе, как и любой нормальный артист, не влюбленный в себя.
Перестал быть похожим на Германа?
— Нет, у меня все еще есть это страстное желание, чтобы все двигалось. Другое дело, что я ничего с этим желанием не могу сделать, пока сам не начну предлагать зрителю на суд свой продукт.
Как режиссер?
Да, мы с моим другом, режиссером Денисом Виленкиным, как раз занимаемся кое-чем сейчас. Я был бы рад кому-нибудь привить хороший вкус. Для меня важно быть известным не количеством работ, а качеством. Я бы хотел, чтобы меня обсуждали в этом ключе. Хотя я вообще не тот человек, который слушает, что о нем говорят. Мне, наоборот, некомфортно — я достаточно интровертен. Мне очень хорошо в своем мире.
Кстати, тебе не обидно, что в «Тексте» столько тем и смыслов, а все говорят только про вашу сцену с Кристиной Асмус?
— Мы знали, что так и будет! Знали, на что идем. Что удивляться — зрителю интересно, как капитан футбольной сборной дрочит. И все обсуждают. Я не понимаю, почему так. Когда во Франции «Необратимость» Гаспара Ноэ выходила, там сцена в переходе тоже была шокирующей, но все только радовались — как смело, как здорово.
Твой дед Олег Иванович Янковский был символом интеллигентности на экране. А что сейчас с этим понятием?
— Ничего, нет его. Даже нет такого вектора развития. Это перестало быть ценным. Интеллигентность, как писал кто-то из великих, сродни постоянному чувству вины. Когда тебе неудобно за то, что происходит. Даже за соседей, которые не вынесли мусор с лестничной площадки.
Что вытеснило интеллигентность?
— Идиотизм. Простота. Жизнь настолько упростилась, что ты перестаешь развиваться. То, что мы сами выпускаем, за что боремся, за что стоим в очередях с утра, — то и губит. Происходит подмена ценностей: комфорт превалирует над саморазвитием. Как Рэй Брэдбери сказал: «Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы».
А ты чувствуешь цикличность времени на примере своей семьи?
— Конечно. Очень многое повторяется со мной, что случалось с отцом, мамой, а чуть ранее — наверное, и с дедом. Вот у меня есть ощущение, что у нас все время дома одна и та же собака. Одна умирает — мы берем новую. Но это все та же, хотя даже порода другая. Я смотрю ей в глаза и вижу в ней ту собаку, прошлую. Эта душа, которая, как мне кажется, сроднилась со мной, с моей семьей, — она возвращается.
У тебя сочетаются юношеские идеалы, надежды и то, что с тобой происходит?
— Я легко открещиваюсь от желаний и ожиданий. Стал очень каббалистически жить: что дают — беру. Куда советуют не ходить — не лезу. То, что мое, все равно ко мне возвращается. С фильмом про Карпова нас сначала что-то отодвинуло друг от друга, а потом сдвинуло опять. Вроде не выходило, но в итоге его играю я. На меня там — (показывает наверх) — определенный план.
Говорят, ты был ершистым подростком…
— Был. Врал, чтобы прогулять школу и пойти в кино, — ходил на «Что скрывает ложь», «Звездные войны». Хитро вставал утром пораньше и смотрел «Хищника». Нельзя было — возрастной рейтинг, много крови — а я все равно смотрел. Для меня это все было игрой — смогут ли меня разгадать, поймать на лжи? Я все время был в состоянии игры, дуэли с кем-то — с родителями и с их представлениями обо мне.
С чего началось твое киноманство?
— С поездки в США в 2000-м. Мне было десять, я увидел кинематограф совсем с новой для себя стороны. Первым делом меня свозили в парк аттракционов студии Universal. Там был динозавр, и я спросил, что это. Мне сказали, что есть такой фильм — «Парк Юрского периода». Я решил, что надо обязательно посмотреть. Потом увидел другой аттракцион — и узнал, что он посвящен фильму «Водный мир». Затем увидел акулу из «Челюстей»… Меня первые годы жизни воспитывали бабушка и дедушка по маминой линии. Они мне всячески прививали стремление делать хорошо, чем бы я ни занимался. Если играю в теннис, то должен выигрывать. И я выигрывал, даже в юниорском турнире в Лос-Анджелесе победил. Если учишь математику, то должен хорошо ее знать, — правда, с этим не вышло. И с кино та же история. Я понял, что его надо смотреть и знать, если хочешь им заниматься. Каждое лето я ездил в Америку, оставался в лагерях на смену-две, учил язык, катался на роликах, смотрел фильмы. А еще покупал газету L.A. Times и читал страничку с кино — там были постеры, рецензии, очень красиво все оформлено. Позже стал читать о кино в интернете — Deadline, Variety, The Hollywood Reporter, IndieWire. Мне и сегодня это все интересно с точки зрения устройства индустрии, процесса кинопроизводства, форматов кино — как его делают, сколько тратят, кто снимается и снимает.
А в Москве ты учился в международной киношколе. В чем была специфика обучения?
— Нас готовили к тому, что жизнь разносторонняя, сталкивали детское восприятие с реальностью, взрослыми вопросами. В экспедиции в Южной Африке мы снимали документальное кино про больных детей, на Соловках облагораживали братские могилы… Причем поступал я на актера, но меня не взяли. На собеседовании задали вопрос в духе «Что такое актер?», а я какую-то чушь ответил. Так я и оказался в режиссерской мастерской и полюбил своего мастера Ольгу Алексеевну Керзину. В другую мастерскую уже и не хотелось.
А потом дважды поступал в ГИТИС.
— В ГИТИС я перепоступал. Год отучился у Владимира Андреева — царствие ему небесное, — а потом перешел к Сергею Женовачу. Там мастерская была актерско-режиссерская, я был в актерской группе, но с режиссерами мы тесно сотрудничали. Сергея Васильевича я люблю и очень благодарен ему: у него я прошел настоящую школу правды, он заставил меня прийти к самому себе. Не быть кем-то, не казаться, а являться тем, кто я есть на самом деле. Не бояться своих проявлений, своих недочетов, недостатков и ценить себя. На самом деле я всегда хотел быть артистом и вот им стал. А кто знает, что будет в будущем? Наверное, получив еще опыта, я буду передавать его другим актерам. Но надо еще подкопить этот опыт. Так что я хоть и плыву по течению, но точно знаю, что у него верное направление.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…