Рассказываем о незаезженных ролях большого таланта из маленькой актерской династии.
«Слово пацана. Кровь на асфальте», «Фишер», «Аутсорс», «Топи»… Казалось бы, как можно было уместить в своей актерской копилке центральные роли во всех этих стриминговых сенсациях? И попутно обрести узнаваемый почерк и сохранить индивидуальность, несмотря на именитое происхождение и непреходящие обвинения в непотизме. Сдается, Ивану Янковскому, за минувший десяток лет доказавшему все и вся, это нипочем.
Публика не понаслышке знает совестливого Вову Адидаса, шокающего Женю Бокова и эксцентричного Родиона Раскольникова в исполнении нашей звезды, в то время как его малоизвестные и небольшие роли все еще остаются в тени. К юбилею Янковского-младшего предлагаем поговорить о них с чувством, с толком, с расстановкой. А также, конечно, с большой любовью к актеру-хамелеону, что не боится мистики, жести и экспериментов и вместе с этим не стесняется тихого авторского кино.
«Приходи на меня посмотреть» (2000)

Дебют Вани – юноше, что был пленен футболом больше, чем кинематографом, на момент съемок исполнилось всего 9 лет – пришелся на первую и последнюю режиссерскую работу его деда Олега Янковского (совместно с Михаилом Аграновичем). Непо-бейбик, мол, даже пробы проходил на общих взрослых основаниях, хоть роль в рождественской камерной мелодраме и предлагалась совсем крохотная.
Янковский-внук появился в кадре лишь на вступительные минуты, сыграв ехидного соседа героини Ирины Купченко. Та, случайно обретая надежду на любовь в лице харизматика Янковского-деда, жалуется на то, что мальчик «вечно жует бананы», бросая шкурки под дверь. И тотчас же поскальзывается. Выходит, Иван – тот еще Чарли Чаплин, раз начал карьеру с банановой кожуры!
«Индиго» (2008)

18-летний Янковский впорхнул в амбициозную, но уязвимую фантастику, заполучив главную роль в дорогостоящем звездном проекте о сверхъестественном. Который, увы, обернулся провалом. Во всем вините унылые диалоги, картонных персонажей, архаичную графику и цветокор, из-за которых «синеватый» сай-фай-триллер трудно смотреть и воспринимать всерьез.
При этом «Индиго» состарилось настолько ужасно, что дать ему шанс в веселой компании все-таки можно. Однако, как бы ни старался юный Иван, играть ему было практически нечего – предводитель супер-подростков Андрей чеканит сплошные клише и обрекает себя на предсказуемую и предсказуемо скучную заварушку. В чем, собственно, очевидна «заслуга» не самого актера, а сценарных огрехов.
«Источник» (2016)

По окончании ГИТИСа Иван пытался нащупать свою актерскую стезю, и роль в мистической драме о противоположностях, что притягиваются в природной тиши, как нельзя лучше отражала то состояние внутреннего поиска. На этот раз ему довелось перевоплотиться в городского парня, что в командировке влюбляется в деревенскую нимфу Алену (Валентина Колева, знакомая актера по alma mater).
Чего только не исполнял Янковский на тех съемках – в ледяную воду нырял, болота пересекал, волчонка на руках держал, от медведя убегал… Жаль лишь, что вопреки стараниям красавца и его мало-мальски заметной химии с Колевой фильм провалился и потонул в забвении. Хотя, надо признать, красота пейзажей «Источника», приправленная таинственностью флера местных легенд, все еще завораживает.
«Дама пик» (2016)

Заметив аристократичного вида парнишку, вероятно, в хитовом драмеди «Тряпичный союз», Павел Лунгин позвал его украсить свой – внезапно! – оперный мета-триллер, дерзко ломающий заветы классики. Тогда к списку суперспособностей Янковского добавилось и пение – партии начинающего певца Андрея актер исполнял на площадке самостоятельно, пусть впоследствии его и переозвучил тенор Арсений Яковлев.
Высоковольтная современная интерпретация пушкинской «Пиковой дамы» и одноименной оперы в свое время заслужила то ли лестные, то ли язвительные сравнения с «Черным лебедем». Что немудрено, ведь одержимый тайной Андрей аки балерина Натали Портман сливается со своим сценическим амплуа и вскоре феерично слетает с катушек. Вот так Янковский и наиграл на свой первый «Золотой орел»!
«Случай на дороге» (2018)

Не обходит стороной Иван Филиппович и короткий метр. Так, он поддержал Эвелину Барсегян, сыграв главную роль в ее неприметной зарисовке, что за каких-то 8 минут успевает поднять небанальную гуманистическую проблематику, вопрошая: можно ли прослыть достойным, совершая злодеяния толка вещественного, но проявляя человеколюбие, присущее далеко не каждому блюстителю закона?
В гуще событий компактной драмы оказывается воришка с выразительными карими глазами Янковского, убегающий от полиции во тьме ночной. Но тем не менее решающий помочь женщине, которую сбила скрывшаяся с места преступления машина. Его безымянный (анти)герой не произносит ни слова, но все равно умудряется воспроизвести палитру эмоций от полной беспомощности до отрезвляющей досады.
«Сплендоре» (2019)

В коротком метре критика Дениса Виленкина Янковский в сеттинге 1979 года романтично вышагивает навстречу симпатичной девушке на вечеринке в модном малиновом пиджаке. Чтобы несколькими минутами позже, уже в 1990-х, сменить его на усы и истасканную рубаху жестокого патриарха семьи, которого сводят с ума измены жены.
Иван, однако, играет не ключевую роль в 20-минутной зарисовке, исполненной в теплых тонах, но овеянной холодными ветрами дисфункциональности. Ведь по прошествии винтажного акта на арену выходит его экранный сын, к которому по наследству переходят психозы отца. Пунктирность линии Янковского не на шутку расстраивает – с грубым обольстителем в алом точно захочется задержаться на обочине прошлого.
«Хандра» (2019)

Снова примерил усы видный наследник актерской династии в синефильской комедии, отсылающей, в частности, к одной из главных картин его деда. И нежданно-негаданно появился в образе молодого Андрея Тарковского, что пытается понравиться девушке, рассказывая о витиеватом сценарии своей будущей ленты о какой-то космической станции с призраком умершей женой в комплекте.
Захаживает светило всея русской хандры в сновидения нервного режиссера (Кирилл Ковбас), в котором в свою очередь угадывается альтер эго автора ленты Алексея Камынина. Тот с большим теплом, восхищением, но не без иронии на пару с авантюристом Янковским вплетает в комедийное полотно отсылки к «Солярису», «Андрею Рублеву» и, разумеется, культовому эпизоду со свечой из «Ностальгии».
«Ангел» (2020)

Запрыгнув на поезд народного хайпа со скандальным триллером Клима Шипенко, Янковский поспешил воссоединиться со своим «текстовым» соперником Александром Петровым в его режиссерском дебюте. Что являет собой самоироничную исповедь звезды, заскучавшей в зените славы. А сыграл Иван, собственно, самого Петрова, на что намекают аллюзии на грани фола.
В оптике товарища Янковский нехотя фоткается с фанатами, по мнению его антагониста, лишь просиживающими пятую точку на диване, заказывает винишко в вычурном ресторане и дает нахальное интервью Ксении Собчак. Между строк хорошенько так прожаривая «танкистов, футболистов и викингов», захвативших индустрию, хоть и выражая явную симпатию к тем, кто, оказавшись на вершине, завыл от одиночества.
«Плакать нельзя» (2022)

После фантасмагоричных «Топей» и судьбоносного «Чемпиона мира» – на съемках баойпика Анатолия Карпова актер познакомился со своей будущей женой Дианой Пожарской – Ивана занесло на север. В декорациях во всех смыслах холодной и строгой Скандинавии раскручивается нарратив триллера Натальи Назаровой, снявшей Янковского в самой, вероятно, брутальной роли всей его карьеры.
С виду сдержанный, но глубоко травмированный дальнобойщик готов на скорости гнаться за негодяями, разлучившими мать с сыном, и карать их. Будто Вовка из «Завода», отрастив бородку и прикупив шубку, получил права и пошел войной на финнов и их ювенальную юстицию. Как итог – в чем-то сомнительный, но уж больно мужественный образ а-ля Данила Багров.


Комментарии