«КиноРепортер» побывал на площадке фильма Карена Оганесяна «Грозный папа».
Под сводами храма Василия Блаженного царит торжественная тишина. Повсюду разложена съемочная аппаратура, расставлены пластиковые стулья – необычные детали в интерьерах XVI века. Но именно это сочетание древности и современности создает особенную атмосферу. Ведь здесь снимают кино: семейный блокбастер с ласковым названием «Грозный папа» о приключениях царя Ивана Грозного в нашем времени.
Режиссер Карен Оганесян («Жизнь впереди», «Игра на выживание», «Пять невест») сосредоточенно смотрит в мониторы. В кадре высоченный Кирилл Кяро воплощает потрепанную элегантность. За ним – импозантный Евгений Гришковец в роскошном облачении и с приклеенной бородой. Юные Эрик Панич и Ульяна Пилипенко застыли в ожидании волшебства. А магии здесь немало. Чего стоит хотя бы сюжетная завязка.
Из-за козней злой колдуньи Иван Грозный (Гришковец) попадает в XXI век. В Москве царь встречает семью Осиповых – Никиту (Кирилл Кяро) и его детей, Ромку (Панич) и Полину (Пилипенко). Теперь им предстоит отыскать таинственную библиотеку Грозного, чтобы с помощью магической книги-гримуара отослать царя обратно и дать ему шанс спасти сына. Колдунью играет Елена Сафонова, а Игорь Верник исполнил роль олигарха Потоцкого, которому Никита задолжал денег.
Библиотека находится в храме Василия Блаженного, но добраться до нее не так-то просто. Здесь хватает всевозможных преград и своеобразных квестов, которые выполняют герои на пути к заветной цели. Храм с давних пор овеян множеством легенд, и библиотека – лишь одна из них.
Все еще жива теория, что зодчие Барма и Постник – на самом деле одно и то же лицо. Согласно распространенному мифу, Грозный ослепил архитекторов (или архитектора), чтобы ничего краше их творения не появилось на земле Русской. Однако реальных исторических подтверждений этому факту не найдено. Как не обнаружено и тайников с сокровищами или явных сходств конструкции храма с чертежами Леонардо да Винчи. Но легенды продолжают жить. И по-прежнему служат источниками вдохновения для новых фильмов.
Несмотря на определенные параллели со знаменитой комедией Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», создатели уверяют, что «Грозный папа» – совсем иной проект. Современные герои не попадают в прошлое, да и приключения у них совершенно другие.
«Нам показалось интересным через образ Грозного познакомить детей с историей, – признается Карен Оганесян. – Это шутливая вещь. Авантюрная – в добром, хорошем смысле слова. В первый день мы даже собрали маленькую фокус-группу из детишек – участников съемок и тестировали на них отдельные сцены. Спрашивали: «Смешно?» Если было смешно, мы двигались дальше. То есть своеобразный мини-тест мы уже прошли».
Помимо храма Василия Блаженного, съемки проходили на Красной площади и в Ростовском кремле. Некоторые сцены отснимут в Казани. И главные вызовы у авторов ленты впереди, хотя писатель, драматург, музыкант Евгений Гришковец уже столкнулся с серьезными испытаниями. Ему пришлось впервые в жизни выбросить человека из машины, спеть, станцевать и побрить наголо голову. Зато теперь на ней красуется шапочка из «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна.
«В настоящее время мы снимаем первую часть картины – 50 минут, без больших трюков, – продолжает Оганесян. – Работа над трюками нам еще предстоит – мы выстроим декорации в павильоне. Это будет в декабре и в мае. В общей сложности предусмотрено три съемочных блока».
Гришковцу роль Грозного досталась без кастинга. Режиссер сразу увидел сходство между ним и царем из сценария, лукавым, хулиганистым, но добродушным. Члены съемочной группы нежно называют его дядя Ваня. По-настоящему суровый правитель никогда не допустил бы панибратского отношения к своей важной персоне, а Грозный Оганесяна этому только рад.
«Мой Грозный – это Карлсон, – заявляет Гришковец. – Причем не столько мультипликационный, сколько книжный, из произведений Астрид Линдгрен. Он довольно вредный. Очень эгоистичный. Бесцеремонный. В сущности, неприятный тип! Но к нему страшно тянутся дети. Он притягателен своей неугомонностью, энергией и жизнелюбием. А к съемкам я с самого начала относился как к приключению. Грозный здесь отчасти ребенок. И я далек от того, чтобы при работе над картиной задумываться об исторической правде. Пусть дети просто смотрят приключенческую историю и смеются».
В трактовке авторов фильма царь и сына не убивал – во всяком случае, осознанно. В соответствии с распространенной версией реальный Грозный в пылу ссоры нанес царевичу Иоанну смертельный удар посохом. В «Папе» же гибель молодого человека – чистой воды случайность, и Грозный Гришковца делает все возможное, чтобы это исправить.
Обаятельное ребячество присуще и герою Кирилла Кяро («Измены», «Эпидемия»). Казалось бы, перед нами вполне драматичный персонаж. Он развелся с женой. Детей видит только по выходным. Уделяет им гораздо меньше времени, чем они бы хотели. Но у него есть прекрасная мечта – найти библиотеку Грозного. Он даже написал об этом книгу, но к объекту своих поисков так и не приблизился. Пока в его жизнь не вмешалось самое настоящее чудо.
«Сначала мой герой не верит в происходящее, – говорит Кяро. – В отличие от детей. Но потом Грозный убеждает нас, что он – тот самый. Никита, Ромка и Полина пытаются помочь ему и заодно находят общий язык. По сути, наш фильм – роуд-муви. Герои преодолевают километры на пути к цели, что их здорово сплачивает».
Съемки в храме Василия Блаженного не вызвали у создателей ленты священного трепета. Это лишь локация – пусть и редкостной красоты. По словам Карена Оганесяна, поддержание контраста между древностью и современностью стало важным вызовом в ходе всего съемочного процесса. А Кирилл Кяро признался, что с удовольствием совместил бы работу с изучением достопримечательностей.
«Мы совсем обнаглели – пришли на Красную площадь и снимаем в самом красивом храме страны, – смеется он. – Хотелось бы все здесь обойти, изучить, пообщаться с искусствоведами… Они за нами постоянно присматривают. Мы же киношники, всякое бывает!»
После очередного дубля команда собирается за спиной постановщика и любуется своими стараниями. Гришковец пытается заглянуть через плечо Кяро. Без шансов. Сразу вспоминается в шутку брошенное замечание Оганесяна: «Кирилл, мы тебя только из-за роста взяли!» Негромкие голоса шуршат в унисон с шелестящим по крыше дождем. Печально звонят колокола. Но на лицах собравшихся расцветают улыбки: дубль удался. Можно выдохнуть, подготовиться к следующей сцене. Режиссер раздает указания. Кяро идет на улицу глотнуть свежего воздуха. Гришковец опускается на стул и закрывает глаза. Минутка отдыха никому не повредит. Даже царю.
Комментарии