В театре «Модерн» – вторая громкая премьера с начала сезона. Вслед за пенитенциарным триллером «Цветы нам не нужны» про осужденных нацистов Юрий Грымов выпустил спектакль-расследование по мотивам самого известного преступления в истории человечества. «Иуда?» венчает режиссерскую трилогию «Антихрист и Христос», представляя публике не самую очевидную трактовку канонических событий и неожиданного злодея.
Экскурс в историю не будет молниеносным: для начала зрителям зададут несколько вопросов, требующих не только критического мышления, но и знаний по юриспруденции и истории. Консультанты найдутся – открывающая сцена проходит в стенах университета, где ректор, профессура, студенты и праздные зеваки пытаются ответить на конкретный вопрос: в чем именно заключается преступление Иуды Искариота.
Богословов тревожить не будут – разбирается исключительно практическая сторона проблемы. Упор на задокументированные факты. Гипотезы допускаются, но чем дальше заходит «следствие», тем быстрее версии рассыпаются под давлением аргументов. К моменту, когда сцена заполняется людьми (в спектакле занята вся труппа), у зрителей складывается представление не только о правовых нюансах, но и о политическо-религиозном устройстве древней Иудеи. Пролог завершен, роли розданы. Теперь творится история.
От суеты дня сегодняшнего мало что остается. Власть имущие общаются между собой спокойно и размеренно: префект Иудеи Понтий Пилат (Александр Борисов) появляется на гигантской лошади, которую с ощутимым усилием толкает вперед его слуга (Диллон Олойеде). Спокойны царь Ирод (Константин Конушкин), пальцы которого усеяны перстнями, и первосвященник Каиафа (Алексей Багдасаров), чинно расхаживающий в расшитой золотом одежде. Более скромен, но так же нетороплив советник прокуратора Исхак (Вадим Пинский), смертельно уставший от наводнивших город лжепророков.
Иисуса (Богдан Щукин) отличает особая отрешенность. Сцены с ним больше всего напоминают ожившие картины: впечатление усиливает филигранное освещение, глубокий темный фон и простые детали – в противовес золоту и драгоценностям. Впечатление дополняют фактурные лица и подчеркнуто театральные жесты. Сценография тоже смелая: эпизод с омовением ног мог бы показаться затянувшимся, если бы не замершие по обе стороны занавеса люди. И если зрителей скрывает темнота зала, актерам приходится подолгу держать лицо: в столбе света обычно стоит Христос, но во всполохах вокруг него ярко отпечатываются и ужас, и надежда.
Беснуются лишь торговцы, теряющие прибыль, и бедняки, жаждущие быстрых чудес. Они действительно происходят: прямо на сцене пустой кувшин вновь наполняется водой, заставляя крепко задуматься Исхака, решившего уйти на покой, и вызывая экстаз у сторонников новой веры. Воде вообще отведена важная роль, и каждый раз, когда она льется в свете огней, это завораживает. Кульминацией в этом смысле становится сцена с Иудой (выпускник ГИТИСа Лев Смирнов), страдающим от жажды и жадно ловящим драгоценную влагу. Его появления на сцене редки, и отчасти это странно, но, с другой стороны, в городе есть куда более мощные силы.
К нападкам религиозного характера создатели подготовились основательно: по словам Юрия Грымова, их с драматургом Александром Шишовым версия не просто не идет вразрез с церковными канонами, но и почти на сто процентов совпадает с гипотезами историков и теологов. При этом альтернатива настолько отличается от общепринятой точки зрения, что ее можно принять за кощунство. Затем задуматься и вспомнить пророческие слова про предательство одного из «своих». Или трактовку про то, что главное преступление Иуды – не предательство, а нежелание смирить гордыню. Проиграть события заново. А потом еще раз.
В названии густонаселенного спектакля недаром стоит вопросительный знак: «Иуда?» действительно задает множество вопросов – и они даже не про рождение религии и божью волю, а про то, что значит быть человеком. И Искариот, и Назорей здесь – в первую очередь люди. Смертные, осознающие собственные роли – учителя и верного последователя, а потому ведущие себя соответственно. И воспринимать их стоит безотносительно религии. В конце концов, не в этом ли основа человечности?
Воскрешение не оспаривается, хоть и не показывается напрямую – опять же в силу приземленности происходящего. Нет и суда над Христом: в двухчасовом спектакле, который идет без антракта, можно обойтись и без него, тем более что финал предрешен. Голгофа тоже остается за пределами видимости – гораздо больше взглядов притянет самоубийство Иуды. Тьма окутала город? Но это произошло давно. Как и в случае с «Цветами…» прошлое резонирует с настоящим куда громче, чем хотелось бы: здесь говорят про проклятую землю, попрание гуманизма («Кто же против заповеди «Не убий»?) и умных евреев, которые вечно поступают себе во вред. А еще о невозможности жить по-прежнему и тяжести собственной ноши – слова «Я устал» и «Я так больше не могу» звучат куда чаще, чем можно было подумать.
По степени мрака и величия «Иуде?» подошел бы «Реквием» Моцарта – и вопрос о том, по кому именно он мог прозвучать, повисает в разреженном воздухе. Но вместо классики – раскаты грома и звон сребреников, нервное дребезжание и хоралы, чья первозданная сила отлично подходит как разверзшимся пещерам, так и лицам апостолов. Сбивают пафос все те же человеческие реакции. И особенно иронично в этом контексте то, что спектакль, который при желании можно расценить как ловкую подмену понятий, оказывается про манипуляцию общественным мнением. За две тысячи лет ничего не поменялось.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…