«Кинорепортер» отобрал самые важные события в российском и голливудском кинобизнесе за 2018 год - как хорошие, так и не очень.
Сборы года
«Движение вверх» «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» вышло на экраны еще в декабре прошлого года, но именно в 2018-м стало главным событием всей новейшей истории отечественного кинобизнеса. Впервые в российском кино фильм продал более 10 млн билетов. До этого преодолеть этот порог в нашем прокате удавалось только «Аватару» Джеймса Кэмерона — лента о синих жителях планеты Пандора продала в 2009 году 14 млн билетов и выручила 3,5 млрд рублей. «Движение вверх» заработало чуть больше 3 млрд рублей и посмотрело его 12 млн зрителей, став таким образом абсолютным кассовым рекордсменом страны.
Организация года
В этом году в Москве начала работу Московская кинокомиссия. Идея создания ведомства, которое поможет кинематографистам согласовывать съемки и преодолевать административные барьеры в столице, возникла давно. Весной 2017-го презентация структуры прошла на Каннском фестивале, но официально она начала работу только в феврале, когда Сергей Собянин подписал соответствующий указ. Председателем комиссии назначили заместителя мэра Леонида Печатникова. За полгода работы комиссия успела поддержать 120 проектов. Так же организация занимается популяризацией города как съемочной площадки для иностранных кинематографистов.
Назначения года
В этом году произошли заметные перестановки в руководстве отечественной киноотрасли. Зимой директор департамента кино Министерства культуры РФ Вячеслав Тельнов возглавил Госфильмофонд России. За его назначение в открытом письме премьер-министру Дмитрию Медведеву высказались ведущие российские режиссеры и продюсеры. На предыдущий пост Тельнова в Минкульт тогда же в январе пришла Ольга Любимова. После президентских выборов Владимир Мединский сохранил пост министра культуры и в августе своим советником по вопросам кинематографии назначил генерального директора «Централ Партнершип» Павла Степанова. Кроме того, весь год шла крупномасштабная реформа «Фонда кино», в котором изменили структуру руководства.
Сделка года
Бизнес-ландшафт Голливуда так сильно не менялся с конца 1980-х, когда японская компания Sony купила Columbia и Tri-Star. В этом году из рук в руки перешли целых две студии-мейджора. В июне телекоммуникационный гигант AT&T завершил сделку по поглощению корпорации Time Warner за $108 млрд, и даже успел переименовать новое подразделение в WarnerMedia. Но на будущем индустрии сильнее скажется другое слияние: Disney и FOX. Теперь корпорация Боба Айгера, заплатившая за это $71 млрд, будет выпускать все франшизы FOX, включая и долгожданные продолжения «Аватара». FOX и Fox Searchlight пока сохранят свои бренды и будут работать в рамках корпорации как самостоятельные подразделения — по такой же схеме функционирует Pixar.
Скандал года
Netflix-революция продолжается. Интернет-гиганту пока не везет с блокбастерами и он сфокусировался на престижном кино. Однако любые попытки компании изменить существующую систему распространения фильмов вызывают сопротивление традиционных сетей кинотеатров и прокатчиков по всему миру. Самое масштабное сражение состоялось в этом году на Каннском фестивале. Еще в 2017-м Netflix удалось поставить две своих ленты («Окчу» Пон Чжун Хо и «Истории семьи Майровиц» Ноа Баумбака) в конкурс смотра, что было встречено в штыки французскими дистрибьюторами. Этой весной руководство фестиваля заявило, что не пустит в конкурсную программу ленты, которые не выходят во Франции в прокат. В ответ Netflix убрал свои проекты из всех секций мероприятия, в том числе отменил мировую премьеру последней работы Орсона Уэллса «Другая сторона ветра». Ленту потом показали на фестивале в Венеции, а фильм стримингового сервиса «Рома» режиссера Альфонсо Куарона получил там «Золотого льва».
Провал года
Одна из самых популярных франшиз непотопляемой корпорации Disney дала сбой — «Хан Соло: Звездные войны. Истории» оказался провальным. Летний блокбастер с бюджетом больше $250 млн собрал в США всего $213,7 млн. Мировой прокат ленту тоже не спас — на 43 территориях едва наскребли $179 млн. В зависимости от суммы потраченной на маркетинг, размеры которой не разглашаются, корпорация понесла $70–100 млн чистого убытка. Кроме того, сборы «Хана Соло» — худший результат для «Звездных войн» нового века: они почти в два раза ниже, чем у «Звездных войн: Эпизод 2 — Атака клонов», которые не без труда выручили $649,4 млн в 2002 году. После неудовлетворительных сборов Disney приостановил производство спиноффов и пересмотрел стратегию выпуска новых серий франшизы. Впрочем, 9-й эпизод появится по расписанию в конце 2019 года.
Уход года
Расследование уголовного дела Харви Вайнштейна об изнасилованиях и домогательствах осенью было в самом разгаре. А летом, еще до ареста одного из самых влиятельных в прошлом кинопродюсеров, фактически прекратила существование именная студия Харви и его брата Боба — The Weinstein Company. На ней они выпустили две сотни кино- и телепроектов, которые получали награды, в том числе «Оскары», но не всегда были финансово успешными, что вынуждало продюсеров постоянно искать новых инвесторов. Обвинения в адрес Харви ограничили круг желающих вложиться в компанию, которая носит его фамилию. Боб Вайнштейн исключил брата из совета директоров и попытался продать студию, но это не помогло. The Weinstein Company в июле признали банкротом, и вся ее библиотека и права на нереализованные проекты отошли новой компании Lantern Entertainment.
Комментарии