Кино

«Техасская резня бензопилой»: Как создавался легендарный слэшер

18 февраля 2022 года на платформе Netflix выходит прямое продолжение культового слэшера «Техасская резня бензопилой». В новом фильме маньяк Кожаное лицо вернется, чтобы продолжить свое кровавое дело. Но на этот раз ему будет противостоять старая знакомая – Салли Хардести. В ожидании сиквела вспоминаем, как создавалась «Резня» и как фильм повлиял на жанр.

Однажды в сочельник 30-летний начинающий режиссер Тоуб Хупер томился в неубывающей магазинной очереди. Изнывая от ожидания, он глазел по сторонам, и его взгляд скользнул по бензопиле в отделе хозтоваров. В тот момент Тоуб подумал, что, кажется, знает, как быстро расчистить себе путь до кассы… Эту свою не совсем рождественскую фантазию он впоследствии и воплотил в фильме с недвусмысленным названием «Техасская резня бензопилой».

Впрочем, на совести грозного инструмента в картине всего одна смерть. В действительности лента Хупера в большей степени строилась вокруг семейных ценностей и неправильного питания: по сюжету, группа молодых людей рисковала стать обедом для семейки чокнутых каннибалов. Вступительный титр постановщик предварил заявлением, что действие основано на реальных событиях. И конечно, врал и не краснел.

Однако одна из вдохновивших фильм историй преступления маньяка Эда Гейна (серийный убийца и некрофил, чья деятельность также повлияла на появление «Психо» и «Молчания ягнят», – прим. КР), который ходил на кладбище как в супермаркет, расхищая женские могилы. Из частей тел умелец собирал макабрическую мебель и даже примерял на себя чужую кожу. Эти же увлечения разделил и один из персонажей фильма Кожаное лицо, ставший иконой хорроров наравне с Фредди Крюгером из «Кошмара на улице Вязов».

Тоуба впечатлила брутальность, с которой освещались убийства в теленовостях, поэтому он избрал почти документальную манеру съемки. Ему хотелось показать, что подобные зверства вполне могли произойти в американской сельской местности, а настоящие монстры это люди.

PNMMAC Prod DB © Vortex

Режиссер сочинил сценарий совместно с Кимом Хенкелем, набрал безвестных актеров и принялся творить со смехотворным бюджетом $140 тысяч. Работать приходилось по 16 часов в сутки 7 дней в неделю. К концу съемок все причастные мечтали придушить Хупера за тот кошмар, через который он их провел.

Синяки, шрамы, физические и психологические травмы актеры годами восстанавливались после пережитого. Мэрилин Бернс, игравшая главную героиню, истекала на площадке не только бутафорской кровью, но и своей собственной. В одной сцене она основательно порезалась, убегая через заросли, в другой ей полоснули по руке: исландец Гуннар Хансен, исполнитель роли Кожаного лица, просто устал ждать, когда заработает подача крови искусственной.

Апогеем всеобщих страданий стал кульминационный эпизод с сумасшедшим людоедством. За окном стояла невыносимая жара, которая внутри фермерского дома и вовсе зашкаливала, обстановку дополнительно накаляли осветительные приборы, отсутствие вентиляции и плотные шторы. Стены забрызгали кровью с местной скотобойни, а убранство завалили трупами зверушек.

Художник-постановщик Роберт А. Барнс специально колесил по округе, заботливо собирая останки коров и прочих животных на разных стадиях разложения, и украшал кадр добытыми «сокровищами». Под воздействием адского зноя падаль стремительно тухла и умопомрачительно воняла.

PNMMAE Prod DB © Vortex

Непригодным для дыхания воздух делала не только мертвая живность. Джон Дуган, изображавший дедушку каннибалов, захотел снять все свои сцены в один присест, чтобы не мучиться лишний раз с пластическим гримом. В результате ему пришлось просидеть в душных маске и костюме 36 часов, что тоже воздух не озонировало.

Пекло и удушающий букет миазмов регулярно оборачивались для киношников обмороками и приступами тошноты. Эдвин Нил, сыгравший попутчика, признался: «Хуже этой сцены со мной в жизни ничего не случалось», а он прошел через Вьетнам, где его едва не убили.

Как ни странно, «Техасская резня бензопилой» вышла куда целомудреннее, чем предполагало ее кровожадное название. Дело в том, что наивный режиссер всерьез рассчитывал получить рейтинг PG (аналог нашего 6+). Он хотел максимального охвата аудитории, поэтому оставлял большинство ужасов за кадром. Так получилось даже страшнее все кошмары услужливо дорисовывало человеческое воображение. В результате Американская киноассоциация (MPAA) еле согласилась на рейтинг R (18+), и то после цензурных правок.

Все приличные киностудии тоже были шокированы и наотрез отказались прокатывать ленту. На помощь пришла компания Bryanston Pictures, во главе которой стояли настоящие мафиози. На тот момент они шиковали на волне успеха «Глубокой глотки» первого сюжетного порнофильма, покорившего кинотеатры, и видели чудесный способ отмывания денег в дистрибуции кино.

PNMMAF Prod DB © Vortex

«Резня» многократно окупилась, собрав $31 млн, но киношники и инвесторы этих денег практически не увидели. Бандиты занизили прибыль и выплатили лишь символические суммы. Создатели получили причитающееся им лишь в 1983 году, когда Bryanston Pictures обанкротилась, а права на картину купила New Line Cinema.

Во многих странах фильм запрещался к показу десятилетиями. Часть критиков с ходу не оценила детище Хупера, но сейчас «Техасская резня бензопилой» стабильно включается во всевозможные топы лучших хорроров всех времен. Триумф спровоцировал возникновение целой франшизы, полной сиквелов, приквелов и ремейков.

«Резня» проложила слэшерам дорогу в массовую культуру. Именно с нее началась золотая эра ужастиков, где психопаты преследуют жертв, преимущественно с колюще-режущими приспособлениями наперевес. Многие элементы, вроде огромного безликого душегуба или обреченных на смерть подростков, прочно прописались в жанре: «Хеллоуин», «У холмов есть глаза», «Пятница 13-е» просто не появились бы, если бы не та очередь в супермаркете. Даже Ридли Скотт, создавая «Чужого», черпал вдохновение в фильме Хупера. А «Зловещие мертвецы» Сэма Рэйми в свою очередь постарались развить кинематографический потенциал бензопилы.

PNMMAF Prod DB © Vortex

Некоторые видят в ленте даже нечто большее, чем простой хоррор. Например, сам Тоуб Хупер всегда считал свою нетленку отчасти комедией, пусть слишком напуганные зрители и не улавливали его черного юмора. Сейчас разглядеть комизм в гротескном извращении образа традиционной американской семьи гораздо легче. Другие выносят из фильма вегетарианский посыл: например, Гильермо дель Торо признавался, что после просмотра даже отказался от мяса, правда, ненадолго.

Опыт «Резни» также доказал, что трехгрошовые хорроры это превосходный полигон для начинающего режиссера, дабы заявить о себе в индустрии. Хупер так и продолжил ставить ужастики до победного конца, из них выделяется «Полтергейст», снятый под присмотром Стивена Спилберга.

Многие таланты, пошедшие по его стопам, в частности Питер Джексон, Сэм Рэйми, Джеймс Ван, построили завидную карьеру в Голливуде за пределами родного жанра. И не ровен час, что именно благодаря дерзости «Резни» миру явится новый гений, чья история начнется с копеечного фильма о маньяке, сеющем хаос щипчиками для бровей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

58 минут назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

21 час назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад