Кадр из фильма «Одержимая» (1981)
Сегодня юбилей отмечает актриса и певица Изабель Аджани, чьи кукольные голубые глаза осветили Францию в начале 1970-х, впоследствии озарив и весь мир. Чего только не найдешь в послужном списке красавицы – опасные для ментального здоровья хорроры, душераздирающие байопики, а также комплименты от прославленных французских постановщиков и рекорды на «Оскаре». К 70-летию звезды «КиноРепортер» вспоминает трудоемкие роли, которые зажгли звезду Аджани над Европой и не только.
Не первая главная роль в копилке актрисы, но однозначно ее первое громкое заявление на всю индустрию. Которая, вняв ему со всем вниманием и справедливым восторгом, высочайше оценила самозабвенную игру 20-летней француженки в роли страдалицы Адели Гюго, младшей дочери великого литератора и столпа романтизма. Так, Изабель стала самой молодой номинанткой на премию «Оскар» (этот рекорд только спустя 30 лет побила Кира Найтли). А Франсуа Трюффо, небезызвестный постановщик ленты – который, к слову, вместо голубоглазой темной лошадки чуть было не утвердил секс-символа тех времен Катрин Денев – отметил, что для Аджани ее профессия была сродни религии.
Экранизируя откровенные личные дневники Адели, мэтр французской новой волны на пару с восходящей звездочкой соткали достоверный портрет романтичной натуры, чья преданность, увы, пошла лишь ей во вред. Ведь отнюдь не вымышленная героиня Изабель сходила с ума по равнодушному к ней офицеру британской армии, и одержимость эта превратила ее жизнь в подобие жалкого существования. Драматический потенциал Аджани раскрылся на полную – благодаря ее отдаче и такому же реальному, как и история Адели, фанатизму, пульсирующему в исполненных печалью глазах актрисы и ее красноречивой мимике, сопереживать обезумевшей от отверженности девушке труда не составит.
Засияв на небосклоне авторского кино, Изабель привлекла внимание и Романа Полански – на тот момент еще рукопожатного – и отметилась хоть и в сравнительно небольшой, но любопытной роли в камерном триллере, завершившем его культовую «квартирную трилогию». Где с энтузиазмом отдала все экранные обсессии на аутсорс постановщику, самолично выступившему в центральной роли нервозного клерка, одержимого рукотворной конспирологией вокруг его нового жилища и подозрительно недружелюбных соседей, якобы жаждущих довести его бедного-несчастного до ручки.
Стиляга Стелла, свежеиспеченная знакомая протагониста и главная отдушина посреди ополчившегося на него жилищного мира, в исполнении Аджани взяла по чуть-чуть от архетипичных manic pixie dream girl и femme fatale. При всей своей привлекательности и загадочности, лишь усиливающихся в ее непосредственное отсутствие в кадре, не скупясь тем не менее на околокомедийные отыгрыши, достойно состарившиеся в неспешно разгоняющейся «квартирной» нетленке. Благо экстравагантные наряды Стеллы вкупе с очками в массивной квадратной оправе можно оставить там, в 1970-х.
Погостив за океаном с неонуарным среднячком «Водитель», – не путать с «Таксистом» Мартина Скорсезе! – актриса вернулась в родную Европу. И вернулась феерично, сразу заполучив главную женскую роль в одной из культовейших готических картин всех времен и народов – ремейке визионерского немого хоррора «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау. И пусть версия немца Вернера Херцога была исполнена в звуке и цвете, Аджани могла вполне обойтись и без дополнительных плоскостей и инструментов, ведь ее животрепещущие глаза истошно кричали без слов.
В адаптации стокеровской классики желанной вампиром (острые ушки и накладные коготки Дракулы в этой версии на себя примерил Клаус Кински) красавице Люси отводится не так много времени, как наверняка хотелось бы всем любителям готок с фарфоровой кожей. Но из каждого своего появления на экране француженка взяла все, чтобы создать пусть и не слишком объемный, но в своей невинности притягательный образ мученицы, что жертвует собой ради ненаглядного. В устах Изабель естественно зазвучали даже пафосные декламации вроде «Звезды меркнут и маются в смятении. Только смерть безжалостна и неизбежна». Потому, как бы ни старались Лили-Роуз Депп или Вайнона Райдер, ее Люси даже спустя почти полвека воспринимается многими хоррор-энтузиастами как нерушимый канон.
И если в «Носферату» неугомонная мания была направлена на героиню Аджани, то в психологическом арт-хорроре поляка Анджея Жулавского актриса встала по ту сторону зацикленности и выжигающего все вокруг психоза. Одновременно провозглашая себя одной из первых королев крика в истории жанра и ловкой мастерицей изображения женщин в пограничных состояниях. А воплощенная ей одержимая Анна, поверьте, действительно стоит на границе изнурительной лихорадки, сулящей смерть ей самой и всем окружающим, и осознанного существования, да причем стоит совсем не прочно. Параллельно всеми правдами и сумасшедшими неправдами пытаясь принять решение о разводе и оправиться после выкидыша, оставившего зияющую дыру в ее израненной душе.
Впоследствии Изабель еще несколько лет отходила от этой эксцентричной и не в пример травматичной роли, которая тем не менее откинула все потенциальные сомнения в широте ее актерского диапазона. Вспомнить хотя бы ту самую сцену в переходе метро, с годами ставшую культовой и разошедшуюся на зловещие мемы, где Анну в прямом смысле мотает от дикого истеричного смеха до кровавых конвульсий, будто и не отыгранных вовсе, а самых настоящих и по-настоящему болезненных. Даже смотреть на здешнюю игру Аджани жутко – пусть вместе с этим и жутко захватывающе, – а думать о том, как настолько хрупкое создание выдержало весь эмоциональный груз этого экзистенциального ужаса, и подавно тяжело. На родине фантастические усилия актрисы оценили высоко, удостоив ее статуэтками на Каннском фестивале и премии «Сезар». Такие вот две стороны преданности одной профессии!
Поработала Аджани и с другим французским маэстро – на тот момент лишь подающим надежды пионером движения сinema du look Люком Бессоном. Еще в 1983-м режиссер снял клип на сингл Pull Marine из дебютного поп-альбома актрисы, а двумя годами позже позвал и в один из своих первых полных метров. Визуал которого, надо признать, стал для ее фильмографии новинкой – после череды камерных авторских изысканий актриса погрузилась в мир если не блокбастера, то как минимум чрезвычайно зрелищного массового кино. Со всеми вытекающими для нее последствиями в виде звания новой народной любимицы и еще большей популярности у кастинг-директоров.
Равно как и у Полански и Херцога, шатенка снова отошла на второй план, сыграв трофейную жену гангстера, которая, устав от предсказуемых в своей скуке посиделок в ресторанах и скупой на события, пусть и богатой бытовухи, ныряет в запретный роман. И не абы с кем, а с жуликом, который украл ценные бумажки ее муженька. Аджани привнесла свой природный шарм во вроде бы типичное для криминальных опусов амплуа mob wife («жена мафиози»), в последние годы ставшее источником вдохновения для инстаграм-модниц. И потому, выбравшись из подземки, не погрязла в одном жанре.
Очередная статуэтка «Сезар» и очередная номинация на «Оскар» (и снова рекорд – Аджани стала первой француженкой в истории, дважды отмеченной Американской киноакадемией). И все это благодаря картине, которую Изабель собственноручно спродюсировала. Да уж, полет нормальный, особенно для все еще молодой звезды, получившей невиданный, но вместе с этим вполне справедливый карт-бланш от маститых киноделов. И снова перевоплотившейся в слабую духом, но сильную в своем влиянии на историю личность, на этот раз выступив в амплуа скульптора и художницы Камиллы Клодель.
В центре сюжета байопика – тернистый путь женщины от подмастерье именитого Огюста Родена к самобытному творцу, растущему в своем творческом видении и обретающему славу независимо от великого и ужасного наставника. И по совместительству любовника, отношения с которым одновременно и возвысили Клодель, и в итоге и погубили. В чуткой игре Аджани нашлось отражение все тех же привычных для ее многогранных героинь разрушительных эмоций – уязвимость на грани фола, эмоциональная нестабильность и неумолимо следующие за ней подавленность и агония. Что как нельзя выигрышно контрастировало с практически инфернальной властностью, которую источал не менее блистательный Жерар Депардье, сваявший на экране неоднозначный облик гения Родена.
Наконец, поистине королевская роль под стать изящной королеве французского кино. И как же Аджани к лицу витиеватые наряды с корсетным верхом и, разумеется, мерцающая на свету корона! Сдается, что актрисы лучше для экранизации классики Александра Дюма во всей Европе было на тот момент не сыскать – природная фактура Изабель помогла вдохнуть в существенно переработанный и отчасти неактуальный книжный образ реальной Маргариты де Валуа жизнь и буквально сочащуюся сквозь экран чувственность. При всем своем великолепии нисколько не вульгарную и абсолютно убедительную.
Жена лидера гугенотов Генриха Наваррского в ее исполнении хоть и сильна и в себе, на первый взгляд, уверена, но только лишь до того момента, когда вокруг нее разворачивается противостояние гораздо более внушительных сил. Тем более, что ничто человеческое, включая иррациональную страсть к случайному незнакомцу и ненависть к своему законному супругу, – ну с кем не бывает? – Марго не чуждо. Готовы поставить all in на то, что именно впечатляющим перформансом Аджани вдохновлялась ее землячка Софи Марсо в работе над ролью принцессы Изабеллы в «Храбром сердце» Мела Гибсона.
В Казани прошла торжественная церемония вручения национальной театральной премии «Золотая маска». Впервые в истории главную театральную награду страны вручили в…
В Театре Российской Армии – громкая во всех смыслах премьера: музыкальный спектакль по «Ревизору», еще и с балканскими мотивами. В…
Франко-канадский режиссер Дени Вильнев, автор «Дюны», «Пленниц» и «Прибытия», станет постановщиком нового фильма о Джеймсе Бонде. Об этом официально объявила…
У зумеров все не как у людей. Тем не менее зумеры – все-таки тоже люди, как ни крути. Следовательно, хотя…
Уэса Андерсона и Памелу Андерсон знают все. Линдсея Андерсона и Роя Андерссона знают немногие. А где-то между ними на шкале…
Недавно вышедшая в российский кинопрокат семейная комедия «На деревню дедушке» режиссера Владислава Богуша напоминает, насколько многогранен и важен для кино…