Кевин Костнер, Вигго Мортенсен и Бен Фостер на добровольной самоизоляции.
От нестерпимой жары плавятся автомобили, здания и люди. Особенно люди. Мечтающие пожить в прохладном лесочке, махнуть в горы, поймать дзен возле озера… Еще Александр Сергеевич писал, как счастлив «убежать в пустынные дубровы, на берега сих молчаливых вод». И кто с ним спорить будет? Но если отпуск вам пока не грозит, утешиться (и вдохновиться) можно замечательными фильмами, герои которых добровольно предпочли шумному урбану уединение в дикой природе. С разными для себя и окружающих последствиями.
«Танцующий с волками» (1990)
Лейтенант Данбар чуть не погиб на полях Гражданской войны. Но чудом выжил и отправился нести службу на далекий фронтир, надеясь, что когда-нибудь туда и армия явится. Время идет. Солдат не видать. Данбар каждый день любуется живописными краями, но мается от одиночества. Поэтому начинает беседовать с волком, забредающим периодически на огонек. А после и с индейцами сиу сближается.
Осыпанный «Оскарами» режиссерский дебют Кевина Костнера с ним же в главной роли – каноничный пример фильма о жизни в диких условиях. Чтобы покорить фронтир снаружи, нужно преодолеть фронтир внутри себя. Скинуть оковы цивилизации и отдаться на волю индейских богов, дабы те даровали тебе заветную гармонию тела и духа. Данбар отринул прежнее имя и превратился в воина сиу, Танцующего с Волками, и стал по-настоящему свободен. А лента заняла почетную вторую строчку в списке самых кассовых вестернов ever, уступив первенство лишь «Джанго освобожденному».
«Человек гризли» (2005)
Вернер Херцог всегда неровно дышал к фильмам о безумцах, что отправлялись к черту на кулички и вели неравную схватку с судьбой. «Агирре, гнев божий», «Фицкарральдо», «Зеленая кобра», «Крик камня» – все об этом. Но то – картины художественные. А вот документальная: «Человек гризли» про чудаковатого исследователя-авантюриста Тимоти Тредуэлла, который годами жил на Аляске, изучая гризли в естественной среде.
Про него говорили, что он и сам хотел быть медведем. Говорили с нотками снисхождения, осуждения, непонимания и симпатии одновременно. Вот, дескать, есть такой фриковатый товарищ, снимает на камеру мишек и себя на их фоне. Ну и пускай дальше снимает, никому не мешает же. Наоборот, бесплатные лекции для детишек читает и за экологию впрягается. Однако в 2003-м Тимоти с помощницей Эми подстерегла страшная смерть: их задрал и обглодал медведь. Часть фильма посвящена будничным рассказам добродушных мужичков о том, как они находили раскиданные по округе фрагменты тела Тредуэлла и вытаскивали из убитого медведя куски человечины. Гризли – это вам не мимимишный Паддингтон. Да и жизнь на Аляске – не поход в зоопарк.
«В диких условиях» (2007)
Молодой человек Крис МакКэндлесс окончил университет и решил в кои-то веки пожить самостоятельно. Поэтому бросил машину, избавился от налички и пустился в бега, променяв деспотичного папаню и безвольную маманю на бескрайние хайвеи, товарняки и ночевки под звездами. Причем Крис не просто бомжевал, подрабатывая, где придется, а преследовал конкретную цель: до Аляски добраться. Что он, собственно, и сделал, прожив в лесу 114 дней в невесть откуда взявшемся там автобусе.
Путь МакКэндлесса – это планомерный отказ от материальных ценностей и человеческого общества. Он встречает разных (в основном славных) людей, на каждого по-своему влияет, но нигде надолго не задерживается. И в глубине души понимает, что в пластмассовый мир не вернется. Вслед за Данбаром из «Танцующего с волками» он берет новое имя, Александр Супербродяга, и под ним обретает вечный покой в лесной глуши. А все потому, что перепутал съедобное растение с ядовитым. Мораль сей басни такова: к подобной изоляции нужно тщательно готовиться, а не просто пару справочников полистать.
«Короли лета» (2013)
Вообще жить в дикой природе мечтают многие мальчишки. Ни тебе предков, ни школы, ни домашки. Хочешь – голышом в речке купайся, хочешь – у костра до утра зависай. Волюшка вольная, красотень! Так рассудила и троица героев «Королей лета», сваливших от родителей в лес. Там они выстроили шалаш и принялись наслаждаться молодостью да безнаказанностью. Отращивали щетину, выбивали шаманские ритмы на старой трубе, покуривали и бесцельно шатались по округе, ничуть не заботясь о мамах и папах, которые места себе не находили.
Но когда речь зашла о выживании, быстро выяснилось, что ни охотиться, ни другими способами добывать пищу пацаны не умеют. Еще и девица в какой-то момент меж ними вклинилась, отчего крепкая мужская дружба затрещала по швам. В отличие от Криса МакКэндлесса, в своих намерениях абсолютно уверенного, гекфинновские похождения «Королей лета» оказались лишь временным всплеском эндорфинов, за которым последовало смирение с неизбежным. Хорошо в лесу, но дома на диване не хуже (и уж точно сытнее).
«Капитан Фантастик» (2016)
Пахнущий чаем и мудростью Вигго Мортенсен в своей лучшей роли муштрует пятерых отпрысков в лесной чаще. Пробежки и зарядка разбавляются изучением иностранных языков и философских трудов. И охотой на оленей вдобавок. Живет вся компания где-то в глухомани, на подножном корме и без малейшего представления о том, что такое «Найк» с «Адидасом». А затем ребята узнают о самоубийстве матери. И отец решает отвезти их на похороны: в фильме «В диких условиях» автобус был местом жительства, а здесь превратился в средство передвижения. Правда, знакомство с реальностью за границей лесной тишины для каждого окажется по-своему болезненным.
Драмеди Мэтта Росса – красноречивый ответ всем, кто считает, что подрастающее поколение непременно должно корпеть над учебниками, приносить домой сплошь пятерки, не прогуливать школу и мечтать об успешной карьере, допустим, юриста (как же прекрасна сцена с Биллем о правах!). Вместе с тем дикий-дикий батя – тоже не сахар, и обсуждать его воспитательную политику можно часами. Да, он растит детей в комфортной среде, без помешательства из-за банковского счета и социального статуса. Однако не столько делает из них полноценных свободных личностей, сколько лепит маленьких вигго мортенсенов по своему образу и подобию. Что неплохо вроде бы, но до разумных пределов.
«Не оставляй следов» (2018)
Еще один пример суровой родительской любви, что встречается на задворках общества. «Не оставляй следов», возглавляющий топ Rotten Tomatoes среди фильмов с рейтингом 100%, – печальное роуд-муви о бегстве от цивилизации, где папа (Бен Фостер) и дочка (Томасин МакКензи) отвергают социум и уединяются в лесопарке. Умываются дождевой водичкой, дремлют на свежем воздухе, по людям особо не тоскуют. Как вдруг в лесу появляются стражи правопорядка, отца с дочерью арестовывают и выносят вердикт: если они и дальше будут игнорировать работу со школой, за них возьмутся соцслужбы.
«Капитан Фантастик» наблюдает за взрослением в диких условиях скорее с отцовских позиций, а «Не оставляй следов» бросает на это взгляд со стороны девушки, которая отказалась от спокойного обывательского существования, чтобы быть рядом с единственной близкой душой (папа, ветеран Ирака, мается от ПТСР). Поистине великая жертва, приводящая к невеселому финалу. Следы на лесных тропках герои прячут во имя безопасности, но отпечаток в памяти это кино однозначно оставит.
Комментарии