Если бы он был клоуном, то точно белым: глаза Дмитрия Лысенкова остаются грустными, даже когда он смеется. Сорокалетний актер родом из Питера честно признается, что по натуре меланхолик, не скрывает печали по поводу расставания с родным Александринским театром и, несмотря на востребованность, не считает, что уже состоялся в профессии, а ждет особых проектов. «КиноРепортер» только за.
Дмитрий, из последнего – «Чебурашка», второй сезон «Вампиров средней полосы», «Алиса не может ждать», «Казанова в России» и «13 клиническая». Ощущение, что вы теперь во всех громких фильмах и сериалах.
— Просто так совпали выходы. На самом деле это даже не все: по осени еще вышли «Далекие близкие», «Закрыть гештальт» и очередной сезон «Девушек с Макаровым», где я тоже немножко присутствовал. При этом, например, «Казанова в России» снят аж три года назад. 2022-й у меня и правда довольно плотный был по съемкам, но все равно не то чтобы я прямо уработался.
Вы довольны таким карьерным виражом?
— Ну, если быть всем довольным, то можно на пенсию уходить… Нет, я бы хотел уже перейти к чему-то более масштабному. Потому что довольно много второплановых ролей, эпизодов. Я это люблю, потому что в них можно быть свободным и совсем не похожим на себя самого за счет каких-то внешних проявлений: картавить, шепелявить – что угодно делать. В главной роли трудно эту линию постоянно держать, оттого сложнее и интереснее. Но на вторых ролях стать заметным, видимо, все-таки не получится. Есть масса блестящих актеров-эпизодников, но многим ли, скажем, знакомо имя Готлиб Ронинсон?
А ведь он прекрасен, особенно в «Берегись автомобиля»! Все-таки, как та же Раневская, можно стать любимцем публики и без центральных ролей. Вас же тоже узнают на улице?
— У меня, в принципе, не было такого дня, когда я вдруг стал знаменитым. Моя карьера как пошаговая стратегия – знаете, есть такой жанр в компьютерных играх? Один проект тянет другой. На «Белой гвардии» познакомился с Федором Бондарчуком. У нас было всего три совместные сцены, но он меня запомнил и позвал на пробы в свой «Сталинград». И именно этот фильм помог заполучить главную роль в «Бедных людях». Кастинг на роль Вени был очень долгим, там вся Москва побывала. Продюсеры долго искали героя, не знали, какой он должен быть. Разброс был очень серьезный – от Александра Цекало до Евгения Цыганова. За это время случился «Сталинград», и только тогда решили рассмотреть мою кандидатуру… Вот так все и двигалось.
Но вы немало добились как театральный актер! Пять лет назад получили «Золотую маску» за роль Свидригайлова в спектакле Александринского театра «Преступление и наказание»…
— Я много интересного играл на сцене, но сейчас не являюсь штатным сотрудником ни одного театра, хотя и работаю как приглашенный артист в Театре наций и «Современнике». Кроме того, я регулярно выхожу на сцену «Приюта комедианта» в Петербурге. Я там задействован в спектаклях «Преступление и наказание» Константина Богомолова и «Человек из Подольска» Михаила Бычкова. А это не последние люди в театральной режиссуре, и отказаться от такого материала я просто не в силах.
То есть на два города живете?
— Я бы так не сказал. Последние три года живу в Москве: пришлось перебраться из-за съемок самому и потом забрать с собой семью. В Петербург езжу только четыре дня в месяц и только, чтобы отыграть спектакли. Хоть я и играю там за копейки, «Приют комедианта» – единственный театр в Питере, который после моего увольнения из Александринки предложил работу. Я считаю, что некоторым образом обязан им за поддержку. Когда ушел из труппы Александринки, это был очень болезненный момент. Я был готов продолжать играть все свои спектакли, а мне их не оставили. Причем в театре довольно много артистов, которые работают как приглашенные, и это никого не смущает, но именно в моем случае выход из штата почему-то сильно разгневал руководство.
Вы родились, выросли, учились и работали в Питере. Уже адаптировались к столичной суете?
— Моя питерская суета ровно такая же, как московская. Потому что я провожу время только на работе. Я не хожу в бары, рестораны. Все свободное время дома. А дом – там, где близкие. Мой жизненный ритм никак вообще не изменился с переездом. В Москве меня ничего не смущает. Я вообще не чувствую себя прикрепленным к одному месту. Школа, где я учился, воспитала меня гражданином мира. Им я и остаюсь. А от отца и деда геодезистов осталась охота к перемене мест. Если же говорить о каких-то различиях между москвичами и питерцами… Ну вот я, например, по натуре меланхолик, немножко на расстоянии люблю держать всех от себя, трудно схожусь с людьми. Черты питерца, да? Но, мне кажется, это просто свойство моего характера, а место рождения тут ни при чем.
Вашим дочерям – Софии и Алисе – 11 и 7 лет соответственно. Свои фильмы им показываете?
— Так особо нечего пока показать. «Ура! Каникулы!», «Последний богатырь» и «Чебурашка» – все остальное кино недетское. В принципе, им нравится, но у них другие любимые фильмы, и некоторые из моего детства. Старшая дочь уже выбирает сама, что смотреть. Она очень любит советские картины, причем даже больше – взрослые.
Ваш герой в «Вампирах средней полосы» – очень заботливый и внимательный отец. А себя вы каким бы папой назвали?
— Не знаю. Время покажет. Расскажут, каким я отцом был. (Смеется.) Достоинств масса, а недостаток один – вспыльчивость. Отсутствие терпения. Но это профессиональная деформация.
У вас очень трогательные посты в соцсетях, вы все время с детьми и супругой – Мария Зимина, кстати, тоже актриса, играет на сцене «Приюта комедианта». А дочки по вашим с женой стопам идти еще не планируют?
— Пока нет, хотя вот старшая, посмотрев «Чебурашку», спросила, как все эти мальчики и девочки попадают в кино. Вообще, я понимаю, что дети в нашем деле нужны, но своих точно по кастингам таскать не стану.
А вы сами как пришли к мысли выбрать эту профессию?
— Да, в общем, все началось достаточно банально – со школьной постановки. Вообще, я ходил в театральный кружок с пятого класса, но без особого удовольствия. Все резко изменилось в десятом, когда мы поставили спектакль по мотивам произведений Чехова, который имел бешеный успех. Я там сыграл сразу несколько ролей, и все эти перевоплощения меня так воодушевили, что решил поступать в театральный вуз.
Именно перевоплощения? Не слава, обрушившаяся на вас, пусть и только в рамках школы?
— И слава, конечно, тоже. Но вообще подобными категориями я никогда не мыслил. И сейчас, в общем-то, не испытываю огромного восторга от того, что меня узнают. В школе я мечтал плавать с Жаком Ивом Кусто в океане на глубине, написать книгу, куда соберу все знания о планете… Наверное, это был зов предков, я же из геодезической династии.
Невозможно не заметить определенную схожесть ваших персонажей в «13 клинической» и «Вампирах средней полосы»…
— Так развивались сценарии. Я ведь не знал, о чем будет второй сезон «Вампиров»: когда пришел в сериал, ничто не предвещало, что мой герой станет таким чиновником. Но они все-таки разные. В «13 клинической» у меня совсем человек без ориентиров – через все переступит. Человек без свойств, а пустота, по Гоголю, наполняется чертом. Поэтому он готов продать душу дьяволу просто ради того, чтобы получить власть. А мой Константин Сергеич в «Вампирах» нормальный человек с определенными привязанностями: мама, дочь.
Очень позабавило, когда вы передали в этом сериале привет Жванецкому: «Нормально, Григорий? Отлично, Константин!»
— Это мое предложение. Такой сцены вообще не было в сценарии! Хотя, раз меня зовут Константин, а охранника Григорий, это вроде бы само собой напрашивается. Вот я и пришел к шоураннеру и рассказал, куда и как эту реплику можно вклеить. Честно говоря, думал, что ее потом вырежут. Даже говорил: «Ну, вы же все равно вырежете, это же чисто для меня – только чтобы потешить мое самолюбие». Нет, оставили! Я обрадовался, люблю такие домашние радости в кино.
Глядя на ваших героев, кажется, что вы вообще не боитесь быть ни смешным, ни нелепым. А есть что-то, чего вы боитесь как актер?
— Думаю, что нет. Не знаю. Мне сейчас предлагали сценарий, например, где мой персонаж оказывался в сомнительной ситуации, но меня не эта сцена с проститутками отпугнула – меня не заинтересовал сам персонаж. Я понимаю, что артхаусное кино предполагает некоторую натуралистичность, и это меня не пугает. И если мне позвонит Ларс фон Триер и скажет: «Вот буду снимать третью часть «Нимфоманки», то я, скорее всего, соглашусь. (Смеется.) У меня нет запретов. Главное, понимать, «куда мыло трется», условно говоря. Все эти актерские приметы типа лежать в гробу, ни-ни – не про меня. Мое табу – плохие сценарии.
В финале сериала «Большая секунда» ваш герой говорит своей возлюбленной, что в разговоре с матерью не надо юлить. А вы сами, когда общаетесь с журналистами и малознакомыми людьми, всегда искренни или актера включаете?
— Самое страшное быть актером, который не доиграл чего-то на сцене и хочет доиграть это в жизни. Это часто с актрисами случается – у них более несчастная профессиональная судьба в этом смысле. Я сталкивался с такими людьми и всегда мучительно от них пытался избавиться… До конца ли откровенен? В контексте профессионального разговора – конечно. А какой смысл врать?
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…