Роберт Родригес снял свой первый фильм в 22 года на $3 тысячи, которые заработал, согласившись на медицинские эксперименты над собой. Позже за $1 нанял самого Квентина Тарантино и попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый разносторонний кинематографист: он режиссер, сценарист, продюсер, композитор, оператор, актер, художник по спецэффектам и т.д. При этом у него довольно заурядное для мексиканца имя, которое он с гордостью носит уже 55 лет, и это имя в титрах всегда обещает что-нибудь необычное. «КиноРепортер» поговорил с Робертом Родригесом о малобюджетном кино, семейных проектах и планах на ближайшие 100 лет.
«Гипнотик» выходит спустя 30 лет после вашего режиссерского дебюта «Музыкант». Вы уже тогда решили снимать фильмы в своем родном городе, а не в Голливуде?
— Тогда все работали в основном в Голливуде, только Джон Уотерс снимал фильмы в Балтиморе, а Джордж Ромеро в Питсбурге. Я родился и вырос в Сан-Антонио, а университет окончил в Остине, так и остался здесь. Продал права на «Музыканта» и сразу же купил квартиру здесь. И с тех пор сделал в своей студии 18 фильмов. За эти годы вообще многое изменилось. Посмотрите хотя бы, как вырос SXSW (South by Southwest – музыкальный и кинофестиваль, ежегодно проходящий в Остине, штат Техас, – КР)! Сегодня на нем показывают ленты, которые потом получают «Оскара», – это невероятная стартовая площадка для независимого кино.
То есть о своем решении осесть в Остине не жалеете?
— Помню, когда я монтировал «Детей шпионов» на Skywalker Ranch (киноранчо Джорджа Лукаса в Калифорнии, – КР), мы разговорились, и Джордж сказал: «Очень умный ход. Я тоже уехал подальше от Голливуда, потому что, когда ты живешь вне этой коробки, ты и думаешь иначе – не шаблонами. Инновационные идеи приходят тебе в голову сразу же, как только ты просыпаешься, потому что ты ничем не ограничен». Я с ним согласен, мы смогли придумать «Город грехов» именно благодаря тому, что у нас не было творческих рамок. В Голливуде все очень быстро и эффективно имитируют, а новые идеи появляются не так быстро. Начинающим кинематографистам из других городов я всегда советую оставаться дома и снимать кино именно там, создавая киносообщество вокруг себя.
Что нового вы придумали в «Гипнотике»?
— Изначально я хотел снять историю о неуловимых преступниках, которые могут украсть бумажник или опустошить ваш банковский счет, а вы их даже не заметите. Не исключаю, что в мире целый эшелон таких людей, которых вы никогда не встретите, не поймаете и даже не узнаете, что именно они делают. Эта идея показалась мне очень интересной и интригующей. Более того, у главного героя – детектива, которого играет Бен Аффлек, есть дочь, которую все считают погибшей, но он уверен, что она все еще жива, и продолжает ее искать. Ему кажется, что очень изобретательный и изворотливый преступник, которого он ловит, знает о том, что случилось с его дочерью.
А ваши дети работают в вашей компании?
— Они начали работать со мной как дублеры детей-актеров на «Детях шпионов». Потом мой сын Рейсер, когда ему было 6, рассказал мне об идее фильма про мальчика-акулу. Я тогда предложил ему: «Давай сначала напишем книгу об этом, почитаем твоим братьям, а потом превратим ее в фильм» (в картине Родригеса «Приключения Шаркбоя и Лавы» снялись его сыновья Рейсер Максимилиано, Ребел Антонио и Рокет Валентино, – КР). Теперь Рейсер – мой соавтор сценария и сопродюсер, а Ребел, которому сейчас уже 24, стал композитором на моих проектах. Он меня обошел в этом, раньше я писал музыку сам.
У Ребела музыкальное образование?
— Он учился игре на фортепиано с 5 лет, соответственно, владеет сольфеджио и теорией музыки куда лучше меня. Помню, я спросил его, где он этому научился, на что он ответил: «На YouTube». Я был ошарашен, но сейчас этот парень пишет полноценные партитуры.
Чем занят 18-летний Роуг Родригес?
— Он обожает игровой движок Unreal Engine и пишет под него графику. Моя дочь Рианнон создает дизайн образов для всех наших героев, она фанатично любит рисовать, пишет невероятные картины и 3D-изображения в своем компьютере. Сейчас моим детям уже почти столько же лет, сколько было мне, когда я начал снимать «Музыканта». (Улыбается.) Тогда мне было чуть больше 20. Когда работаешь с детьми, становишься их ментором, но и они учат тебя тому, чем ты раньше не занимался. К тому же мы отлично проводим время вместе, недавно закончили работать над перезапуском «Детей шпионов».
Первый фильм вышел почти 20 лет назад…
— Да, признаюсь, было сюрреалистично снимать ту же историю на том же зеленом фоне в той же самой студии со своими взрослыми детьми, которые тогда исполняли все трюки за маленьких актеров, и при этом с новыми детьми в главных ролях.
Кстати, почему ваша компания называется Nevermind (можно перевести как «Неважно» или «Не ваша забота», – КР)?
— Когда пытаешься запустить какой-то проект, но тебе отказывают в поддержке, то просто отвечаешь: «Не беспокойтесь, сделаю сам!» Или другими словами: «Не ваша забота». К тому же когда все делаешь сам, это более эффективно по сравнению с ситуацией, когда тебе приходится просить у кого-то разрешения или стоять с протянутой рукой. Это худшее, что можно сделать.
Какой свой фильм вы любите больше других?
— «Музыкант» всегда будет на первом месте, потому что его я полностью сделал сам, отчего получил огромное удовлетворение. Всех «Детей шпионов», конечно, я тоже люблю – этот проект во многом о моей семье. Мой дядя Грегорио Родригес был агентом ФБР, так что неудивительно, что герой Антонио Бандераса носит имя Грегорио Кортес. Другого моего дядю звали Феликс, сестру – Кармен, а брата – Джуни, как и героев фильма, ведь я рос в семье, в которой было 10 детей. Но я сделал этих детей шпионами, чтобы история была крутой и при этом сохранила семейную динамику. Уверен, что именно в этом и заключался секрет такого зрительского успеха. Мы только что закончили работу над пятым фильмом в этой франшизе, и очень приятно, когда удается создать собственный объект интеллектуальной собственности.
Не могу не спросить вас о секретном проекте «100 лет» с Джоном Малковичем. Вы действительно заперли его в сейфе под замок с часовым механизмом, открыть который можно будет только в 2115 году?
— Да, но мне уже дали билеты на премьеру. (Смеется.) Надеюсь, что наши клоны смогут посмотреть этот фильм.
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…