Дарья Златопольская — одна из самых изысканных и интеллектуальных ведущих российского телевидения. Она ведет беседы с творческой элитой в «Белой студии» и конкурс юных талантов «Синяя птица». «КиноРепортер» поговорил с Дарьей о воспитании подрастающего поколения, выпечке и соцсетях.
— Дарья, можете выбрать: «Белая студия» или «Синяя птица»?
— Если бы пришлось непременно выбирать, то, наверное, «Синюю птицу». Потому что я вижу, как детям, которые участвовали в конкурсе, «Синяя птица» помогает взлететь. Например, 8-летнему ставропольскому вундеркинду Елисею Мысину, который теперь учится в Центральной музыкальной школе в Москве и дает концерты с Денисом Мацуевым. Меня как человека, который работает на телевидении — в эфемерной среде, где не создаются вечные шедевры, как в кино, литературе или музыке, — это очень вдохновляет!
— Следите за своими «птенцами»?
— (Улыбается.) Не следим — помогаем! Есть Соня Тюрина из маленького городка в Саратовской области — она тоже переехала в Москву и ездит сейчас с Денисом Мацуевым по всему миру с концертами. Ваня Бессонов, который стал первым в истории российским победителем классического Евровидения. Две девочки, которые приходили на «Синюю птицу», Вера Шпаковская и Наташа Фурман, учатся в Академии Вагановой у Николая Цискаридзе. У нас не просто телевизионная программа — это практически социальный проект. Мы поддерживаем ребят в дальнейшей жизни. И создатели программы, и члены жюри.
— Но ведь где победы, там и поражения. Плачущие дети — душераздирающее зрелище.
— Мы изначально договорились между собой, что в «Синей птице» не будет проигравших. Иногда ребят, которые только на кастинги пришли и даже не выступили в программе, потом приглашают в другие проекты канала «Россия-1» и на концерты выдающихся музыкантов, которые много работают с нами. «Синяя птица» — площадка, на которой дети находят свое будущее. Нет задачи обязательно победить. Дети понимают: это огромный шанс — встретиться с профессионалами, которые могут подарить им совершенно другую творческую судьбу. Потому что талантливому человеку важно в определенный момент оказаться в правильных руках.
— Ну а уж если удастся дойти до финала…
— Все финалисты получают возможность подготовить номер с выдающимся артистом. И они выступают на равных! Мне кажется, это куда более важная награда, чем статуэтка. «Синяя птица» должна в любом случае стать для ребенка самым счастливым воспоминанием детства.
— А какими были установки при создании «Белой студии»?
— Восемь лет назад, когда программа только возникла, мы решили приглашать туда людей, имеющих моральный авторитет. К сожалению, многих — Сергея Юрского, Станислава Говорухина, Леонида Броневого, Марка Захарова, Евгения Евтушенко, Алексея Леонова — уже нет. Счастье, что успела расспросить этих людей о важных вещах. И знаете, они ведь тоже как дети — для них было так радостно, что они нужны, что их все еще смотрят, читают, их мнение важно, их мысли хотят услышать.
— У вас есть собственная формула хорошего интервью?
— Прежде всего — не строить планов. Не иметь перед собой цели, к которой движешься, и точного представления, как ты будешь ее достигать. Для меня важно следовать за собеседником, задавать вопросы в том направлении, в котором ему самому хочется двигаться, и быть готовой к разным поворотам.
— «Белая студия» и «Синяя птица» — программы разные. А вы в них?
— Не только в программах, но и с каждым конкретным гостем «Белой студии» я совершенно другая. Если вы посмотрите, например, мои недавние интервью с Андреем Кончаловским и Сашей Петровым, это будет совершенно разный дискурс. Даже на уровне языка. Темп и ритм — и те меняются: герой говорит медленно, и ты сбавляешь обороты, герой предпочитает рубленые фразы, и ты тоже начинаешь так разговаривать.
— Вам не кажется, что у вас из-за «Синей птицы» немного однобокое представление о современных детях? Ведь вы общаетесь с самыми талантливыми и успешными. Недаром недавний выпуск «Бесогона» Никита Михалков посвятил огромным проблемам в сфере образования.
— У меня нет надлежащего опыта, возраста и в конечном счете морального права судить существующую систему образования, но я могу рассуждать как мама. Сыну восемь лет, он ходит в школу, и ему, если ничего не изменится, предстоит сдавать ЕГЭ. Но я делаю все возможное, чтобы мой ребенок читал книги, потому что это важно. Не слушал аудиокниги и не смотрел экранизации, а именно читал.
— Удается?
— Да, но это труд. Я считаю, что в современном мире, когда ты учишь своего ребенка читать и писать (а это, по счастью, не зависит от материальных возможностей), то даешь ему дополнительное конкурентное преимущество. Культура — это не самоцель, а сжатый коллективный опыт, который пригодится ребенку, чем бы он ни решил заниматься в жизни. Это в том числе и одна из задач «Синей птицы». Когда мы ее запускали, прекрасно понимали, что это риск для федерального канала. Но оказалось, что зрителям это тоже нужно. И на мой взгляд, то, что в воскресенье вечером дети видят по телевизору своих ровесников, читающих стихи и исполняющих музыку, дает им правильные ориентиры. И еще для меня в «Синей птице» всегда было важно знакомить детей с нашими великими артистами. Наши участники выступали с Пахмутовой и Рыбниковым, Чуриковой и Евтушенко, Крылатовым и Маковецким… Почти со всеми яркими деятелями культуры России.
— Но одних ориентиров мало. Нужны стимулы.
— У меня есть теория небольших усилий: мне кажется — и это касается всех сфер жизни — не надо решать, что с завтрашнего дня начнешь глобальные изменения. Просто в течение трех-пяти минут сделай что-то хорошее вместо чего-то плохого. Например, три минуты почитай с ребенком книжку. Если не захватывает, то ни в коем случае не надо заставлять. Пусть читает что угодно. Помню, Никита Михалков в «Белой студии» говорил о «звероподобном рвении» — так вот это никогда ни к чему хорошему не приводит. Особенно в отношении детей.
— Специально выписал ваши детские внешкольные занятия: балетная студия, исторический кружок, плавание в школе олимпийского резерва, уроки игры на гитаре…
— …Это перечень моих провалов. (Смеется.) Вы просто перечислили все, чем я пробовала заниматься на протяжении долгих лет. Родители давали мне возможность попробовать себя и в том и в этом, но меня никто не заставлял. Можно даже дополнить: еще художественная гимнастика, танцы… Жаль, что так и не окончила музыкальную школу. Надеюсь, мой ребенок доучится.
— Многие считают, что у детей, которых загружают кружками и секциями с утра до вечера, нет детства.
— На это я бы ответила так: «Ну хорошо, у ребенка, который все время на тренировках, танцует, поет, нет детства, а у ребенка, который бесконечно сидит в планшете, — есть?» Перегружать не стоит, но есть обязательные вещи. Например, нужно стараться приобщить ребенка к музыке, потому что в этом возрасте открыто восприятие. Мы с сыном с двух лет ходим в филармонию. Сын и сам играет — он учится в музыкальной школе по классу фортепиано. Вообще, самое главное — найти хорошего педагога. Вот учитель рисования для Левы — лучший друг. Они играют вместе, сейчас сделали маленький мультфильм. Такие занятия не отнимают у ребенка детство, а дают!
— Вы называете сына ласково Левушкой или Левой. А представляли момент, когда он станет Львом?
— Он уже постепенно становится Львом. Львом Антоновичем. Иногда даже пугает, как быстро он растет. У него фантастическое чувство юмора! Леве всего восемь, а у него уже реально взрослые шутки. И это так здорово!
— А что чувствуете, когда любимый муж (генеральный директор телеканала «Россия-1» продюсер Антон Златопольский, — КР) «Золотых орлов» получает?
— Конечно, я очень горжусь! И даже не наградами, тем более что Антон — очень скромный человек и никогда не приписывает себе заслуги компании, которую возглавляет. Мне нравится, что он помогает людям осуществлять их творческие мечты. У меня в «Белой студии» был театральный режиссер Даниэле Финци Паска — автор церемонии закрытия Олимпиады в Сочи. И он сказал, что есть артисты-лимоны и артисты-цветы. Первых нужно прессовать, чтобы они дали сок, а вторых надо поливать, окружать заботой. Мне очень понравилась эта метафора, и вот у Антона все расцветают — и новички в авторском кино, и опытные мэтры в масштабных проектах.
— Когда в одной семье два состоявшихся талантливых человека — это сложно?
— Нет, конечно! Во-первых, я ни в коей мере не сравниваю масштабы своей работы с тем, что делает Антон. Во-вторых, мне кажется, мы друг друга дополняем. Мы много общаемся, и я имею в виду не только работу, но и книги, фильмы, музыку, которые дают и мне и ему вдохновение в том, чем каждый из нас занимается.
— Честно говоря, у вас такой образ, что кажется, вы дома на арфе играете и перечитываете Гессе. В подлиннике!
— (Смеется.) Я обычный человек. Скажем, я знаю все мультфильмы, которые смотрит Лева, вплоть до реплик, потому что любимые мы пересматриваем вместе по сто раз. Вообще, я с сыном провожу колоссальное количество времени. Это как второе детство — по-новому открываешь для себя все эти книжки, сказки, мультфильмы.
— Вы с Антоном — красивая и гармоничная пара. И не только потому, что близки по духу, но и потому, что оба в прекрасной форме. Диеты, спорт?
— Я уже говорила — теория небольших усилий. Пускай по чуть-чуть: вместо двух кусочков тортика съешь половинку. (Смеется.) Кстати, еще я люблю печь! От своих сладостей не поправляешься — проверено! Там же нет всех этих добавок, как в покупном печенье. Пироги, кексы, печенье, вот сейчас в пост — постную коврижку. Немного занимаюсь йогой — у меня очень хороший учитель. С возрастом мы забываем, что наши ноги и руки нам принадлежат, а с ним я вспоминаю, где что находится и как этим управлять. И советую избавляться от негативных эмоций — зависти, ненависти, злобы.
— Вас из-за людской злобы нет ни в фейсбуке, ни в инстаграме?
— Мне просто кажется, что соцсети — это территория откровенности, где нужно быть готовым распахнуть двери в свою личную жизнь чужим людям. Мне нравятся те, кто это делает искренне, но для меня это закрытая территория, я не могу быть настолько откровенна в личных вопросах. А предлагать миру отретушированную в прямом и переносном смысле версию себя — по-моему, не совсем честно.
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…
Папа римский отдает душу Всевышнему. Для избрания нового понтифика собирается конклав – закрытое собрание кардиналов, которые устраивают тайное голосование. Побеждает…
Макар сразу обратил на себя внимание, сыграв в сериале «Пингвины моей мамы». Но роль зумера Никиты в драме «Снегирь» его…
Спустя год после трагического инцидента со своим молодым человеком поп-звезда Скай Райли пытается вернуться к музыкальному творчеству. Певица меняет имидж,…