Интервью

«Я рос нескучным ребенком»: Интервью с Борисом Дергачевым

Смешной, немного нелепый, но такой обаятельный – этим амплуа Борис Дергачев сразу завоевал нишу народных любимцев. В «Друге на час» он предлагал свою компанию одиноким людям, а в «Свободных отношениях» шел на эксперименты ради спасения брака. И везде вызывал позитив и симпатию зрителей. Но на самом деле Борис совсем не тот самый «простой парень», да еще и серьезно теперь занялся режиссурой. Его сериал «Макрон» уже успел получить фестивальные призы, а на очереди – выход в прокат 7 сентября комедии «Праздники». Встретившись с «КиноРепортером», Дергачев рассказал все о своей настоящей жизни.

С чего все началось в вашей актерской карьере?

Думаю, с фильма «Гуляй, Вася!» (комедия 2016 года, – КР). Режиссер Рома Каримов дал возможность нам, актерам, самим придумывать персонажей и доделывать их вместе с ним. Это было поле для творчества, о котором мечтает каждый начинающий артист. Да и сама роль определила мое дальнейшее амплуа. После «Гуляй, Вася!» продюсеры, режиссеры и все наши киноделы узнали, что есть такой Борис Дергачев, и он умеет вот так.

Вы учились в Саратовском театральном институте, а потом еще и в ГИТИСе. Зачем поступали во второй раз?

На самом деле, в Саратове я недоучился, так что надо мной висело бремя неоконченного высшего образования. Судьба сложилась так, что я попал в «Электротеатр Станиславский», проработал там два года, а уже после поступил на заочку актерского отделения режиссерского факультета ГИТИСа. Там я и получил диплом, который, правда, так и не забрал. К тому моменту я уже осмелел и лучше понимал, что такое театр. Вообще, я считаю, что не так уж важно, где ты учился, – главное, чтобы у тебя были адекватные мастера, которые направляют тебя. Как говорится, научить нельзя, можно только научиться.

Фото: Антонио Реоли

Комическое амплуа – самое сложное в вашей профессии. Сами его для себя выбрали?

 Как-то все само собой сложилось. Я, что называется, рос нескучным ребенком. Сначала пел, потом играл в КВН, и это все воспитало мой юмористический стиль. Но соглашусь с тем, что смешить людей очень сложно. Особенно в стендапе, опыт в котором у меня тоже есть. Там ты сам себе и актер, и сценарист, и режиссер. Если где-то дашь слабину, некого обвинить в ошибках. Но и если все получилось, лавры достаются только тебе.

А что побудило вас встать по ту сторону камеры?

 Случай! Продюсеры, в чьих проектах я не раз снимался как актер, предложили попробовать снять пилот сериала «Макрон». Мы его сняли всего за шесть дней, и он уже успел получил приз за лучший актерский ансамбль на фестивале «Пилот». А ведь это был большой риск – могло ничего и не выйти.

И как следствие, вы сняли фильм «Праздники»?

Да, его делала та же команда. Говорят, я хорошо работаю с актерами. (Улыбается.) Мне и самому так кажется, потому что я хорошо понимаю, как играть те или иные сцены, как существовать в определенном амплуа, и пробую этим делиться. И как же это клево, когда ты говоришь, а люди тебя понимают! Актеры, к сожалению, очень часто сталкиваются с непониманием на площадке. Из этого рождается недоверие, а в нем уже сложно отыскать правду. К каждому нужен свой подход.

А как дебютанту «подойти» к такой актрисе, как Мария Аронова?

 В первую очередь нужно болеть тем, чем ты занимаешься. Какого-то специального «ключика» именно к Ароновой или, например, к Виталию Хаеву ты никогда не найдешь, если не будешь разговаривать с ними честно и на одном языке. Я никогда не подходил к ним со словами: «Вот я как актер понимаю, что здесь нужно это, а тут – то». Я просто ставил задачи. А дальше уже все зависит от того, насколько убедительны они были. Если сработало, значит, у меня получилось убедить их в той или иной оценке или в замене какого-то текста, а если не удалось, мы это обязательно увидим, и это будет моя недоработка.

Кстати, в сериале «Друг на час» вашим напарником стал Сергей Шакуров. Каково было работать со звездой такого масштаба?

Сергей Каюмович Шакуров – удивительный человек! Несмотря на возраст, на площадке вел себя так, будто ему, как и нам, лет тридцать. Он понимал весь юмор, а также чувствовал, когда не нужно мешать. Например, если я выясняю с кем-то отношения или режиссер ставит мне задачу. Он не лез, когда не нужно, и, наоборот, вмешивался, когда это требовалось. Работать с таким партнером – счастье! Мало того, Сергей Каюмович ведь когда-то служил в Театре Станиславского – у нас даже есть общие знакомые.

А вот в сериале «Короче» вы по большей части в кадре один. Это легче или сложнее?

Это, наверное, самый сложный актерский проект для меня! Там почти нет слов, все озвучивалось после. Есть только маленькие этюды и фразы, подкрепленные голосом за кадром. «Короче» – это такой проект, где твои актерские оценки заканчиваются уже на третий день работы, а дальше нужно что-то придумывать, чтобы не получилось уныло. Мы и придумывали. Приходилось эти начитанные моменты проживать и моментально к ним подключаться, из-за чего работа становилась сложнее. Нельзя было просто взять и вскочить в сцену, по крайней мере, мне тогда было сложно. Тем более что в одной локации мы нередко отбивали сразу несколько совершенно разных сцен из всего сезона.

Вы часто играете мужей и сами не год в отношениях, а недавно стали отцом (сын Мирон родился 12 апреля, мама – актриса Анна Могуева, – КР). Для себя что-то со съемок выносите?

Конечно! Зачастую мне попадаются персонажи намного безалабернее, глупее и наивнее, чем я сам, Боря Дергачев. Это помогает быть немного «над» героем, понимать, в чем его ошибки. Я разбираю текст, работаю над ролью, и мои персонажи помогают мне не наступать на те же грабли. (Улыбается.) Но не нужно забывать, что фильмы и сериалы всегда строятся на крайностях, и именно из-за этого нам во многом смешно или знакомо. А иногда мы смотрим и думаем: «Да такого не бывает в жизни!» На самом деле в жизни бывает еще хуже, но только если это показать на экране, люди не поверят.

Кстати, в центре сюжета «Праздников» вполне типичная семья. Есть ли в Пыжовых что-то от Дергачевых?

Нет, я в принципе не люблю такие сравнения. Моя задача – раскрыть характеры персонажей. Я это делаю через образы более узнаваемых людей. Если я буду говорить про своего родственника, вряд ли актер ответит: «Да, да! Он так и делал!» Я должен найти общего знакомого, возможно, человека из группы или даже героя кино, у которого было бы что-то общее с нашим персонажем.

Мне кажется, драма «Огонь» стоит в вашей фильмографии особняком. Было что-то, с чем до этого сталкиваться не приходилось?

Меня потряс масштаб съемок. Однажды мы снимали сцену в кабине пилота. Я пил чай, ел бутерброд, что-то не успел по тексту и после первого дубля попросил: «Давайте заново?» И тут же услышал: «Стоп, массовка!» Я даже сначала не понял, о ком речь. Оказалось, в этот момент в кадре по взлетно-посадочной полосе шли двести эмчеэсовцев. Я сразу собрался, потому что понял: ответственность за каждое слово лежит не только на мне, но еще на двух сотнях парней, которые стараются, чтобы у нас был красивый, сочный кадр.

Константин Хабенский и Борис Дергачев в фильме «Огонь»

Вы востребованы как киноактер, а теперь у вас появились режиссерские проекты. С театром не попрощаетесь?

Театр для меня – это дом, куда я всегда могу вернуться и где меня ждут. Это очень радостно, когда у тебя в профессии появляется основная работа, которую при этом можно ставить на паузу. То есть я играю спектакли, но пока не выпускаю новые. При этом наш художественный руководитель позволяет мне развиваться и в актерском, и в режиссерском плане, что требует больше времени и энергии. Он только приветствует это и идет на встречу. Поэтому большое спасибо Борису Юрьевичу Юхананову и «Электротеатру».

Какие у вас теперь приоритеты?

Сейчас такой момент, когда я могу чередовать то, что мне нравится. Могу найти сценарий, над которым захочу поработать как актер, и точно так же текст, который захочу снять как режиссер. Так что в ближайший год ждите от меня несколько премьер и в том и в другом качестве!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

9 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

10 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

14 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

1 день назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

1 день назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад