Общаться с Дмитрием Астраханом – огромное удовольствие. Человек редкого обаяния, ума и таланта, прирожденный режиссер, артист и педагог, он даже в короткой беседе закладывает в тебя что-то новое и полезное.
Ваши фильмы отличает, как мне кажется, невероятно позитивный взгляд на мир. Одни названия чего стоят: «Все будет хорошо», «На свете живут добрые и хорошие люди»… Вы оптимист?
— Надеюсь, что да. Как и автор сценария этих фильмов Олег Данилов, которого нет уже. Мне очень повезло, что мы встретились и столько лет вместе работали. По психотипу мы были очень разными – Олег внешне мог показаться угрюмым, а я вроде как открытый, но основополагающие нравственные понятия – добро, порядочность, достоинство – у нас были общими. Наверное, благодаря нашим семьям: ленинградская интеллигенция, люди одного круга. Хотя определяло во многом еще и время. Все-таки первые наши картины – это начало 1990-х…
…Не самое простое и позитивное время.
— А я считаю, это было время надежд и новых возможностей! Я тогда вдруг понял, что теперь все зависит от меня. Стать режиссером кино с дипломом театрального института в 1970-е было практически нереально. Когда я заканчивал учиться, в ленинградский театр режиссеру-выпускнику было не попасть. Надо было ехать работать в провинцию – это был долгий и сложный путь. А вот 1990-е все изменили – двери открылись. Потом настроения менялись, и менялись названия фильмов: 20 лет спустя появились «Деточки» – как другое, проблемное кино. Конечно, мы пытались, насколько это возможно, осмыслять время и следовать ему, но общий настрой оставался и остается.
Да, у вас есть очень разные работы. А чем вы руководствуетесь при отборе материала – и как режиссер, и как актер?
— Как артист, если понимаю, что могу это сыграть, и режиссер хочет, чтобы это был я, почти всегда соглашаюсь. Раз он меня выбрал среди всех, как я могу отказать? А как режиссер… Что мы говорим своим студентам: делайте этюды про то, что вы знаете, о том, что вас волнует! Это банальная фраза, но единственно верная. Нет другого пути! Не заплакал автор – не заплакал зритель. Я должен загореться замыслом автора. Если этого не происходит, лучше вообще не браться. Как кинорежиссер, я счастливый человек, потому что был избавлен от этих мук: у меня был Олег, и сценарии, которые он писал, мне нравились.
Ваши первые актерские работы – это вы сами себя снимали. Было желание или от безысходности?
— Чаще это было просто развлечение. Хотелось оставить такой автограф в фильме. Олег, кстати, тоже у нас появлялся в эпизодах. Пока однажды к его жене в магазине на Литейном, где они жили, не подошла одна женщина и с сочувствием спросила: «А ваш муж в массовке снимается?» Типа, все так плохо? (Смеется.)
Но эти шалости обратили на вас внимание как на актера…
— На экран я попал благодаря Митте. Александр Наумович как-то попросил меня почитать лекции у него на режиссерских курсах. Я предложил заняться разбором пьес, и мы со студентами посвятили этому часа четыре. При этом я проигрывал какие-то сцены, и Митта был поражен: «Ты так играешь! Почему ты не снимаешься? Это просто преступление перед самим собой!» И когда он начал работу над фильмом «Высоцкий. Спасибо, что живой» (драму 2011 года снял Петр Буслов, но изначально проектом занимался Митта, – КР), позвонил: «Давай сделаем пробу». Я отнесся к этому скептически, а в итоге был утвержден и сыграл одну из главных ролей. И после нее все стали приглашать.
Для вас это было неожиданностью?
— Вообще, я знал, что могу. Я же еще до театрального играл в самодеятельности. Мне в свое время сделала лучший комплимент Марина Неелова, когда мы снимали «Ты у меня одна» (драма 1993 года, – КР). Я у нее спросил: извините, можно я покажу, как это надо делать? А она ответила: «Дмитрий, вы из тех режиссеров, которые, когда показывают, имеют право не извиняться».
Вообще, режиссеры делятся на тех, кто требует от актера четкого выполнения установок, и тех, кто оставляет возможность творческого поиска. Вы к какой категории относитесь?
— У меня всегда есть в голове некое решение, я могу показать, но стараюсь себя сдерживать. Особенно это касается хороших артистов. Вообще, это зависит от времени: когда его много, ты можешь позволить себе порепетировать, подождать, пока артист сам предложит какие-то свои решения сцены. Они могут оказаться очень интересными и неожиданными, и я с радостью их приму. Поэтому я и люблю в театре работать – там на это всегда есть время. Но, в принципе, я буду так или иначе приводить артиста к тому рисунку, градусу, эмоции, способу поведения, которые мне нужны. Режиссер должен не только сформулировать артисту, что персонаж хочет, но и рассказать, каким способом, через какие поступки он этого добивается.
А как иначе?
— А вот и нет, это редко кто умеет. (Смеется.)
А как вы относитесь к негативной критике?
— Разумеется, она всегда неприятна. Но либо ты с ней соглашаешься, если она справедлива, либо… Чем я могу ответить критику, который написал гадость? Только одним: я могу своим фильмом поссорить его с женой, любовницей, мамой, папой или бабушкой. Пусть спорит с ними, потому что кому-то из них мои фильмы точно нравятся, я уверен! (Смеется.)
Значит, читаете все-таки?
— Специально не слежу, но, когда попадается, переживаю. Меня ранит каждый зритель, ушедший из зрительного зала. Такая работа! Я начинал в Свердловском ТЮЗе. Зритель – дети, подростки, молодежь, им скучно – они ушли. Значит, сделай не скучно! Не надо говорить про бескультурье. Это все пустые слова! У меня смотрели «Недоросля» в трех актах, и никто никуда не уходил.
Для большинства ваше имя неразрывно связано с кино, но и ваше назначение худруком театра «Школа современной пьесы» не стало неожиданностью…
— Вообще, по образованию я театральный режиссер и ВГИКов не оканчивал. Спектакли, собственно, и привели меня в кино. Свой дебютный фильм «Изыди!» (драма 1991 года, – КР) я снял по предложению Алексея Германа, потому что он видел мои постановки в БДТ и ленинградском ТЮЗе. И даже снимая кино, я продолжал ставить спектакли как приглашенный режиссер. Только за последнее время у меня состоялись премьеры в «Ленкоме» и в Театре Российской армии. И когда возникло предложение возглавить театр, я согласился, потому что мне это интересно. У меня есть много, как мне кажется, интересных идей.
Какие задачи вы перед собой ставите как худрук?
— Я хочу, чтобы наш театр сильнее развернулся к зрителю, дал более широкий спектр постановок. Поэтому, помимо современной драматургии, в нашем репертуаре появляется классика. Труппа небольшая – всего 30 человек, спектаклей тоже мало. Когда я возглавил театр, было лишь 13 названий, сейчас 16. А чтобы две сцены параллельно работали, должно быть 30. Мы уже поставили три новых пьесы – «Час тишины», «Женское счастье» и «Семейный шкаф и его обитатели» – и закончили сезон, улучшив все показатели театра.
И что надо, чтобы удвоить число спектаклей?
— Помимо нашей труппы, мы привлекаем новых артистов. Каждый спектакль становится проектом, под который отдельно собирается труппа – как в кино. Режиссерам дается возможность сформировать себе команду под спектакль, так, чтобы получить максимально яркое и художественное зрелище.
Получается, название театра уже не совсем актуально, раз вы беретесь за классику…
— Мне нравится вариант «Театр на Трубной» с подназванием «Школа современной пьесы». Так же сохраняется конкурс современной драматургии, но мы хотим его немножко переформатировать: чтобы это были не только авторские эксперименты, но и пьесы более внятного жанрового содержания. Плюс для того, чтобы дополнительно стимулировать авторов, мы ввели номинацию «Заявка». Они пишут синопсис пьесы, которую хотели бы написать, а мы выбираем, что из этого хотели бы поставить.
Тоже как в кино!
— Именно! Так больше шансов получить что-то действительно интересное.
Вы пришли в сложившийся коллектив. Ставите ли вы перед собой цель обеспечить работой всех?
— У театра были свои победы, и, конечно, моя задача – не разрушить все, что было, а сохранить лучшее и попытаться сделать то, что будет работать на славу театра. С кем-то у меня уже найден контакт, с кем-то мы в процессе, но… я не уволил ни одного человека.
Смена актерских поколений в спектаклях-долгожителях – болезненный процесс?
— В свое время я ставил «Женитьбу Бальзаминова» в БДТ, мы объехали весь мир с этим спектаклем, и как-то мне позвонил Андрей Толубеев, который 10 лет играл Бальзаминова: «Дмитрий Хананович, замените меня! По забору лазить уже тяжело!» (Смеется.) И тогда только мы стали думать, кого из молодых поставить. Важно понимать, что артист растет в ролях – ни в какой массовке он не вырастет. Нужна большая роль! Пусть не самая главная, но мощный эпизод, который от него потребует все разнообразие красок.
На классику в этом смысле вы делаете акцент в первую очередь?
— Когда театр берется за классику, он сдает экзамен на зрелость. С современными пьесами проще, потому что нет истории постановок, не с чем сравнивать. А классике надо соответствовать, ты должен придумать то, чего не было до тебя. Меня так учили: берешь пьесу, и нужно, не переписав ее, оставаясь в историческом контексте произведения, найти ключ к сегодняшнему дню. Вот это высший пилотаж!
Главное, конечно, что это будут за решения…
— Вот вам пример. Я делал «Доходное место» в «Ленкоме», и многими сценами там по-настоящему горд –— знаю, что поставил их так, как никто до меня. Там есть сцена скандала с Кукушкиной, решение которой я придумал очень давно – еще в Свердловске. Потом показывал ее в Москве Леониду Хейфецу, у которого работал в лаборатории как молодой режиссер. Он подошел ко мне в антракте и сказал: «Я видел столько «Доходных мест»! И то, что вы изобрели в ней, дорого стоит». Или вот, еще учась в институте, ставил пьесу «Удалой молодец – гордость Запада» и придумал сцену с бочкой. Сколько лет прошло, а все, кто берется за это произведение, тоже используют бочку, хотя ее нет в пьесе – это я придумал.
По поводу классики среди ваших коллег бытуют разные, подчас полярные мнения. Худрук Театра на Бронной Константин Богомолов, по сути, сделал себе имя на ее перелицовке. А возглавляющий Малый театр Юрий Соломин, наоборот, заявил, что даже малое вмешательство в классику недопустимо…
— По большому счету, режиссер может делать все что хочет. Как говорил Вольтер, все жанры хороши, кроме скучного. И тут я не хочу быть судьей: у каждого свои боги, свои приоритеты. Другое дело, что великий автор – это бренд, и зритель идет на него. Поэтому главный вопрос – что написано на афише.
Слушаю, с каким воодушевлением вы говорите о театре, и думаю, не потеряет ли вас теперь кино?
— Ну нет, кино остается у меня в планах. Слава богу, у меня есть три сценария Олега, которые еще не сняты. Один я сейчас уже запускаю в производство. Так что, как говорится, не дождетесь! (Смеется.)
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…