Индийский кинематограф – это не только драма, танцы и пляски, сцены, нарушающие все законы физики, и бесконечные истории о мести, предательстве, любви и семье. Во второй половине прошлого века кинематографисты пытались освоить необычный для страны жанр – супергероику. В частности, историю про Супермена, пришельца со сверхспособностями, ставшего защитником землян.
Собравшись с духом, «КиноРепортер» посмотрел три фильма про индийского Человека из стали (и один про турецкого!) и рассказывает, стоило ли это того и опасно ли повторять подобный трюк в домашних условиях.
Это первая индийская лента о Супермене, вышедшая еще до классических фильмов с Кристофером Ривом. Ее относят к неофициальным адаптациям, потому что прав на использование образа Человека из стали у создателей не имелось. Именно поэтому вы не увидите ни легендарного красно-синего костюма, ни знакомых персонажей, ни яркой буквы S. Режиссер Манмохан Сабир, также написавший сценарий для «Возвращения Мистера Супермена», взял за основу историю происхождения Кал-Эла и своеобразно интегрировал ее в индийские реалии.
Фильм начинается со сцены падения космического корабля (или ракеты) на Землю, в котором бездетный фермер находит маленького мальчика. Он забирает его себе, называет Джаем и постепенно обучает языку, письму и образу жизни землян. Со временем ребенок обнаруживает у себя сверхспособности: суперсилу, рентгеновское зрение, суперслух и т.д. А затем повествование неожиданно переносится на пару десятков лет вперед, и Джай оказывается уже крепким и статным мужчиной, работающим в редакции газеты, ловящим преступников и, что весьма странно, курящим. Далее отступлений от каноничного образа Супермена будет все больше.
Черно-белая лента безнадежно устарела даже на момент выхода. Создатели явно вдохновлялись американским кинематографом, однако промахнулись на пару десятков лет. При просмотре не покидает ощущение, что ты включил классику с Чарли Чаплином или Бастером Китоном с аналогичными визуальными приемами, операторской и звуковой работой и давно лишившейся своего очарования физической комедией. И разумеется, куда же без фирменных песен и танцев! Хотя привычных современному зрителю помпезных музыкальных номеров в фильме нет. Все танцевальные и песенные сцены больше похожи на старую советскую классику.
Глобального сюжета от картины ждать не стоит – бюджет явно был невелик. Это локальная история, где Супермен противостоит не богатым гениям и людям со сверхспособностями, а местным контрабандистам. Причем делает это исключительно в полях или просто на свежем воздухе. Экшен традиционен для индийского кино с его хлесткими звуками и пощечинами, от которых злодеи отлетают на несколько метров.
По большому счету дебютная индийская экранизация комиксов о Человеке из стали напоминает любительскую работу, в которой имя культового супергероя вынесено в название лишь для привлечения зрителей. Почему и куда вернулся мистер Супермен, если это был обособленный и, по сути, первый фильм, осталось для нас загадкой.
А вы знаете, что усатый Супермен появился задолго до Генри Кавилла? Впрочем, обо всем по порядку. Индийцы вновь вернулись к Супермену только через двадцать лет. Как раз спустя два года после премьеры культовой ленты с Кристофером Ривом, Джином Хэкменом и Марлоном Брандо. В 1980-м также готовился к выходу сиквел американской картины, и в Индии решили, что это подходящий момент для нового пересказа истории супергероя на свой лад. Правда, на этот раз сюжет не имеет ничего общего с оригинальным Суперменом: его имя опять использовали в рекламных целях.
Завязка ленты следующая. Трое индийских ковбоев приходят в дом мальчика Раджи и убивают его родителей. Сирота, убитый горем, отправляется в храм, чтобы просить помощи у богов. И один из них откликается на зов Раджи – он наделяет мальчика силами, сравнимыми с его собственными. Герой становится Суперменом. Точнее, Харуманом. Это индийское обезьяноподобное божество, которое и превращает Раджи в сверхчеловека. Даже костюм супергероя, хоть он и похож на классический наряд Рива, отличается одной важной деталью – вместо традиционной буквы S на груди протагониста красуется H (Haruman).
В отличие от предшественника, «Супермен» намного ближе к традиционной индийской фантасмагории: здесь больше несуразного экшена, откровенных сцен, сюрреализма и танцев. Причем в одном из эпизодов главный герой кружится с любимой прямо в космосе на фоне планет, спутников и звезд, окончательно превращая фильм из адаптации в пародию. Сам образ Раджи/Супермена выглядит скверно: актер снимался уже в летах, и со своим излишним весом, усиками и цепляющим глаз париком он больше похож на подражателя толстого Элвиса, нежели на Человека из стали.
История, как и полагается классическому индийскому фильму, перенасыщена второстепенными сюжетными линиями. Но если в других лентах этот прием работает, то здесь авторы растягивают и так солидный хронометраж, превращая приключенческий эпос в тягучее и скучное кино. Под конец уже не терпится увидеть финальные титры и облегченно выдохнуть. Поклонникам индийского кинематографа «Супермен» наверняка приглянется, а вот гикам и фанатам супергероики лучше держаться от него подальше. Ради собственного душевного спокойствия.
Третий и последний на данный момент индийский фильм про Супермена вышел в 1987 году. И вновь его премьера неожиданно совпала с релизом свежей части американской франшизы. С сюжетом на этот раз все куда лучше – картина стала прямой адаптацией ленты 1978-го. Однако опять неофициальной. Создатели сохранили множество деталей оригинала, включая имена некоторых важных героев, местный криптонит (ахиллесова пята персонажа), сюжетные арки и тот самый костюм.
Индийский Кларк Кент, он же Шекхар, получился самым аутентичным Человеком из стали, насколько это вообще было возможно: фирменный образ ботаника-журналиста, атлетическое телосложение, та же прядь на лбу, что и у Рива. Юмора тоже стало гораздо больше по сравнению не только с предыдущими фильмами, но и с оригиналом. Авторы специально ввели в сюжет аналог Джимми Олсена, коллеги Кларка Кента, одержимого супергероем, с которым связано большинство комичных моментов. Правда, будет ли вам смешно наблюдать за карикатурным персонажем? Вопрос риторический.
Ключевая сюжетная линия осталась практически без изменений: аналогичное прибытие на Землю, работа в редакции, роман с Гитой (Лоис Лейн), противостояние с харизматичным Вермой (Лекс Лютор), который появляется в кадре чаще Шекхара, спасение жителей от ракеты и финальная перемотка времени вспять. А между этими основными эпизодами затесались привычные танцы, песни, интриги, драма, абсурд и скудные спецэффекты (вроде фигурки Супермена на проволоке вместо живого человека).
Если закрыть глаза на устаревшие технологии, то в целом у создателей получилась довольно неплохая фантастика по меркам фильмов категории B и местного кинематографа конца 1980-х. А история Человека из стали действительно умело интегрирована в индийский сеттинг. «Супермен» 1987 года вызывает гораздо меньше испанского стыда, чем его предшественник, но подходить к просмотру фильма мы все же советуем с большой осторожностью.
Если вы думали, что хуже индийского Человека из стали ничего нет, то специально для вас мы также посмотрели турецкую адаптацию Супермена. Она длится чуть больше часа, в главной роли снялся не профессиональный актер, а друг режиссера, и по жанровой принадлежности ее следует отнести к криминальным фильмам в духе лент с Жан-Полем Бельмондо и Аленом Делоном.
Сюжет совмещает в себе оригинальную историю происхождения Супермена с авторскими вставками. Основной конфликт построен вокруг криптонита, который выступает в качестве философского камня, превращающего любой материал в золото. На этом интересный контент заканчивается: в течение часа вы будете наблюдать за скучными разговорами злодеев, редким и неумело поставленным экшеном, преимущественно бездарной актерской игрой и Кларком Кентом, любующимся нижним бельем коллеги.
Одна из причин, почему турецкий Супермен вообще появился на свет, – запрет на показ американских фильмов. Зрители не могли увидеть Кристофера Рива в образе Кента, поэтому местные кинематографисты решили исправить это недоразумение, сняв свое недоразумение с минимальным бюджетом, скудным сюжетом и артистами без профильного образования. «Супермен возвращается», конечно, может стать развлечением на один вечер (или час), но его стоит позиционировать исключительно как пособие. Пособие, как не надо снимать адаптации.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…