Кино

Я и сам своего рода ученый: Какие кинозвезды увлекаются наукой

Говорят, чтобы в чем-то преуспеть, нужно заниматься одним делом. Не растрачивать ресурсы на дополнительные активности, а сосредоточиться исключительно на любимом ремесле, раз за разом оттачивая навыки и доводя мастерство до совершенства. Но случается и так, когда умной и творческой натуре становится тесно в рамках одной сферы, и они пробуют себя в других. Например, в математике, космологии и глубоководных исследованиях. «КиноРепортер» рассказывает о знаменитых кинематографистах, внесшим собственный вклад в развитие и популяризацию науки.

Питер Джексон

Питер Джексон как будто бы и не знает слова «усталость». Помимо того, что сейчас режиссер корпит над новым «Властелином колец», спин-оффе саги с подзаголовком «Охота на Голлума», он также находит время на нестандартное увлечение. Джексон поглощен своего рода научной «некромантией», т.е. воскрешением вымерших животных. Постановщик объединился с биотехнологической компанией Colossal Biosciences, чтобы вернуть к жизни гигантского южного моа. Это огромная птица, обитавшая в Новой Зеландии. Ее рост мог достигать четырех метров, а вес – более 200 кг. Ученые уже приступили к генетической расшифровке и сборке генома всех девяти известных видов моа. Анализ позволит исследователям разработать технологии размножения, что в свою очередь позволит создать потомство моа.

По словам Джексона, ему всегда нравилась идея возрождения вымерших видов. Особенно потому, что наука может принести огромную пользу и для сохранения видов, находящихся под угрозой исчезновения.

«У нас с Фрэн (супруга Джексона, – КР) есть коллекция примерно из 400 костей моа, и мы уже взяли образцы для анализа ДНК. Моя задача на ближайшие год-два – собрать как можно больше костей. Чем больше костей, тем точнее геном. Но меня также воодушевляет то, как возрождение моа вдохновит многих молодых новозеландцев заняться учебой, а затем и карьерой в области науки», – отметил постановщик.

Джексон добавил, что для новозеландца моа – это птица, которая является частью ДНК страны. На ее территории обитало около четырех миллионов представителей этого вида. Но в конечном итоге они оказались истреблены маори, коренным народом Новой Зеландии.

Джеймс Кэмерон

Если взглянуть на фильмографию Джеймса Кэмерона, то можно заметить одну повторяющуюся тему – моря и океаны. Детское увлечение режиссера кораблекрушениями переросло в полноценные глубоководные исследования, которыми он занимался, работая над фильмами «Бездна», «Титаник» и «Аватар: Путь воды». Этот опыт оказался невероятно полезен – Кэмерон внес вклад в развитие подводной съемки и создание дистанционно управляемых аппаратов.

В 2012 году Кэмерон в специально разработанном батискафе Deepsea Challenger, оснащенном специальным оборудованием для фото- и видеосъемки под водой, отправился в одиночное путешествие к самой глубокой точке Земли – Марианской впадине. Режиссер потратил более трех часов на изучение глубин, находящихся примерно в 320 километрах к юго-западу от тихоокеанского острова Гуам. Кэмерон успел не только снять достаточно материалов, но и побыть своего рода ученым. Во время погружения в Бездну Челленджера, самую глубокую точку Марианской впадины, Кэмерон открыл новые виды морских огурцов, гибрида червя и кальмара, а также гигантскую одноклеточную амебу.

«Я рос на научной фантастике в то время, как для некоторых такая фантастика была реальностью. Люди отправились на Луну, Кусто исследовал океан – это происходило на моих глазах, об этом я мечтал с детства», – признался режиссер.

Как человек, занимающийся профессиональным глубоководным погружением, Кэмерон после катастрофы подводного аппарата «Титан» раскритиковал компанию OceanGate за отсутствие сертификации безопасности подводных аппаратов. Кроме того, постановщик указал, что углеродный композит, использованный инженерами батискафа, «не обладает прочностью при внешнем сжатии» при воздействии давления в глубоководных условиях. При этом снимать документальный фильм о катастрофе «Титан» Кэмерон не собирается.

Роман Михайлов

Роман Михайлов и Олег Чугунов в фильме «Поедем с тобой в Макао» (2023)

За три последних года имя Романа Михайлова прочно укоренилось в российском артхаусе. Карьера режиссера стартовала в 2022 году с дебюта «Снег, сестра и росомаха», за которым последовали еще 6 картин и один мини-сериал. Поклонники Михайлова, разумеется, в курсе его биографии, но массовый зритель наверняка не знает, что фильмы ֿ«Поедем с тобой в Макао» и «Жар-птица» снял доктор физико-математических наук и профессор РАН. Михайлов – выпускник мехмата МГУ. Вскоре после окончания университета он защитил кандидатскую диссертацию, а затем и докторскую.

И это было лишь началом научной деятельности Михайлова. Роман выпустил более 70 научных статей и монографий, а также ввел ряд научных терминов. Но его самое значимое достижение – решение «проблемы размерных подгрупп» (совместно с Л. Бартолди), над которой ученые бились более 80 лет. Работу признали одной из лучших, опубликованных Лондонским Математическим Обществом в 2020–2023 годы. В 2022 году Михайлов объявил о прекращении научной деятельности и полностью переключился на кинематограф.

«Кино замешано на научном прогрессе. Это не то, что можно произвести в формате спонтанного творчества. Нужны специальные линзы, работа со светом. Мне все это казалось неестественным искусством. Кино – воспроизводимая галлюцинация, которую мы можем передавать из рук в руки. Можно одним кликом отправить ссылку на эту галлюцинацию в любую часть света! Это феноменально», – восхищался Михайлов.

Том Хэнкс

Одни погружаются в океанские глубины, другие грезят о космосе. Как, например, Том Хэнкс. Актер увлекся космическими путешествиями почти одновременно с кино. Неизгладимое впечатление на тогда еще совсем юного Тома произвела «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика. По словам Хэнкса, фильм «просто снес ему крышу», потому что он впервые осознал, что кино может быть не просто развлечением, оно может найти новые способы рассказать историю. Второе озарение пришло месяц спустя, во время прямой рождественской трансляции с борта «Аполлона-8», вращавшегося вокруг Луны.

«Ух ты! Я действительно вижу всю Землю на экране телевизора. Я на той планете, что на снимке! Только я нахожусь в ее ночной части. И я дома у мамы, и сейчас Рождество», – вспоминал актер о своих эмоциях.

В тот момент Том и правда был одержим космосом. Он мог часами сидеть на дне маленького бассейна на своем заднем дворе и дышать через садовый шланг, представляя себя настоящим астронавтом. В конечном счете Хэнкс выбрал карьеру в кино, но прежняя мечта следовала за ним на протяжении всей карьеры. Он снялся у Роберта Земекиса в «Аполлоне-13», а после спродюсировал 2 документальных проекта о спутнике нашей планеты, «С Земли на Луну» и «Путешествие На Луну 3D».

В 2000 году Хэнкс получил награду NASA Public Service Award за работу над повышением интереса общественности к теме космоса. Спустя 6 лет за аналогичные достижения некоммерческая организация Space Foundation вручила актеру премию имени Дугласа С. Морроу. Одна из последних космических работ актера – научное шоу «Лунные странники». Оно посвящено прошлым и будущим полетам человечества на спутник и включает также интервью Хэнкса с астронавтами текущей программы «Артемида». Актер также входит в Совет управляющих National Space Society (NSS), специализирующейся на популяризации космоса.

Стивен Спилберг

Фото: ABACA/ТАСС

Увлекается наукой и близкий товарищ Хэнкса режиссер Стивен Спилберг. Правда, постановщик в отличие от актера руководствуется в своем хобби исключительно практичностью. Процесс создания сценария невероятно трудоемок и обычно отнимает немало рабочего времени, учитывая, что каждый дополнительный сотрудник должен проверить проделанную работу. Оптимизация процесса проверки и комментирования, позволяющая лицам, принимающим решения по проекту, быстро проверять работу, повысит эффективность съемок и других бизнес-проектов. Именно так подумал Спилберг, и вместе с исследователем Сэмюэлем Густманом режиссер придумал «метод и устройство для аннотирования документа». Патент был подан в 2012 году.

Предложенное Стивеном изобретение позволяет нескольким пользователям добавлять устные комментарии к текстовому документу. Например, к книге или к тому же сценарию. Согласно патенту, система позволит пользователю взаимодействовать с документом через несколько коммуникационных устройств, включая мобильный телефон, домашний компьютер или даже таксофон. Ничего не напоминает? Да это же самый настоящий Google Docs, но с голосовым управлением, учитывающим интонации говорящих. Придумка оказалась действительно ценной для работников киноиндустрии, однако именно в год подачи патента Google приступил к активному развитию бесплатного онлайн-офиса.

Хеди Ламарр

Вместо подрубрики «Достойны упоминания» хотелось бы более подробно остановиться на одном человеке. Говоря о симбиозе науки и кино, нельзя не рассказать о прекрасной Хеди Ламарр, совмещавшей актерскую карьеру с изобретательной деятельностью. У нее отсутствовало специализированное образование, но практически все свободное время она посвящала научным проектам. Будь то дома в оборудованной самой Ламарр лаборатории или в трейлере на съемочной площадке. Хеди часами экспериментировали с разными необычными устройствами. Среди ее небольших изобретений – диспенсер для горчицы, флуоресцентный ошейник для собак, шипучие драже, превращавшие воду в газировку. Однако ее главное открытие было впереди.

С помощью своего друга Джорджа Антейла, известного композитора, она создала систему, предназначенную для защиты связи между кораблями и их торпедами. Торпеды, управляемые по радио, часто перехватывались противником во время подводных атак. Вдохновленные перфорированными бумажными лентами, которыми оснащались механические пианино, Хеди и Джордж разработали первую систему с расширенным спектром, использующую скачкообразную перестройку частоты. Этот метод случайным образом распределяет передаваемый сигнал по нескольким каналам, что гарантирует его незаметность. В начале 1940-х дуэт изобретателей передал патент представителям Военно-морских сил США, однако те отклонили идею энтузиастов. Через несколько десятков лет придумка Ламарр заложит основу для появления Bluetooth, GPS и Wi-Fi.

Хеди добилась научного признания лишь под конец тысячелетия. В 1997 году ей присудили награду – фонд Electronic Frontier Foundation в рамках премии «Пионер» вручили Ламарр и Антейлу (посмертно) специальный приз за их достижения. Свое признание актриса и изобретательницы прокомментировала одной фразой: «Вдруг я стала умной».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Высокий сезон»: Чем опасен пляжный отдых во Вьетнаме

Врач-кардиохирург Миша и его девушка Аня отправляются во Вьетнам за отпуском мечты – солнце, серфинг, новые планы на жизнь. Все…

1 час назад

«Супермен» Джеймса Ганна: Панк-рок, кайдзю, расчлененка и маленькая собачонка

Супермен огребает мощнейших тумаков от какого-то бронированного летающего мужика после того, как вмешался в разборки двух вымышленных государств с нелепыми…

23 часа назад

Российские фильмы заработали за рубежом $4,6 млн

По итогам первого полугодия 2025 года российские полнометражные фильмы заработали в зарубежном прокате (за исключением стран СНГ) $4,633 млн. Одним…

1 день назад

Российские фильмы 2000-х, которые стоит выпустить в повторный прокат

«Прогулка» Алексея Учителя снова в российских кинотеатрах – значит, пришло время оглянуться в прошлое и изучить, каким было отечественное кино…

1 день назад

Театр Моссовета запускает режиссерскую лабораторию детского театра

18 июля 2025 в пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная запуску творческой лаборатории Театра Моссовета совместно с МТС Live. В…

2 дня назад

Сериал «В глуши»: Живописный лесной триллер, украшенный вестерн-мотивами

На пару альпинистов, которые спокойно себе карабкались в гору, расположенную посреди обширного заповедника, внезапно с вершины этой горы падает девушка.…

2 дня назад