У хмурого копа Дэнни Рурка (Бен Аффлек) пропадает дочь. Ее похищают буквально на глазах у зазевавшегося папки – на детской площадке. И даже подозреваемый имеется вроде бы, но из-за психического расстройства толку от него – как от козла молока. Время идет. Новых зацепок не появляется. Попутно в Остине, штат Техас, полным ходом идут странные ограбления банков. Бандиты не обчищают кассу, а выносят только одну ячейку. Что-то здесь явно нечисто. Рурк начинает копать. И, разумеется, вскоре узнает о существовании глобального заговора.
Сценарий «Гипнотика» Роберт Родригес радостно называл одним из интереснейших в своей долгой и насыщенной карьере. С учетом того, что мужчина работал над «Музыкантом», «Отчаянным», «Городом грехов», «Грайндхаусом» и прочими известными лентами, подобные комплименты в адрес собственного творения интриговали. «Это как триллер Альфреда Хичкока на стероидах!» – заявлял Роберт, припахавший, кстати, к съемкам почти все семейство. Один его отпрыск писал саундтрек, другой редактировал сценарий, третий занимался визуальными эффектами, четвертый приглядывал за монтажом…
И как, должно быть, чертовски обидно было после стольких трудов (и связанного с пандемией производственного адка) столкнуться с цунами яростного хейта! При бюджете $65 млн «Гипнотик» собрал ровно в 10 раз меньше, а критики на Rotten Tomatoes оценили его в скромные 34%. Худший для Родригеса результат с 2013-го, когда «Мачете убивает» отхватил 29%. Мы, впрочем, не собираемся подливать масла в пожар всеобщего осуждения. Вместо этого объясним, почему, на наш взгляд, «Гипнотику» стоит дать шанс – и позволить ему если не удивить себя, то по крайней мере развлечь.
Гипнотики, собственно, – это особо одаренные товарищи, которые могут повлиять на работу мозга через психические способности. Они посылают людям зрительные и звуковые сигналы и заставляют видеть альтернативную версию мира, которой на самом деле не существует. Постепенно мы узнаем, кто и зачем создал отряд гипнотиков и какое отношение к нему имеет Дэнни Рурк (а также его спутница Диана в исполнении Алиси Брага). Но до тех пор – да и после, в общем-то – фильм старательно водит зрителя за нос, вынуждая поверить в одну реальность, а затем резко сменяя ее другой. Которая тоже запросто может оказаться не тем, чем кажется поначалу.
Подобный нарратив, конечно, не то чтобы очень свеж, но в «Гипнотике» работает вполне исправно – при поддержке спецэффектов а-ля «Начало» на минималках и пребывающего в недурной форме Аффлека, чья мрачная физиономия в контексте происходящего на редкость уместна. Вообще в последнее время далеко не все экшен-картины способны увлечь не на шутку. Блокбастеры Marvel вызывают зевоту, боевики со звездами 1990-х изрядно протухли, «Джон Уик» уже не так воспламеняет кровь, да и второй «Тайлер Рейк» с карикатурными грузинскими негодяями заставляет периодически поглядывать на часы: сколько там еще до конца осталось?
«Гипнотик» же пролетает мгновенно, стремительно, по щелчку пальцев: энергичный движ практически не прекращается, а Робригес все жмет и жмет на курок своего твистомета, даже когда кажется, что история вроде завершилась и на экране замелькали финальные титры. Пока очередная «Миссия: Невыполнима» только готовится к штурму мирового проката, у нас есть «Миссия: Невыполнима» дома. Чем, спрашивается, Дэнни Рурк хуже Итана Ханта? И на байке лихо гоняет, и пистолет твердой рукой сжимает, и к намеченной цели напролом прет, пока все кругом горит огнем.
Цель эта, к слову, постоянно меняется. Сперва детектив разыскивает похищенную дочку. Затем переключается на грабителей. Потом уже собственную шкуру спасает. А в итоге выясняется, что на самом деле у Рурка был грандиозный план, и он его придерживался. Причем в конечном счете этот хитрый замысел (да, мы все еще стараемся избежать спойлеров) сводится к понятным каждому вещам, базовым ценностям, так сказать. «Гипнотик» только прикидывается запутанным – после просмотра же почти не остается вопросов, поскольку заботливый Родригес тщательно разжевывает свои идеи и развязывает (ну, либо разрубает) сюжетные узлы.
Короче говоря, перед нами крайне бодрое, лаконичное – что немаловажно! – и в меру затейливое кино, которое, в отличие от массы собратьев по жанру, хотя бы пытается креативить и приманивать публику любопытной изюминкой. И пускай Роберту не все удается, пускай пафосные телепатические поединки напоминают знаменитую битву экстрасенсов из «Южного Парка», пускай хлебающий самогонку Бен Аффлек так и просится на очередные мемы, а злодействующий артист Уильям Фихтнер под конец начинает здорово раздражать, – в любом случае «Гипнотик» однозначно скорее жив. При всем его несовершенстве – точнее, благодаря ему.
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…