«Приключения Паддингтона 2» (2017)
Ненаглядный наш Хью Грант – актер с максимально безобидной и обаятельной внешностью. Это сделало его звездой мелодрам и ромкомов, где он играл неловких, не всегда везучих, но неизменно симпатичных товарищей. И никто бы Гранта не осудил, если бы он продолжил эксплуатировать эти образы и по сей день, благородно старея и не заморачиваясь по поводу амплуа. Но Грант легких путей не искал. И как раз с ромкомов начал впечатляющее преображение, которое вылилось в галерею колоритных мерзавцев. Один другого краше!
Неуклюжая одиночка Бриджит с грустным лицом Рене Зеллвегер стала символом нового поколения ромкомов, которые бросали неожиданно зрелый взгляд на современную женщину, мечтающую о счастье в личной жизни. Воплощал эти грезы незабвенный мистер Дарси, но задолго до их с Бриджит поцелуев под рождественским снежком дама чуть не совершила роковую ошибку, запав на несносного босса Дэниела Кливера. Он-то и оказался первым законченным подлецом в карьере Хью Гранта, который осмелился цапнуть руку, кормившую его все 1990-е.
Бриджит фантазирует о том, как однажды они с Кливером пойдут под венец. В горькой реальности этот прохиндей втирается к ней в доверие и проникает в ее постель, но затем изменяет ей, за что и получает от ворот поворот. Еще он получает в нос от мистера Дарси, а фильм спустя вроде как погибает в автокатастрофе. Вроде как – потому что гадкий ловелас чудом выживает. И вскоре даже появится в четвертой части, где, по словам Гранта, остепенится. Давно пора. Но тогда, в 2001-м, Хью впервые обнажил темную сторону своей харизмы пай-мальчика и сыграл не менее (если не более) вредного типа, чем Саурон и Волан-де-Морт из «Братства кольца» и «Философского камня», вышедших в тот же год. Самовлюбленные абьюзеры в дорогих костюмах все-таки на каждом шагу встречаются, к сожалению, в отличие от волшебных злодеев.
Действие фантастического эксперимента Тома Тыквера и братьев-сестер Вачовски скачет между разными жанрами и эпохами, а одни и те же артисты воплощают несколько образов, ибо души героев как бы переживают реинкарнацию. Философские аспекты «Облачного атласа» мы оставим за скобками и обратимся непосредственно к перформансам Хью Гранта: в интервью он радостно сообщал, что сыграл сразу шесть негодяев, которые убивают, насилуют и делают все прочее, что злодеям положено. В одной истории он коварный проповедник. В другой – жестокий обманщик, сбагривший брата в дом престарелых. В третьей – магнат, заказывающий убийства неугодных граждан. Вишенка на торте – вождь племени каннибалов, который использует челюсти мертвецов вместо наплечников.
К тому моменту карьера Гранта завяла, и он был уверен, что Вачовски позвали его в «Атлас» исключительно за прежние заслуги. Затухшая звезда – все еще звезда. Но на эти маленькие, да удаленькие роли Хью набросился с таким энтузиазмом, что продюсеры со зрителями убедились: его рано сбрасывать со счетов.
«Я начинал с того, что озвучивал глупых людей, странных людей, смешил публику в университете… Затем по чистой случайности, возможно, из-за внешности я приобрел амплуа романтического героя. И все бы ничего, но не думаю, что именно в этом я особо хорош. Как минимум потому, что это не так весело», – Хью Грант, леди и джентльмены.
Актер поверил в себя, и кастинг-директора не смогли устоять. После «Атласа» ему стали чаще предлагать неоднозначные роли, а романтика постепенно ускользала в прошлое.
В сиквеле семейного блокбастера про мохнатого любителя мармелада Хью Грант сыграл немножко самого себя – актера с дурацким именем Феникс Бьюкенен, который когда-то был суперстар, а теперь стал стар и никому не нужен. Чтобы заработать на тост с джемом, он рекламирует собачью еду и выступает на ярмарках. Вдобавок этот сбитый летчик подставляет Паддингтона, из-за чего тот попадает в кутузку и похищает его книжку, в которой спрятан ключ к сокровищам. А вычислить редиску нелегко, поскольку он – мастер перевоплощений, выходящий сухим из любой жидкости.
Девять из десяти артистов испортили бы роль Феникса ненужным кривляньем и карикатурным злодействованием в стиле болванчиков из комиксов. Но Грант умудрился сделать Бьюкенена не просто придурком, но элегантным и колоритным придурком, изобразив его ужимки с трогательной самоиронией человека, который еще недавно и сам был на краю. Комментарий режиссера Пола Кинга идеально характеризует достижение Хью:
«Мы послали ему очень неловкое письмо. В котором говорили, что придумали роль тщеславного, списанного в утиль персонажа, чьи лучшие деньки остались позади, а уголки губ опустились. И сразу вспомнили про него. К счастью, он отнесся ко всему с юмором».
Сериальный триллер «Отыграть назад» с шоураннером Дэвидом Э. Келли («Большая маленькая ложь») в 2020 году стал самым просматриваемым на HBO – в первую очередь благодаря дуэту Николь Кидман и Хью Гранта, которые сплели отношения своих героев в порочный клубок лжи, недомолвок и разоблачений. Она – процветающий психотерапевт, он – детский онколог, между ними – труп женщины, всплывший в самый неподходящий момент (хотя тут все моменты неподходящие). Супруг уезжает на конференцию и не выходит на связь. Женушка подозревает неладное, и вскоре из семейного шкафа вываливаются скелеты, которых даже у лощеных миллионеров хватает.
В такого богача с червоточиной и перевоплощается Грант, импозантный врач с благородными сединами, скрывающий неприятные секреты за пиджаками с иголочки. Но тайное мало-помалу становится явным, и невозмутимость стирается с его лица раз и навсегда. Многие журили «Отыграть назад» за связь социопата с психотерапевтом: как, дескать, опытная дама не распознала тревожных звоночков в собственном муже? Но ведь она и сама по-своему уязвима. К тому же магнетизм ее партнера не обветшал – Хью и в 60 мог любой вскружить голову. В любом случае онколог Джонатан Фрейзер стал – и до сих пор остается – его мрачнейшим героем. «Я хотел полностью погрузиться во тьму», – говорил Грант, который окончательно переизобрел себя как классного характерного артиста.
Пока наркобарон Микки Пирсон (Мэттью МакКонахи) превращался в царя зверей и строил подпольную бизнес-империю, пронырливый частный сыщик Флетчер (Хью Грант) старательно под него копал, чтобы сплавить компромат его верному помощнику Рэймонду (Чарли Ханнэм). Структурно «Джентльмены», один из главных хитов народного режиссера Гая Ричи в XXI веке, представляет собой диалог Флетчера с Рэймондом, где первый, типичный ненадежный рассказчик, излагает свои соображения по поводу Микки в формате киносценария. Центральный герой, конечно, Пирсон, но именно Флетчер связывает его похождения в единую криминальную цепочку.
Грант здесь играет не классического антагониста, но скользкую змеюку, алчного провокатора-вымогателя, которого заботит лишь собственная выгода (чисто материальная – на репутацию он плевать хотел). Этот трикстер без остановки трещит языком и на контрасте с хладнокровным Рэймондом кажется гиперактивным невротиком, хотя выглядит Грант, как всегда, безупречно – даже когда отпускает сальные шуточки. Сопротивляться его обаянию не смог и Ричи, спустя три года снявший Хью в шпионской комедии «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» в роли миллиардера и торговца оружием.
Заходят как-то раз в бар варвар, бард, друид, чародей и паладин… Широкая публика обделила вниманием веселое фэнтези по мотивам легендарной настолки, но в кругу фанатов D&D оно прославилось и завирусилось абсолютно заслуженно. Там, если кто не в курсе, бравая компания авантюристов жаждет отомстить предателю Форджу, который сдал их с потрохами во время опасной миссии, а сам заделался лордом (читай – тираном) города Невервинтер. При новой встрече с бывшими соратниками он пытается выглядеть своим в доску, но мы-то понимаем, что на уме у этого субъекта черные-черные замыслы.
Предателя Форджа играет Грант, как обычно обаятельный и привлекательный, но с гнусной душонкой. Кино вышло пестрым и несерьезным, и главный пакостник у него соответствующий: Хью злодействует на расслабоне, где-то ленится, где-то пережимает, но в любом случае наслаждается происходящим и нам советует. Сейчас гуманоида по имени Фордж Фитцуильям можно отыскать в бестиарии D&D пятой редакции, где он помечен как мошенник-манипулятор, амбициозный аферист с гибкой моралью и классом доспеха 17. Возьмите на заметку, если на досуге любите покидать костяшки с друзьями.
Последний пока что злодейский выход Хью Гранта состоялся в «Еретике» Скотта Бека и Брайана Вудса, которые писали «Тихое место» с Джоном Красински, а сами сняли слешер «Они» и сомнительную фантастику «65» с Адамом Драйвером. В «Еретике» сомнительных мест тоже хватает – сложно адекватно выстроить драматургию и придумать мощную развязку, если хоррор оборачивается философским диспутом на тему религии, веры и отношений человека с Всевышним. Затевает эту дискуссию мистер Рид с чеширской ухмылкой Хью Гранта, который радушно распахивает двери своего коттеджа для пары миссионерок. И ради него-то и стоит со всей сомнительностью примириться.
Добродушный дядя в уютном кардигане хранит в шкафу книгу мормона, предлагает гостьям колу и всячески их обхаживает, хотя ведет себя подозрительно. Задает странные вопросы про многоженство, сравнивает религию с настолками и фастфудом, напевает Radiohead (тут точно надо напрячься), а в итоге затягивает девиц в манипуляционные сети, аки хищный паук в очках нерда. Рид, конечно, психопат и маньяк, но еще интеллектуал, меломан, неглупый и по-своему очаровательный гад. Серийные убийцы часто кажутся симпатягами – вспомним того же Теда Банди. Сам Грант уверен, что Рид когда-то неплохо ладил с людьми. Но потом те начали считать его чудаком, отстранились и заставили обозлиться на весь мир, сохранив при этом способность по щелчку пальцев превращаться в душу компании. До чертиков извращенную душу.
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…
Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провел опрос среди зрителей, определив любимых героев в исполнении Олега Табакова. Самым любимым персонажем, сыгранным Олегом…