Это сегодня Кира Найтли — признанная звезда, злопыхатели могут обсуждать внешность актрисы, но уже не слишком громко судачат о ее исполнительском таланте. А еще 10 лет назад все было не так очевидно: муза Джо Райта провоцировала ожесточенные споры каждым своим появлением на экране.
«Копия Натали Портман» — с таким подстрочником Кира появилась в «Звездных войнах: Эпизод 1. Скрытая угроза» в качестве служанки королевы Падме Амидалы. В 2018-м об этом уже мало кто помнит, но после выхода фильма в 1999-м она еще долго оставалась на вторых и третьих ролях рядом с именитыми коллегами.
И это притом, что про таких, как Найтли, говорят «не было выбора» в профессии. Дитя богемных родителей, театральных актеров (ее мама Шерман Макдональд в середине 1980-х переквалифицировалась в драматурга и получила Evening Standard Award за пьесу «Когда я была девочкой, я кричала и шумела»), Кира была тем самым ребенком, который с детства ходит по кастингам и пробам, с младых ногтей привыкает к камере и работает со взрослым упорством.
Она всегда знала, чего хочет: блистать на экране. Несмотря на хрупкую, утонченную внешность, девочка обладала несгибаемым характером: победить дислексию и стать одной из лучших в школе? Легко! Бросить колледж искусств и посвятить себя кино? Проще простого!
В три года она попросила найти себе агента и получила его к 6-летию. А уже в 11 эта умница могла похвастаться солидным портфолио. К слову, свое имя Найтли получила в честь другой «амазонки», первой советской фигуристки, завоевавшей медаль на Олимпийских играх в женском одиночном катании, — Киры Ивановой.
Несмотря на обширную раннюю фильмографию, состоящую из канувших в Лету названий, первым прорывом для Найтли стали именно «Звездные войны». Голливуд еще не упал к ее ногам, но уже приоткрыл свои двери. И пусть она вошла в них исключительно как хорошая копия мировой звезды, Кира крепко ухватилась за эту возможность.
«Играй, как Бекхэм», «Дефляция» и «Непорочный» — картины уже не столь безвестные, но все еще проходные. Предвестником будущих побед стал «Доктор Живаго» — британский мини-сериал, сомнительный как с точки зрения художественного качества, так и прочтения оригинального романа Бориса Пастернака. Однако сегодня в портфолио Найтли он смотрится как проба пера: настоящий прорыв в карьере она совершит именно благодаря экранизации классики.
Впрочем, звание голливудской дивы к ней пришло намного раньше — с выходом первой и, по мнению множества критиков, лучшей части «Пиратов Карибского моря»: тандем Орландо Блум — Кира Найтли вместе с еще не вышедшим в тираж Джонни Деппом во многом ответственен за успех ленты и старт впоследствии угасшей франшизы.
Однако статус подобного рода — еще далеко не признание профессионального сообщества. Роль в блокбастере по игре в парке аттракционов? Не смешите тапочки кинокритика! Мало ли старлеток после такого уходят в небытие или всю дальнейшую карьеру борются за второй шанс (взять хотя бы Меган Фокс из «Трансформеров»)?
За франшизой-аттракционом последовала культовая рождественская мелодрама «Реальная любовь». Выстрел не в бровь, а в глаз: для множества зрителей по всему миру лента стала своеобразным аналогом «Иронии судьбы» — родная, милая, а в России еще и с салатом оливье. Однако и здесь говорить об открытии Найтли как талантливой актрисы, право, немного странно: милая девушка играет, что называется, саму себя — не хуже и не лучше, чем сыграли бы сотни других симпатичных голливудских мордашек.
Очередная проходная попытка экранизировать мифы — «Король Артур» Антуана Фукуа — также не добавила ясности: да, Кира и там отыгрывала, на сей раз сексуально-агрессивную красотку с луком, стрелами и в кожаном бюстье, но о каком раскрытии персонажа и глубине характера тут вообще можно говорить? Девушка с ее амбициями и упорством явно рассчитывала в своей карьере на большее.
Зато скандал вокруг пририсованной художниками груди на постере фильма актриса подняла нешуточный. Она вообще знаменита тем, что не скрывает критического отношения к своей внешности: «Я знаю, что у меня совсем нет сисек, плохая кожа, ужасные ноги, кривой нос и тяжелая нижняя челюсть. Спасибо, что неустанно напоминаете мне об этом». В итоге Кира заявила, что не надо выдавать желаемое за действительное, и снялась для журнала топлесс.
Найтли вытянула счастливый билет, когда встретила Джо Райта: впоследствии таблоиды напишут, что в утонченной британке тогда еще дебютант нашел свою диву. «Кира не моя муза, она — мой полноценный соавтор», — скажет потом режиссер. И с ним сложно поспорить: каждая их совместная работа была пусть и не единогласно признана классикой, но точно успешна.
Драма «Гордость и предубеждение», принесшая актрисе первую номинацию на «Оскара», утонченное «Искупление» и, конечно, нашумевшая «Анна Каренина» — удивительное прочтение романа Льва Толстого, равно далекое от канона, оригинальное и убедительное.
Именно Райт помог Кире доказать — она способна на многое, ее профессиональные качества не уступают красоте. Ни роль в «Домино» у Тони Скотта, где она перевоплотилась в охотницу за головами с автоматом наперевес, ни у Дэвида Кроненберга в «Опасном методе», где актриса в роли ученицы Карла Густава Юнга согласилась встать на четвереньки и изобразить удовольствие от садомазо, не были столь убедительны для профессионального сообщества. «Анна Каренина» поставила точку: перед нами не просто звезда, но состоявшаяся исполнительница.
Потом была и вторая номинация на «Оскара» за «Игру в имитацию», в которой Найтли блестяще сыграла в паре с главным джентльменом планеты Бенедиктом Камбербэтчем. И если у кого-то остались сомнения в ее таланте — хрупкая девушка с железным характером, кажется, снова собралась показать, на что способна в грядущем байопике «Колетт».
Французская писательница, феминистка, богиня прекрасной эпохи и обладательница Гонкуровской премии — картина строится вокруг одной-единственной звезды, но какой! Актуальная повестка дня, сильная героиня и роскошные интерьеры — отличный шанс для актрисы, чтобы раскрыть себя для зрителей с новой стороны. И будьте уверены — она его не упустит.
Как не упустила возможность стать счастливой. Подобно большинству коллег, она в разные годы встречалась с целым букетом именитых партнеров по съемочным площадкам, пока в 2011-м не познакомилась с Джеймсом Райтоном — вокалистом и клавишником лондонской группы Klaxons. Сейчас они воспитывают 3-летнюю дочь Эди, которой решительно все равно, что говорят вокруг. Она-то знает, что ее мама лучшая.
«Колетт» (Colette)
«Экспонента» / Великобритания, CША / Режиссер: Уош Уэстмоленд / В ролях: Кира Найтли, Доминик Уэст, Элинор Томлинсон, Фиона Шоу, Аийша Харт, Роберт Пью / Премьера 29 ноября
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…