В связи с выходом супергеройского фильма «Шазам!» мы решили вспомнить другие картины с экспрессивным знаком препинания на постерах.
«Быстрее, кошечка! Убей! Убей!», 1965
В названии эксплуатационного фильма Расса Мейера — сразу три восклицательных знака, видимо, по одному на каждую героиню. Варла (Тура Сатана), Рози (Хаджи) и Билли (Лори Уильямс) — стриптизерши, увлекающиеся автогонками по пустыне, склонные к проявлению насилия и одержимые жаждой наживы. Заехав на заправку, они выясняют, что у живущего в уединенном доме старика-инвалида, кажется, припрятано целое состояние; получив эту информацию, троица отправляется на дело. Снятый за 45 тысяч долларов фильм провалился в прокате, но позже дорос до культового статуса, разошелся на цитаты и был переоценен критиками. Сегодня название работы Мейера можно регулярно увидеть в списках лучших эксплуатационных кинолент всех времен.
«Оливер!», 1968
Британский режиссер Кэрол Рид экранизировал мюзикл, премьера которого состоялась в Лондоне в 1960 году. Спектакль, в свою очередь, являлся упрощенным пересказом «Приключений Оливера Твиста» Чарльза Диккенса, истории о мальчике-сироте, попавшем в плохую компанию. Хорошо известно, что самый часто экранизируемый текст Диккенса — «Рождественская песнь в прозе». Однако ни одна из киноверсий «Песни» не сумела добиться успеха «Оливера!»: картина заработала в общей сложности шесть «Оскаров» (в том числе за лучший фильм и режиссуру) и два «Золотых глобуса».
«Стой! Или моя мама будет стрелять», 1992
Тутти (Эстель Гетти), пожилая мать полицейского Эндрю Бомовски (Сильвестр Сталлоне), становится свидетельницей убийства и решает помочь сыну в расследовании. Комедия Роджера Споттисвуда оказалась сравнительно успешной в прокате: она заработала 70 миллионов долларов при предполагаемом бюджете в 45 миллионов. А еще она заработала три «Золотых малины»: антипремиями отметили Сталлоне, Гетти и авторов сценария. Позже сам Сильвестр говорил, что это определенно худшая картина с его участием — и даже, возможно, самая провальная кинолента во всей солнечной системе. Забавный факт: в 2017-м Арнольд Шварценеггер признался, что, прочитав сценарий, проявил поддельный интерес к фильму, но затем запросил избыточный гонорар. Заинтересованность Шварценеггера в итоге стала рычагом, с помощью которого продюсеры заманили в проект Слая.
«Марс атакует!», 1996
Между биографическим «Эдом Вудом» и мрачноватой «Сонной лощиной» Тим Бертон снял комедийно-фантастическую ленту о нашествии на Землю инопланетных захватчиков. Как и в знаменитом романе Герберта Уэллса, пришельцы сталкиваются с опасностью, которую не могли предусмотреть во время подготовки к войне. В книге это были зловредные земные микроорганизмы, в ленте Бертона — песня из мюзикла 1920-х: от нее у марсиан в буквальном случае лопаются головы. Фильм «Марс атакует!» может похвастаться любопытным актерским составом (Джек Николсон, Аннетт Бенинг, Гленн Клоуз, Дэнни ДеВито, Пирс Броснан, Сара Джессика Паркер), а также тем, что голову будущей звезды «Секса в большом городе» тут пересаживают собаке породы чихуахуа.
«Гуд бай, Ленин!», 2003
Кристиана Кернер (Катрин Засс) впадает в кому в ГДР, а приходит в себя в объединенной Германии. Ее сына Алекс (Даниэль Брюль) убежден, что маме не стоит рассказывать о переменах, поскольку информация вызовет стресс. Он всеми силами поддерживает атмосферу несуществующего государства на территории отдельно взятой квартиры, а также находит изобретательные объяснения для вещей и явлений, регулярно обнаруживаемых матерью за окном. В феврале 2003-го лента «Гуд бай, Ленин!» была показан в программе основного конкурса Берлинале, где она удостоилась премии Blue Angel как лучший европейский фильм. Приятные бонусы: саундтрек Яна Тьерсена и Чулпан Хаматова в роли медсестры Лары, девушки, с которой встречается Алекс.
«Токио!», 2008
Это киноальманах, посвященный городу, но не похожий на ленты вроде «Париж, я люблю тебя». «Токио!» включает в себя всего три короткометражки. Француз Мишель Гондри снял меланхоличный фильм «Дизайн интерьера» о девушке, не чувствовавшей себя нужной и поэтому превратившейся в стул. Сегмент «Токиотрясение», который поставил кореец Пон Джун-хо, — заторможенная история о жизни хихикомори. Короткометражка еще одного француза Леоса Каракса «Дерьмо» рассказывает, соответственно, о господине Дерьмо (Дени Лаван, который через пять лет снова появится в этой роли в «Корпорации «Святые моторы»), адском террористе из канализации (в самом фильме этот сегмент находится в середине, но его логично припасти напоследок, поскольку только в нем в данном случае и содержатся восклицательные интонации).
«Mamma MIA!», 2008
«Mamma MIA!» — мюзикл, основанный на композициях шведской группы ABBA; восклицательный знак в заголовок добавили, видимо, для того, чтобы отличать это произведение от одноименной песни. Сценическая премьера мюзикла случилась в 1999-м; экранную версию с участием Мэрил Стрип, Стеллана Скарсгарда, Пирса Броснана, Колина Ферта и Аманды Сайфред выпустили в прокат в 2008-м. Впрочем, ни актерский состав, ни хиты ABBA (в картине, в частности, звучат «Money, Money, Money», «Dancing Queen», «The Winner Takes It All» и «Super Trouper») не спасают историю о девушке, решившей вступить в брак и пригласившей на свадьбу сразу трех своих гипотетических отцов.
«Горько!», 2013
Полнометражный дебют Жоры Крыжовникова многим открыл глаза: стало чуть понятней, как и над чем можно шутить в кино, чтобы не потерять при этом статус народного фильма (важное: даже если жестите, не забудьте добавить немного сентиментальности в финале). Снятая во все еще более-менее актуальной в 2013-м found footage-манере лента рассказывает о свадьбе пары из Геленджика (Егор Корешков, Юлия Александрова). Точнее, о двух свадьбах: одну молодые люди решили устроить для себя и друзей, другую — для более консервативной родни. Но случилось так, что два торжества слились в одно — с катастрофическими последствиями. Лента «Горько!» открыла Александра Паля, за что ей спасибо. А еще она открыла портал, из которого на головы зрителей выпали комедии «Выпускной» и «Днюха!»; за это благодарить, пожалуй, не будем.
«Да здравствует Цезарь!», 2016
Лента братьев Коэнов — одновременно и сатира на Голливуд, и признание фабрике грез в любви. Картина рассказывает о паре дней из жизни Эдди Мэнникса, голливудского фиксера, заминающего скандалы с участием кинозвезд и решающего другие неприятные вопросы. Примечательно, что Мэнникс, которого у Коэнов сыграл Джош Бролин, существовал в действительности и десятки лет сотрудничал с MGM. Другими словами, у кажущейся совсем уж дикой истории о похищении заслуженного актера Уитлока (Джордж Клуни), коммунистическом заговоре и побеге в СССР на подводной лодке вполне могут быть корни в реальной американской киноиндустрии 1950-х.
«мама!», 2017
Он (Хавьер Бардем) — поэт в творческом кризисе, она (Дженнифер Лоуренс) — его жена и муза. Они живут в доме, который поначалу кажется симпатичным, но затем постепенно наполняется странными вещами и чужими людьми. Смысла в дальнейшем пересказе сюжета хоррора Даррена Аронофски нет: это неоднозначное кино, предполагающее множество трактовок: хотите — рассматривайте его как метафору отношений между мужчиной и женщиной, или творцом и музой, или между художником и его аудиторией. Лоуренс в интервью предлагает околобиблейскую трактовку (Он — бог, она — земля, персонажи Мишель Пфайффер и Эда Харриса — аналоги Евы и Адама). Учитывая, что предыдущий фильм Даррена посвящен Ною и его ковчегу, такая версия выглядит вполне убедительно.
Комментарии