Кино

Между прошлым и будущим: «Холоп», «Союз спасения», «Солярис» и «Ходячий замок»

«Холоп»

Гриша (Милош Бикович) — отбившийся от рук сынок богатого родителя. Он то и дело попадает в переделки и настолько надоел своему отцу, что тот уже готов согласиться отправить сына в тюрьму — вдруг хоть там парень наберется ума? К счастью для обоих, в числе знакомых папаши главного героя есть странноватый психолог, который предлагает радикальное решение проблемы: воссоздать целую деревню XIX века и «отправить» туда Гришку простым холопом-крепостным при богатом дворянине — глядишь, когда поживет по другую сторону денег, чему-то да научится.

Заявлен фильм как легкая комедия от Клима Шипенко, отметившегося в этом году «Текстом» — злободневным и грустным триллером с Петровым. С «Холопом» дела обстоят в итоге неважно: перевоспитание буквально идет методом кнута и пряника и не раз заставляет задуматься об этичности происходящего. Варварские средства «излечения» мажора должны вызывать смех, но оборачиваются ужасом, а сам фильм доказывает лишь то, что хорошим человека делают любовь и много денег. Так себе вывод для социальной сатиры.

«Союз спасения»

В ноябре 1825 года в Таганроге неожиданно умирает император Александр I. По закону о престолонаследии взойти на трон должен его брат Константин Павлович, но тремя годами ранее он тайно отрекся, сославшись на неспособность к государственному управлению. Это держали в тайне, но при жизни Александр не успел обнародовать манифест о передаче власти. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Милорадович убеждает младшего брата — Великого князя Николая — отречься в пользу более легитимного Константина, однако тот раздумывает. Фактически в стране создается крайне напряженная ситуация безвластия. Этим решает воспользоваться тайный «Союз спасения», во главе которого стоят просвещенные заговорщики — герои войны 1812 года: Сергей Трубецкой, Сергей Муравьев-Апостол, Павел Пестель, Михаил Бестужев-Рюмин, Петр Каховский, а также их идейный вдохновитель, литератор Кондратий Рылеев.

14 декабря 1925 года на Сенатской площади решительный Николай должен обнародовать свой манифест о царствовании. Однако гвардия под руководством офицеров-декабристов, присягнувших Константину, утром того же дня выводят к Зимнему дворцу восемьсот солдат Московского лейб-гвардии полка, к которым позже присоединились части второго батальона Гренадерского полка и матросы Гвардейского морского экипажа (всего около трех тысяч штыков). Начинается смута. Из школьного курса истории мы помним, что декабрьское восстание было жестоко подавлено — после того, как бунтовщики убили генерала Милорадовича, по толпе был открыт огонь из пушек, в результате чего погибло 1270 человек (из них 18 офицеров и 282 солдат, остальные гражданские). Идейные вдохновители «Союза спасения» — все шестеро — были пойманы (включая тех, кто не участвовал в самом восстании), осуждены и пятеро из них повешены (кроме князя Трубецкого, которому позорную казнь заменили на «вечную каторгу»).

Эти события легли в основу масштабного полотна, привлекающего внимание не только к историческим деталям описываемых событий, но и к психологической атмосфере того времени. В картине заняты звезды российского кино — Максим Матвеев, Александр Домогаров, Леонид Бичевин, Антон Шагин, Павел Прилучный, Софья Эрнст, Иван Янковский, Игорь Петренко, Алексей Гуськов, Александр Лазарев мл. и Ингеборга Дапкунайте. По масштабам съемки фильм может сравниться с такими историческими блокбастерами, как «Адмиралъ» и «Викинг», созданными той же продюсерской командой, а отличительной особенностью, связывающей кино с современностью, служит его саундтрек — симфоническая обработка песен Бутусова, Цоя и Лагутенко. 

«Ходячий замок»

Роман Дианы Уинн Джонс «Ходячий замок», который лег в основу мультфильма, сегодня знают куда меньше творения Хаяо Миядзаки. Картина давно стала культовой и известна во всем мире: в числе самых популярных работ легендарного японского аниматора «Ходячий замок» идет следом за «Унесенными призраками». Сюжет повествует о девушке Софи, которую злая ведьма превращает в старуху. В таком виде она и встречает Хаула — волшебника с не самыми приятными манерами, но с добрым сердцем. Хаул живет вместе с демоном Кальцифером и учеником Марклом, и Софи селится с ними в надежде, что однажды сумеет избавиться от злых чар. Миядзаки говорил, что это первое аниме, снятое для пожилых людей, а также отмечал, что образ ходячего замка вдохновлен избушкой на курьих ножках из русских сказок. Традиционно важное место в истории занимает война: Миядзаки как убежденный пацифист нередко обращается к современным конфликтам и демонстрирует весь их ужас. В данном случае речь идет об Иракской войне.

«Солярис»

В 1971 году Андрей Тарковский создал один из своих главных киношедевров, так или иначе повлиявший на развитие жанра sci-fi на мировом экране. За основу сценария был взят написанный десятью годами ранее одноименный роман Станислава Лема. Оператором был легендарный Вадим Юсов, художником-постановщиком, придумавшим внутренности орбитальной научной станции, выступил автор летательного аппарата для фильма «Андрей Рублев», живописец и график Михаил Ромадин, а за звуковую картину отвечал выдающийся композитор-электронщик Эдуард Артемьев. Неудивительно, что на Каннском кинофестивале в 1972 году «Солярис» получил Гран-при жюри и приз международной ассоциации кинопрессы ФИПРЕССИ.

Фильм преисполнен аллюзиями и параллелями между потусторонними, но биологически активными созданиями космического разума и земными артефактами, представленными полотнами малых голландцев, русскими иконами и античными статуями. Герои ведут завуалированные интеллектуальные диспуты, отсылая зрителя к религиозным идеям Достоевского и Ницше. Финал живописует библейскую притчу о блудном сыне, а линия с постоянно воскресающей, но абсолютно недоступной к личностному взаимодействию «женой» главного героя — радикально меняет привычный гуманистический пафос научно-фантастической литературы, рисовавшей человека единственным хозяином обезличенной природы. Несмотря на то что Станислав Лем не одобрил подобный взгляд режиссера на свое произведение, считая «Солярис» квази-экранизацией «Преступления и наказания», картина Тарковского до сих пор входит в число величайших фантастических фильмов в истории кино.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

1 час назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

16 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

19 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

21 час назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад