Первый «Холоп», вышедший под конец 2019-го, стал самым кассовым фильмом в истории российского кинематографа. В этом году лидерство перехватил «Чебурашка», но рекорд держался долго. Деньги пришли под руку с любовью: народная комедия с узнаваемыми типажами и почти фольклорными мотивами была создана по знакомым жанровым лекалам. А главное, была пронизана блистательным юмором с отсылками к мировому кинематографу. Рассказываем, каким получился сиквел – первый в карьере Клима Шипенко.
«Холоп 2» наследует оригинальной картине: в центре сюжета оказывается дерзкая девица Катя (Аглая Тарасова), ошалевшая от собственной безнаказанности. В определенный момент жизнь сталкивает ее с перевоспитавшимся Гришей (Милош Бикович). Тот приходит в ярость от беспардонности избалованной мажорки, похищает ее и ставит ошарашенных родственников и друзей перед фактом: требуется экспресс-курс по человеколюбию. Те, конечно, хватаются за голову, но отступать некуда.
Проверенную формулу успеха Шипенко переносит на значительно большие масштабы: вместо деревни, которую теперь даже захудалым экоотелем не назовешь, – настоящий дворец с мрамором и позолотой, вместо кучки крестьян с вилами – несколько сотен русских и французских солдат. Когда Катя попадает в самую гущу событий, создается ощущение, что она очутилась не то в «Войне и мире» Сергея Бондарчука, не то в оскароносной драме «1917». Батальные сцены захватывают дух куда сильнее, чем танцы в парадных залах, но и там и там хочется видеть больше ракурсов и крупных планов: работа проделана колоссальная, а разглядеть ее в подробностях не выходит. Размах, впрочем, поражает в любом случае.
А вот концентрация юмора примерно та же, что и в первой ленте. Часть удачных решений показана в трейлере, так что его до просмотра лучше не включать. Но картина все равно находит чем удивить – забавными камео, бережно воссозданными элементами эпохи и, конечно, новыми обстоятельствами, в которые попадают герои. Несмотря на то, что объект воспитания сменился, сердцем фильма остается Гриша. От инфантилизма он окончательно не избавился: как только что-то захотел – тут же сделал, бездумно и безответственно. С привычным расчетом на то, что ему помогут разобраться с проблемой, которую он сам же и создал.
Фактически Гриша переживает кризис «я сам»: обижается, что «игрушку» отбирают, натурально дуется в углу и вытворяет разного рода дикости. А еще жаждет, чтобы отец наконец-то им гордился. Маленькие цели для этого не годятся, а на пути к большой он, конечно, наломает дров. И то, что именно великовозрастный балбес остается источником проблем (и, соответственно, комедии), – удачное авторское решение.
Было бы веселее, если бы он почаще выпадал из временного контекста, но Гриша на удивление быстро приноравливается к новой эпохе и даже начинает импровизировать – к ужасу окружающих. На этот раз, кстати, обошлось без сцены в пруду: вместо «Гордости и предубеждения» – «Гусарская баллада». Воистину импортозамещение, которое мы заслужили.
В качестве другого развлечения – конструкция «Милош играет Гришу, который играет принца», а также забавный поиск баланса между правильностью героя, которая порой перерастает в занудство, и его «настоящестью». Как говорит сам Милош, принцев играть скучно. И когда он наконец дает огонька, восторг его экранной партнерши очень легко разделить. Эффект от упражнения, конечно, предполагался обратный, но это так, оттачивание методик.
Противоположность Гриши – уверенная в себе Катя, которая без труда вводит всех присутствующих в ступор. Как и в прошлый раз, перевоспитание начинается с нервного потрясения, однако достучаться до избалованной девицы выходит не сразу. В том числе и потому, что за нее горой стоит мать-чиновница (Наталья Рогожкина). Она не только отмазывает дочь от тюрьмы, но и встает в позу: семья нормальная, дочь нормальная, не в свое дело не лезьте, а то получите. Но стоит ненадолго оставить Катерину без привычной поддержки, как она учится брать на себя ответственность. Да еще какую!
Химия между Гришей и Катей едва заметна: у них налаживается более глубокая связь, скорее дружеская, чем романтическая, и это еще один несомненный плюс картины. Межличностные отношения становятся триггерами и для других героев – например, Павел (Александр Самойленко) и Настя (Мария Миронова) свои семейные проблемы решают через настоящую дуэль. Кроме того, обоим приходится принять участие в театрализованном представлении, и оказывается, что костюмы XIX века каждому из них к лицу. Выразительную комедию они тоже разыгрывают без особого труда.
А вот количество проколов у команды сократилось: все-таки опыт – сын ошибок трудных, и гэгов на эту тему не так много. Но микс из подколов и дружеской поддержки никуда не делся – чувством сплоченности и воодушевления все причастные проникаются легко. Страхи же у них разные: кто-то как огня боится неудачи, а кто-то – преследования по УК РФ (впрочем, законы жанра никто не отменял).
Также в числе изменений – практически полное отсутствие физического абьюза (одна инквизиторская сцена затесалась, но «инквизитору» после нее тоже достается). Шоковая терапия по-прежнему работает, но теперь к ней примешиваются разговоры по душам. Вдобавок в «Холопе 2» звучат The Hatters (кому еще играть в Петербурге?) и много классики, что всегда хорошо.
Из-за того, что в картине подсвечены разные грани одной проблемы, сюжет выглядит более собранным: в сторону он не уводит ни героев, ни зрителей. А еще предлагает решения – в моменте, быть может, простые или быстрые, но как минимум рабочие. Другой важный аспект – злободневность. Речь про предательство родины, грех тяжелый и исключительный, здесь идет в контексте сконструированной реальности. Однако даже в таком антураже все понимают, как непростительно испорчен человек, способный на подобную подлость. И всеми силами стараются до беды не доводить.
Итог? «Холоп 2» лишился определенной новизны, но вместо нее обрел еще большую целостность и глубину. Сделка более чем удачная, во всех смыслах.
Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…
18 мая на сцене «Под крышей» Театра Моссовета состоится премьера спектакля «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова. Это произведение считается…
Яна (Алина Ходжеванова) живет в северном приморском городке, откуда много лет назад навсегда отбыл ее отец-моряк. От пропавшего без вести…
120 лет назад в небольшом городе Гранд-Айленд в штате Небраска родился двукратный оскароносец, отец-основатель влиятельной актерской династии и выдающийся артист…
Первый канал запустил в производство многосерийный телепроект о событиях на Донбассе. Идея создания «10 историй о любви и смерти» принадлежит…
Онлайн-кинотеатр Wink и телеканал НТВ объявили о начале съемок 8-серийной экранизации культовой повести «Трудно быть богом» Аркадия и Бориса Стругацких. В…