В незапамятные времена здесь топали динозавры. Потом рядом упал метеорит, и огненная лава выплеснулась на землю. Ее засыпало пеплом. Она превратилась в выжженную пустошь. Затем ударили холода, и ледниковый период стер последние следы жизни. Но жизнь, как известно, всегда найдет выход. Однажды непременно травушка зазеленеет, солнышко заблестит, деревья с цветочками разрастутся. Не успеешь оглянуться, и вот уже олени бродят, вот индейцы за ними гоняются, вот лес вырубают и прокладывают дорогу, по которой рассекают конные экипажи. Территория застраивается. Рождается городок. Работяги копают яму под фундамент дома. Дом вырастает, и мы оказываемся внутри. В комнате, где нам предстоит провести ближайшие полтора часа, на экране растянутые меж разными эпохами.
Все это – Here, локализованный нашими умельцами как «Тогда. Сейчас. Потом». Свежий эксперимент 72-летнего Роберта Земекиса, который решил поиграть с модными технологиями. И проиграл. Хотя затея была амбициозная. Во-первых, режиссер собрал старую банду, с которой в 1994-м соорудил «Форреста Гампа». И Том Хэнкс с Робин Райт на месте, и сценарист Эрик Рот, и композитор Алан Сильвестри, и оператор Дон Берджесс. Во-вторых, снят фильм с одного ракурса: статичная камера все время находится в фиксированной точке, как было и в оригинальной комикс-зарисовке Ричарда МакГуайра, предлагавшей читателю необычный взгляд на визуальную выразительность и сторителлинг.
В-третьих, главных героев, супругов Ричарда и Маргарет Янг, во всех возрастах – с подросткового до престарелого – играют упомянутые Хэнкс с Райт. Нет, это не магия вне Хогвартса, а пресловутый ИИ: технология Metaphysic Live позволила прямо на площадке преображать отснятые кадры, превращая, например, взрослого Хэнкса в Хэнкса-тинейджера. Причем сам Хэнкс мог подойти к монитору и в режиме реального времени за своими трансформациями понаблюдать. Едва Голливуд оправился от забастовок, вызванных в том числе вторжением в привычную реальность искусственного интеллекта, как один из голливудских патриархов выстроил целый фильм на его основе, сделав ключевым художественным инструментом. Дерзость, достойная похвалы. Как бы кто ни брюзжал из-за этичности такого решения.
Впрочем, скоро выясняется, что искусственный интеллект – не главная проблема «Тогда. Сейчас. Потом». Да и вообще, собственно, не проблема. Ну да, улыбается «молодая» Райт жутковато, конечно, а «юный» Хэнкс смешно хмурится, а его родители (Пол Беттани, Келли Райлли) порой выглядят так, будто им просто халтурно грим наложили. Но с этим можно смириться, благо тут почти нет крупных планов, а на общаках подвох особо в глаза не бросается. А с чем смириться нельзя – так это прежде всего с подачей истории. Напоминающей то ли рваное слайд-шоу, то ли плохо подготовленную лекцию, где выступающий постоянно сбивается, перескакивает то в прошлое, то в будущее, а то вдруг начинает нести путаный бред, с темой лекции абсолютно не связанный. Не сюжет, а хаотично порубленные в винегрет эпизоды.
Окей, Роберт Земекис, мы поняли, что когда-то в этом районе жили индейцы, затем сын Бенджамина Франклина, затем еще какие-то люди с малопримечательными судьбами и занятиями. Так зачем возвращаться к ним 25 раз, даже после появления ведущих, казалось бы, персонажей? Вот с этими Ричардом и Маргарет происходит что-то вроде бы важное. Но только ты робко надеешься уловить намек на эмпатию, как вдруг на тебе – опять индейцы. Или мужики из XVIII века. Или чернокожая семья из флэшфорвардов, которая заселится в дом, когда его освободят Янги. Нужно все это для того, видимо, чтобы мы почувствовали связь времен, эдакую преемственность и неразрывность континуума, и прониклись ощущением чего-то грандиозного, вселенского, пусть и втиснутого в реалии среднестатистической американской семьи. Или среднестатистических представителей коренного народа.
Но мы почему-то ничего не чувствуем и ничем не проникаемся. Не только из-за того, что сюжет, как было сказано, развивается странными скачками, не позволяя сосредоточиться. Но и по причине возмутительной общей банальности. Постепенно закрадывается подозрение, что Земекис всех обманул и запилил ситком, где одни и те же интерьеры тоже часто снимаются с одинаковых ракурсов. И ты уже ждешь, что вот-вот загремит закадровый хохот, когда кто-то выдаст очередную гениальную мудрость а-ля «время покажет» или сравнит семейную жизнь с лодкой, которая может дать трещину. И выяснится, что на самом-то деле мы смотрим комедию, где высмеивается унылая бытовуха, а также попытки представить ее как неслыханное откровение. Но закадрового хохота нет. Здесь все всерьез. Чересчур. Серьезнее некуда.
Изредка, конечно, Here пытается шутить (про Ринго Старра и «глупые хрены»), но эти моменты нагоняют скорее кринжа, чем юмора. Там, где фильм старается выглядеть глубокомысленным, он смотрится выпендрежным. Раздувание трагизма – периодически кто-то хворает и умирает – упирается в бесхитростный примитив. Райлли сетует, что не стала бухгалтером, Хэнкс ворчит из-за высоких ипотечных ставок, не дающих сбежать от предков и свить собственное гнездо, а протекающая сквозь крышу дождевая вода монтажно рифмуется с водами, которые отходят у Райт: очевидно, что ИИ справился со своей задачей гораздо лучше живых людей, написавших и снявших безжизненный фильм, который не нужно смотреть ни тогда, ни сейчас, ни потом.
Если бы ИИ занимался и сценарием с режиссурой, это бы все объяснило, и никто, кажется, не удивился бы. К тому же затейник Кантен Дюпье уже допустил такую вероятность в недавнем «Втором акте». Но нет – в титрах красуются фамилии уважаемых товарищей, сменяя одна другую под слащавую музыку Сильвестри, а Земекис в интервью заявляет, что эти съемки оказались самыми сложными в его профессиональной деятельности. Добавляя, что еще 5 лет назад они были бы вообще невозможны. В прессе действительно хватает любопытных деталей о технической составляющей – тем досаднее, что все насмарку, поскольку фильм вызывает не больше эмоций, чем письменный стол.
Эхо былой земекисовской душевности долетает разве что в финале, хотя его легко спутать с радостью от того, что невыносимое кино наконец завершилось. При горячем желании в нем, в принципе, можно отыскать зачатки перспективных идей, связанных с привычным пространством как хранилищем исторической и человеческой памяти. Но откапываются эти идеи не благодаря, а вопреки. Не потому, что Here на размышления и философские изыскания вдохновляет. Просто жаль тратить время совсем уж впустую, вот и пытаешься хоть какую-то пользу извлечь, додумывая за Рота с Земекисом то, что они не потрудились адекватно сочинить и рассказать. Один классик советовал не выходить из комнаты, не совершать ошибку. В данном случае ошибкой будет в эту комнату войти.
В рамках Московской международной недели кино состоится первый в России открытый аукцион кинореквизита. На торги, которые пройдут 26 августа на…
Тихий городок в Пенсильвании потрясла ужасная трагедия – однажды ночью 17 ребятишек из класса мисс Гэнди (Джулия Гарнер), широко раскинув…
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…