По словам генерального продюсера военной драмы «Балканский рубеж» Гоши Куценко, он созрел до серьезного, мужского фильма. «КиноРепортер» решил выяснить, что же для него значат эти понятия, а также что есть политика и патриотизм в кино.
За 2018 год у вас 4 проекта, за 2019 – 7. С чем связана такая продуктивность?
Для меня самого такая продуктивность удивительна. Знаете, актерская профессия – как время года. Оно приходит и уходит. Я даже не могу назвать это профессий. Актерство больше про театр, а кинопрофессия – ее просто не существует. Это направление, это везение, это возраст. Кино – удел молодых. Поэтому я последние лет 15 подхожу к кино не как к чему-то, что мне должны дать, а как к тому, без чего я не могу. Я всегда занимаюсь теми фильмами, к которым испытывал бы ревность, если ими занялся кто-то другой.
«Балканский рубеж» – это моя первая серьезная продюсерская «выходка», которую я довел от начала и до конца. Этот марафон длиною в семь лет, который стал отличной для меня школой.
Ваш любимый фильм о войне?
Все любят советские фильмы о войне, и я – не исключение. И чем оно более ранее, тем лучше.
Но сейчас мы сняли современный фильм и говорим в нем на современном языке. И монтаж там очень современный. Андрей Волгин и его компания – лучшая в стране команда по монтажу. Порой, когда они снимали, мы, продюсеры, не понимали, что происходит. Но они уверяли, что все получится.
А как вообще выбрали режиссера?
Когда мы запускали проект 4 года назад, многие режиссеры нам отказывали. Никто не верил в наш фильм, потому что он коммерчески невыгодный. Я хотел снять мужское кино. Мне 52 года, я созрел до серьезного фильма. Сейчас большинство картин поверхностные, но в этом нет их вины. Просто время такое.
Мне кажется, что Андрей Волгин услышал нас и понял. Он очень хорошо знает мировое кино и, когда он прочитал сценарий, то сразу смонтировал фильм в голове. Нам было легко общаться, потому что он четко видел то, что нужно делать.
Нам не нужен был режиссер, который сначала работал над сериалом о приключениях на Рублево-Успенском шоссе, а потом должен снимать сцену, в которой человеку отрезают голову. Волгин же полтора года отказывался от других проектов и ждал именно «Балканский рубеж».
Вам не кажется, что в фильме слишком много политики?
Я не знаю, что такое политика в кино.
Например, бесконечные героические кадры военной хроники и российские флаги, или российский военный, который несет девочку на руках под эпичную музыку.
Хроника вообще часто используется – честнее нее ничего нет. Как по-другому полностью выхватить в одну секунду всю атмосферу того времени. Я как раз считаю, что хроника – это наш партнер, и это наша правда. Что касается офицера, который несет ребенка на руках и реплик «это мы – русские». Знаете, у меня тоже возникали вопросы по этому поводу, но на этом настаивал наш режиссер. Андрей говорил: «А я считаю, что это круто».
Но это же «клюква».
Я говорил Андрею практически эти же слова. А он спросил: «Ты смотришь американское кино?» И показал мне кадры из американских военных драм, которые были нашпигованы флагами и бравыми солдатами с детьми на руках. Но воспринимается это очень легко и естественно. А вот мы, русские, если вдруг появляется солдат, который берет ребенка в руки, сразу начинаем орать «клюква». Представляете, насколько нас уже пугает слово «патриотизм». Конечно, многие увидят в фильме эту красивую и полезную ягоду клюкву. Но в ней много витамина С, который очень нужен нам и нашему обществу.
Андрей мне говорил, что для обычного зрителя, не для вас журналиста, не для меня специалиста, такие штампы даже необходимы. У какого-нибудь молодого парня, который живет в далеком Уссурийске, после просмотра этого фильма сердце ёкнет и он загордится нашей армией.
Когда мы мальчишками смотрели старые советские фильмы, в которых было очень много так называемых «клюквенных» моментов, то восхищались и гордились ими. «Балканский рубеж» же снят не только для нас, он снят для наших детей.
У вас переговоры с 35 странами на продажу прав показа. Для всех версия фильма будет одинакова?
Думаю, что сербы захотят в два раза увеличить хронометраж (смеется.) У Милоша есть несколько эпизодов, которые можно будет добавить в их прокат. Но вырезать мы точно ничего не будем. Как «Стелсы» бросают бомбы на роддом – это увидит весь мир. Я был бы счастлив, если и американцы посмотрели бы эти кадры и задумались.
Комментарии