Кино

«Гнездо»: Чисто английская драма с Джудом Лоу

В конце 1980-х успешный трейдер из Америки Рори Охара (Лоу) возвращается в родную Англию, соблазнившись очень выгодным карьерным предложением. Когда-то Рори, выходец из рабочей семьи, уехал за океан за американской мечтой, а теперь везет ее назад: учит коллег мыслить масштабно, идти на риск и быстро принимать решения. В Англию – правда, без особой охоты – вслед за ним едут его жена-блондинка (Кэрри Кун) и двое детей (Уна Рош и Чарли Шотуэлл). Они селятся в огромном пригородном особняке с конюшней и футбольным полем. Но роскошная жизнь оказывается видимостью: пока Рори ходит по ресторанам и смотрит квартиры в центре Лондона, дела у него идут все хуже.

«Гнездо» – новый фильм канадца Шона Дуркина. В 2011 году его дебютный триллер про секту «Марта, Марси Мэй, Марлен» взял один из главных призов на «Сандэнсе» и принес режиссеру славу перспективного новичка. Однако Дуркин после этого снял только сериал «Саутклифф» и куда-то пропал: «Гнездо» – лишь второй его фильм и первая новая работа почти за 7 лет.

«Гнездо» легко принять за экранизацию какого-то малоизвестного классического романа, однако сценарий фильма написал сам Дуркин. В детстве он переехал с семьей за океан, и сюжет про выстраивание отношений в новой среде для него, очевидно, отчасти автобиографический. При этом автор не только переселяет героев из Америки в Англию, но и женит английскую и американскую литературные традиции. Да, действие происходит преимущественно в Великобритании, и на экране элитные школы, неоготические особняки, лошади, шиншилловые шубы и прочие атрибуты жизни высшего класса – прямо иллюстрации к произведениям Ивлина Во, одного из самых экранизируемых британских писателей. Но сам сюжет про self-made man с большими амбициями, пробивающего (с разным успехом) дорогу из грязи в князи, очень американский. И два главных романа про это вышли в Америке – «Великий Гэтсби» Фицджеральда и «Американская трагедия» Драйзера. 

Рори – делец, выходец из низов, и им движут те же стремления к богатству и статусу, что Гэтсби или Грифитсом. Но для него важнее казаться, а не быть богатым: он во всем старается подражать тому, как ведут себя новые знакомые, при этом охотно перенимает у них не только приятную привычку к роскоши и комфорту, но и чуть менее приятный снобизм. Это одна из лучших ролей Джуда Лоу – отрицательные и спорные персонажи, пожалуй, у него получаются более яркими. В ней он аккумулировал всю свою отрицательную харизму. Но прежде чем разочаровать зрителей, герой Лоу сначала очаровывает их – своим обаянием, остроумием и напором.

Дуркин постепенно разрушает видимость идеальной богатой семьи, мастерски нагнетает напряжение (что может быть проще в мрачном особняке с обитыми темным деревом стенами?) и доводит каждого члена семьи до критической точки. И крушение этого замка из иллюзий и амбиций – зрелище поистине захватывающее.

«Гнездо» – очень старомодное кино. В пользу этого говорит и название, и неторопливый темп, которым развивается действие, и главная идея: Дуркин, очевидно, обличает не только самого героя, но и английское общество, которое ему внушило эти стремления. Но это кино старомодное и в плане мастерства, высокого класса режиссуры. В одной из сцен Рори говорит про громадный старинный стол в особняке: «Таких больше не делают!» Это же можно сказать и про фильм.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Падение короны»: Схождение в ад за пределами Версаля

В российский прокат выходит костюмированная драма Джанлуки Йодиче «Падение короны». Итальянец скрупулезно – по дневникам королевского камердинера – восстанавливает последние…

1 час назад

Что происходит с зарубежным независимым кино в российском прокате

В столице открылся рынок и кинофорум «Российский кинобизнес». Темой первой сессии деловой программы стало репертуарное планирование и закупочная политика в…

15 часов назад

Академия Никиты Михалкова открывает новый набор

Академия кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова объявила об открытии новой приёмной кампании на 2025-2026 учебный год по программам дополнительного…

15 часов назад

Абьюз, гнев и нищета: Судьба домовых в российском кино

Ко Дню домового (да, есть и такой праздник!) «КиноРепортер» решил проследить, как трансформировался образ домового с течением времени, на примерах…

20 часов назад

Не верь рассказчику: Как кино оставляет зрителя в дураках

Кино часто заставляет тебя почувствовать себя дураком. В хорошем смысле слова. Кинематографисты играют с нарративом самыми разными способами, уменьшая предсказуемость…

1 день назад

Российский фильм о бионических протезах взял главный приз на фестивале «Мир знаний»

Организаторы Международного кинофестиваля научно-популярных и исследовательских фильмов «Мир знаний» подвели итоги в Москве, где киносмотр проходил впервые. Главный приз Гран-При…

2 дня назад