Новый фильм Шона Дуркина («Марта, Марси Мэй, Марлен») про обжигающие костры амбиций.
В конце 1980-х успешный трейдер из Америки Рори Охара (Лоу) возвращается в родную Англию, соблазнившись очень выгодным карьерным предложением. Когда-то Рори, выходец из рабочей семьи, уехал за океан за американской мечтой, а теперь везет ее назад: учит коллег мыслить масштабно, идти на риск и быстро принимать решения. В Англию – правда, без особой охоты – вслед за ним едут его жена-блондинка (Кэрри Кун) и двое детей (Уна Рош и Чарли Шотуэлл). Они селятся в огромном пригородном особняке с конюшней и футбольным полем. Но роскошная жизнь оказывается видимостью: пока Рори ходит по ресторанам и смотрит квартиры в центре Лондона, дела у него идут все хуже.
«Гнездо» – новый фильм канадца Шона Дуркина. В 2011 году его дебютный триллер про секту «Марта, Марси Мэй, Марлен» взял один из главных призов на «Сандэнсе» и принес режиссеру славу перспективного новичка. Однако Дуркин после этого снял только сериал «Саутклифф» и куда-то пропал: «Гнездо» – лишь второй его фильм и первая новая работа почти за 7 лет.
«Гнездо» легко принять за экранизацию какого-то малоизвестного классического романа, однако сценарий фильма написал сам Дуркин. В детстве он переехал с семьей за океан, и сюжет про выстраивание отношений в новой среде для него, очевидно, отчасти автобиографический. При этом автор не только переселяет героев из Америки в Англию, но и женит английскую и американскую литературные традиции. Да, действие происходит преимущественно в Великобритании, и на экране элитные школы, неоготические особняки, лошади, шиншилловые шубы и прочие атрибуты жизни высшего класса – прямо иллюстрации к произведениям Ивлина Во, одного из самых экранизируемых британских писателей. Но сам сюжет про self-made man с большими амбициями, пробивающего (с разным успехом) дорогу из грязи в князи, очень американский. И два главных романа про это вышли в Америке – «Великий Гэтсби» Фицджеральда и «Американская трагедия» Драйзера.
Рори – делец, выходец из низов, и им движут те же стремления к богатству и статусу, что Гэтсби или Грифитсом. Но для него важнее казаться, а не быть богатым: он во всем старается подражать тому, как ведут себя новые знакомые, при этом охотно перенимает у них не только приятную привычку к роскоши и комфорту, но и чуть менее приятный снобизм. Это одна из лучших ролей Джуда Лоу – отрицательные и спорные персонажи, пожалуй, у него получаются более яркими. В ней он аккумулировал всю свою отрицательную харизму. Но прежде чем разочаровать зрителей, герой Лоу сначала очаровывает их – своим обаянием, остроумием и напором.
Дуркин постепенно разрушает видимость идеальной богатой семьи, мастерски нагнетает напряжение (что может быть проще в мрачном особняке с обитыми темным деревом стенами?) и доводит каждого члена семьи до критической точки. И крушение этого замка из иллюзий и амбиций – зрелище поистине захватывающее.
«Гнездо» – очень старомодное кино. В пользу этого говорит и название, и неторопливый темп, которым развивается действие, и главная идея: Дуркин, очевидно, обличает не только самого героя, но и английское общество, которое ему внушило эти стремления. Но это кино старомодное и в плане мастерства, высокого класса режиссуры. В одной из сцен Рори говорит про громадный старинный стол в особняке: «Таких больше не делают!» Это же можно сказать и про фильм.
Комментарии