Я поставил перед собой сложную задачу — снять чистую драму, наполненную сексом, так, чтобы это была эстетическая эротика. Я считаю, что если уж снимать секс, то это должно быть как танец. И тут, конечно, очень важна химия. Петю (Петра Федорова, — прим. «КР») и Паулину (Андрееву,— прим. «КР») мы пробовали с другими партнерами, но только когда они встретились, все заработало. Потом мы выстраивали пластику и, чтобы ничто не мешало, репетировали в квартире втроем. Я все показывал на себе, мы много смеялись, и это помогало раскрепоститься. На площадке тоже создавали максимальный комфорт. Операторов, например, накрывали черной тканью, словно их нет вовсе. Продумывали все до мелочей — движения, паузы, одежду. Скажем, в одной из сцен стало понятно, что нужен лифчик, который расстегивается спереди. Иначе герои не смогут в этот момент смотреть друг другу в глаза, а это очень важно. Эротика — важный прием, своего рода диалог тел, которым можно сказать очень многое. Через то, как герои «Саранчи» занимаются любовью в начале фильма и в конце, можно проследить, как трансформировались их отношения. Некогда нежная романтическая связь превращается в борьбу двух тел в желании сожрать друг друга.
«Интимные места» — наша с Лешей (Алексей Чупов, муж и соавтор Меркуловой, — прим. «КР») дебютная работа. Конечно, мы хотели, чтобы кино было заметным, и больше всего боялись, что получится унылое говно. Так что на уровне сценария развлекались как могли, и в период кастинга не всем актерам «зашли» наши сцены. Тогда перед нами встал выбор: убирать обнаженные сцены или нет? Мы подумали и решили: если сами будем цензурировать свое кино, то это будем уже не мы. А тогда зачем? Ради чего? Какой смысл в этом фильме? И мы стали искать «своих» людей — таких же травмированных первертов, какими являемся сами. Для меня раздетый человек — это прежде всего свободный человек, как при рождении. Откровенный, честный, без социальной роли и маски. Трогательный, нежный, совершенный. Не бывает некрасивых тел и некрасивых людей. Для нас не существует никакой «моральной» границы ни в кино, ни в искусстве в целом. Мне кажется, любая граница отбирает талант у автора. У нас, например, не получается писать, если границы кем-то установлены. В «Человеке, который удивил всех» мы шли другим путем. Уже хотелось идти за трансформацией человека: тактильность, телесность, нежность, жаркость. Для себя я называла это «проинтуичить». Главная задача была — отключить мозг, перестать анализировать, просто следовать за фильмом, ведь в какой-то момент он начинает тебя вести. И если вовремя не включить автопилот, можно прокараулить этот момент. Большая удача ухватить пластику своего кино. Дальше оно диктует само, и это не я прошу раздеться актера — этого хочет кино. Кто я такая, чтобы с ним спорить?
Одна женщина спросила, снял бы я этот фильм, если бы у меня был не такой огромный член. Не знаю, может быть, да еще обыграл бы это как-нибудь самоиронично. Так или иначе, вы даже не представляете, какая в «Машине любви» тонкая грань между реальностью и тем, что мы с Наташей (Наталья Анисимова, исполнительница главной роли и на тот момент девушка Павла, — прим. «КР») друг другу разрешили! Считаю, она вообще убрала всех актрис — просто потому, что в сексуальных сценах сыграла напрямую. Когда объяснял ей задачу, то сказал: «Ты будешь сосать мой член и плакать, и ощущение будет как в комедиях Рязанова». И мне кажется, получилось: при просмотре ощущение порнографии постепенно уходит, потому что оно в голове. Не может быть фаллос опаснее пистолета. Это не радикальный фильм, это история любви, в которой члену уделено ровно столько места, чтобы картинка складывалась в единую радугу, какой ее создал Бог. Без него это было бы как «Форсаж» без машин.
Вообще, в российском кино со времен СССР в отношении секса мало что изменилось. И актеры, как и все мы, в большинстве своем остались зажатыми. Для многих раздеться на экране — это табу. Поэтому даже если проект в целом интересен, но в сценарии есть постельная сцена, просто отказываются сниматься. Иногда спасают дублеры, но чаще приходится искать тех, кто смотрит на это проще. Обо всем этом я размышлял, еще когда снимал «Озабоченных» (шоу ТНТ с Юрием Колокольниковым и Марией Шалаевой, — прим. «КР»). Там было очень много эпизодов 18+, но все их вырезали, когда сериал поставили на более раннее время. Так вот я тогда еще понял, что главное, снимая секс, не волноваться, потому что твоя нервозность тут же передается актерам. Сцену секса на кухне в «Аритмии», которая была одной из ключевых для развития сюжета, мы сняли за пять дублей. Конечно, я увел всех от мониторов и оставил на площадке только оператора и звукорежиссера. И все равно это было очень тяжело для Иры и Саши (Ирины Горбачевой и Александра Яценко, — прим. «КР»). Снимали мы целыми дублями — весь эпизод от начала до конца, и первые два мы запороли, потому что актеры смеялись. Я не чувствовал их внутреннего напряжения — они умеют его прятать, но, когда мы все отсняли, пришлось отменить запланированное на день, потому что Горбачева и Яценко были не в состоянии.
Мне интересна тема сексуальности, я с удовольствием изучаю, что там от чего зависит, как устроены механизмы, которые движут нами. В «Верности» очень не хотелось сделать эротику ради эротики, то есть показать член просто потому, что это «вау», я точно не хотела. И собственно, не показала. Мы долго про это говорили с Сашей и Женей (Александром Палем и Евгенией Громовой, исполнителями главных ролей, — прим. «КР»). Искали ту границу, где история рассказана. То есть нужно нам здесь видеть больше, чем условно написано в сценарии, и если да, то зачем. Если эмоции переданы, смысл донесен, то дальше мы приняли решение не ходить… Я очень щепетильна в подходе к откровенным сценам. Естественно, прошу всех выйти — пытаюсь приблизить хоть как-то атмосферу к реальной. А еще стараюсь тщательно спланировать, как мы это будем делать. Пока мы все-все-все не обсудили, я не смогу снимать. И актеры не смогут. Но когда все проработано в деталях — как, где, ритм, какие движения, какой смысл, какая там драматургия заложена, — неловкость исчезает.
В контексте мирового кино секс давно уже не является чем-то экстраординарным, событийным. Безусловно, мы запоминаем какие-то выдающиеся сцены — в «Основном инстинкте», «Последнем танго в Париже», «Бале монстров», но это не вызывает шок и тем более осуждение. Скорее что-то такое: «О, круто, эти актеры решились!» В России подобные эпизоды чаще воспринимаются как разврат. Со времен «Маленькой Веры» кинематографисты борются, ломают стереотипы, пытаются объяснить, что это всего лишь художественный прием, но в отношении к сексу на экране мы отстаем минимум лет на 20. Проблема в том, что секс — неотъемлемая часть человеческих отношений, и когда режиссер снимает о них фильм, ему так или иначе приходится влезать на эту территорию. Именно приходится — мне, например, очень сложно отдавать команды типа «Положи руку ей на грудь!», «Дыши громче!» — чувствую себя каким-то извращенцем. А актерам еще тяжелее. Помогает небольшое количество алкоголя — он раскрепощает. Вообще, проще снять экшен, чем секс. Но от этого зачастую не уйти, потому что герои расходятся из-за секса или, наоборот, сходятся. Нужно показать неудовлетворенность или, соответственно, удовлетворенность персонажа. И без этих сцен мотивация тех или иных поступков остается неясной. Еще учась в университете, я приехал в немецкую киношколу DFFB, где был спецкурс по съемке эротических сцен. Люди полгода учились этому, потому что понимали: секс — мощнейший инструмент.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…