Ридли Скотт дает хлеба и зрелищ в самом веселом эпике года.
После трагической гибели Марка Аврелия от рук подлого Коммода минуло 16 лет. Римская империя медленно загибается. На престоле – близнецы Гета (Джозеф Куинн) и Каракалла (Фред Хекинджер), утопившие Рим в коррупции и разврате. Рано или поздно Вечный город точно падет. Но пока его легионы продолжают экспансию. И направляются, в частности, в африканское королевство Нумидия, где живет воин Ханно (Пол Мескал) с супругой. В короткой яростной битве он теряет и жену, и свободу. Теперь Ханно – раб, идущий на смерть на потеху толпе. Но однажды он вспомнит, кем является на самом деле, и тогда угнетателям несдобровать.
Пеплум, пышный эпос на античные и библейские темы, – жанр давно почивший. После расцвета в 1950-е, когда на мир обрушились «Камо грядеши?», «Десять заповедей» и «Бен-Гур», он увял и воскрес, аки феникс, только в нулевые благодаря сумасшедшему успеху «Гладиатора» Ридли Скотта и примкнувших к нему блокбастеров с суперзвездами. В «Трое» тащил Брэд Питт, в «Александре» – Колин Фаррелл, в «300 спартанцев» – Джерард Батлер. Хотя пять «Оскаров» никто, кроме «Гладиатора», не получал. Да и сам жанр вскоре опять забылся, тихо покрывшись пылью веков и потраченных миллионов. За «Центурионом» (2009) с Майклом Фассбендером, малобюджетным, но все равно провалившемся, толковых пеплумов не выходило. Вряд ли кто-то воспринимает всерьез «Орла девятого легиона», «Помпеи» и ремейк «Бен-Гура». Тогда как «Ной» и «Исход: Цари и боги», напротив, чересчур серьезно воспринимают самих себя.
Последний фильм поставил упомянутый Скотт, который в свои 87 до сих пор что-то пишет, снимает, продюсирует и ворчит на всех, кто косо на него посмотрит. А на «Гладиатора 2», сиквел великого эпика с Расселом Кроу, косо не смотрел только ленивый. Едва появился дебютный трейлер, как историки (профессиональные и диванные) принялись радостно перемывать ему косточки и доказывать, что в реальности все было не так. Но сэр Ридли понимал: простым смертным историческая достоверность до лампочки. Тому же «Наполеону» эпизод с пальбой по пирамидам, специалистами дружно обруганный, лишь дополнительно завируситься помог.
То же произошло и с «Гладиатором 2», который обрел что-то вроде мемной популярности еще до выхода. Всем не терпелось поглазеть на боевых обезьян с носорогами и акулами, и неважно, что последних в затопленный Колизей, кажется, все-таки не запускали. Публика требовала зрелищ – и получила их. А «Гладиатор 2», собравший почти вдвое больше «Наполеона» ($406,6), наверняка обзаведется продолжением и пошумит в наградном сезоне. Шах и мат, господа историки.
Вообще Скотт и сценарист Дэвид Скарпа выкинули наглый фортель. И сделали фактически авторемейк первого фильма, с минимальными отличиями воспроизведя фабулу и персонажную галерею. Начинается все с батального махача: тогда – битва с германскими племенами, сейчас – разборка в Нумидии. Ханно, он же Луций Вер Аврелий, сын Максимуса и Луциллы, идет по отцовским стопам и становится звездой арены, завоевывая симпатии толпы и коллег-гладиаторов, а в конце даже примеряет папины доспехи. Не забывая отомстить за смерть любимой жены. Причем и он, и Максимус официально должны занять трон, но злопыхатели вставляют им палки в колеса. Луцилла (та же Конни Нильсен) вновь пытается сплести заговор, заручившись поддержкой сенатора Гракха (тот же Дерек Джекоби). Куин и Хекинджер разыгрывают коллективный портрет Коммода на максималках, иллюстрируя циничную развращенность императорской власти. В нужный момент и коронные фразочки («сила и честь!») повторяются.
Но плохо ли все вышеперечисленное? Отнюдь. Поскольку эта формула пути героя, которую еще Джозеф Кэмпбелл описывал, по-прежнему исправно работает. Ты в общих чертах представляешь, чего ожидать, но все равно не нарадуешься, когда императоришки получают по заслугам, а народ скандирует имя кумира. К тому же Скотт и Скарпа не просто прошлись по старому, но и кое-что новенькое добавили. Непосредственным врагом Луция становится генерал Акаций (Педро Паскаль), возглавлявший нумидийский поход. За его плечами тоже маячит призрак Максимуса: потрепанный ветеран хочет сложить оружие и вернуться к семье, но братья жаждут новых завоеваний. Поэтому он, в общем-то, такая же жертва системы, игрушка в лапах тиранов. И неминуемое их с Луцием столкновение пробивает на более сложные эмоции, чем классическая дуэль праведника и мерзавца.
Главная же находка «Гладиатора 2» – роскошнейший Дензел Вашингтон, который временно завязал с унылым образом уравнителя и сыграл неотразимо отвратительного негодяя. Его Макрин чем-то похож на Проксимо из предыдущего фильма: оба – бывшие гладиаторы, прогрызшие путь на волю и основавшие свою школу. Но Проксимо не был злодеем. Наоборот, в критический миг он открыто поддержал Максимуса, дав тому возможность сбежать. Пускай безуспешно. А вот Макрин – подонок до мозга костей, расчетливый и жестокий манипулятор, с грацией кровожадной пантеры крадущийся к вожделенному трону.
По контрасту с Луцием, в доску положительным мстителем с благородным лицом Пола Мескала, этот прохиндей выглядит значительно более выигрышно, а Дензел в принципе уделывает весь каст одной левой (сережкой): хотите напомнить классному актеру, на что он способен, – поручите ему роль колоритной редиски. От Хоакина Феникса в 2001-м злодейский «Оскар» ускользнул – Бенисио Дель Торо с «Траффиком» подсуетился. Но Вашингтон в 2025-м явно окажется вне конкуренции. Где-то взгрустнул один Юра Борисов.
Сам фильм на Макрина тоже здорово смахивает. Он такой же пестрый и энергичный, так же расплескивает вокруг кровищу, и в его обществе точно не заскучаешь. Затопленную арену с кишащими в воде крокодилами (у сэра Ридли их сменили акулы) нам демонстрировали в недавнем сериале «Обреченные на славу», поэтому тут без особых сюрпризов. Можно разве что вспомнить с улыбкой, как «Чужого» называли когда-то «Челюстями» в космосе». Зато как хороши разъяренные приматы, которых натравливают на гладиаторов. И носорог с окровавленным рогом, пронзающий и топчущий тех, кто не успел увернуться. Да и все прочее, что костюмы, что декорации, выглядит солидно и дорого, $250 млн бюджета невооруженным глазом видны. И пусть с CGI кое-где напортачили, по сравнению с теми же «Обреченными», да и многими другими полнометражными блокбастерами, «Гладиатор 2» смотрится как статный легионер в сияющих на солнце доспехах. В чем-то громоздкий и неуклюжий, да, но до чего же внушительный.
И кому какое дело, что Гета и Каракалла на момент старта событий должны быть несмышлеными детишками, а Нумидия уже покорилась Риму. Какая разница, что в кадре мелькает газета, что на самом деле гладиаторов берегли, а не отправляли на массовую бойню, а в Колизее не резвились хищные рыбины. Сэр Ридли снимал то, что считал крутым и веселым. А закованный в доспехи мужик верхом на носороге – это реально круто и весело. Исторический ляп? Плевать, у нас же не док BBC, а художественный аттракцион под попкорн и газировку. Вот и фамилии Mescal и Pascal, по очереди всплывающие в титрах, – это тоже круто и весело. Как и финальная драка Луция с коварным Макрином. И превращение капуцина Дондуса (аве Дондус!) в одного из сенаторов. Ладно, последнее, пожалуй, не очень круто. Для самих сенаторов, по крайней мере. Но весело однозначно.
Так что «Гладиатор 2» – не изысканный интеллектуальный деликатес, а сытное пиршество, после которого может болеть голова, однако с пустым желудком отсюда никто не уйдет. Включая, например, сэра Кристофера Нолана, который назвал этот фильм своим любимым в 2024 году, посвятил ему целую колонку в Variety и внезапно объявил о намерении экранизировать гомеровскую «Одиссею». Пеплум мертв – да здравствует пеплум. Осталось еще сценарий Ника Кейва пристроить, где Максимус в загробном мире с богами тусуется, и будет нам полное счастье.
Комментарии