Гид по ММКФ 2019: 20 фильмов, которые нельзя пропустить | КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Кино > Гид по ММКФ 2019: 20 фильмов, которые нельзя пропустить

Гид по ММКФ 2019: 20 фильмов, которые нельзя пропустить

16 апреля 2019 / КиноРепортер
Гид по ММКФ 2019: 20 фильмов, которые нельзя пропустить

Главный кинокомикс десятилетия, итальянская классика, филиппинский боевик, авторское турецкое кино и множество номинантов и лауреатов самых престижных европейских киносмотров в нашем гиде по 41-му Московскому международному кинофестивалю.

«Мстители: Финал»

Программа: «Эра мстителей»

Режиссеры: Энтони Руссо, Джо Руссо

За день до выхода в мировой прокат на ММКФ покажут самый титанический фильм этого года «Мстители: Финал». Чтобы ввести зрителей, предпочитающих фестивальное кино, в курс дел вселенной Marvel, на смотре предусмотрена специальная программа «Эра мстителей» с предыдущими сериями франшизы. Лента о победе супергероев над Таносом неизбежно станет памятником массового кинематографа этого десятилетия. Так что фестиваль буквально опережает время, предлагая посмотреть на блокбастер в художественном контексте уже сейчас.

«Император Парижа»

Программа: «Фильм открытия»

Режиссер: Жан-Франсуа Рише

Фестиваль откроет исторический боевик о легендарном преступнике, впоследствии ставшем сыщиком и главой Главного управления национальной безопасности Эжене Франсуа Видоке. Первые фильмы о нем появились еще в начале ХХ века, а наибольшую известность получил инновационный стимпанк 2001 года с Жераром Депардье в главной роли. Теперь сыщика играет Венсан Кассель (а его подругу — Ольга Куриленко), а в режиссерском кресле восседает крепкий профи Жан-Франсуа Рише, отметившийся в жанре «Кровным отцом» с Мелом Гибсоном, неплохим ремейком «Нападения на 13-й участок» и дилогией «Враг государства № 1» с тем же Касселем.

«Эпидемия. Вонгозеро»

Программа: «Конкурс»

Режиссер: Павел Костомаров

Известный оператор и документалист Павел Костомаров продолжает осваиваться в режиссуре игровых проектов. Вслед за сериалами «Чернобыль: Зона отчуждения» и «Закон каменных джунглей» он снял еще один телепроект — экранизацию романа-катастрофы Яны Вагнер «Вонгозеро». В конкурсе ММКФ будет участвовать не сериал, а смонтированный из его материалов 90-минутный фильм (как и «Гоголь», «Эпидемия» снималась сразу под два формата). Масштабная постапокалиптика расскажет о смертельном вирусе, который убивает практически все население Москвы. Главный герой Сергей (Кирилл Кяро) пытается спасти свою новую любовь (Виктория Исакова), а заодно — бывшую жену (Марьяна Спивак) и их общего сына. Он верит, что новую жизнь в безопасности можно будет начать на необитаемом острове в Карелии.

«Воскресенье»

Программа: «Конкурс»

Режиссер: Светлана Проскурина

Казалось бы, человеку у власти не привыкать к угрозам. Вот и чиновник Терехов из маленького провинциального городка не обратил внимания на записку с коротким посланием: «Скоро умрешь». Кажется, зря: наступающее воскресенье способно перевернуть всю его жизнь, в конце-концов поставив под угрозу его существование. Светлана Проскурина, автор фильмов «Случайный вальс» и «До свидания мама», возвращается в кино после пятилетнего перерыва — стоит ожидать привычной меланхолии, задумчивости и непростых тем.

«Нуреев. Белый ворон»

Режиссер: Рэйф Файнс

Программа: «Мир искусства»

Режиссерская работа актера Рэйфа Файнса — биографическая лента о легенде русского и мирового балета Рудольфе Нурееве. Фильм рассказывает о первых зарубежных гастролях танцовщика в составе труппы Ленинградского театра оперы и балета в Париже в 1961 году, с которых в СССР он уже не вернулся. Вся предыдущая жизнь артиста с рождения в поезде под Иркутском и детства в Уфе показана серией продолжительных флешбэков. На роль Нуреева, чтобы танец в кадре был настоящим, Файнс выбрал не актера, а солиста Татарского театра оперы и балета Олега Ивенко.

«Произведение без автора»

Программа: «8 1/2 фильмов»

Режиссер: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк

После невзрачного романтического триллера с Деппом и Джоли «Турист» режиссер оскароносной «Жизни других» Флориан Хенкель фон Доннерсмарк вернулся в кино с историей о трех периодах немецкой истории ХХ века. Молодой художник Курт влюбляется в свою сокурсницу Элли. Отец девушки доктор Зеебанд недоволен ее выбором и обещает разрушить их отношения. Герои не знают, что в прошлом доктора хранится страшное преступление, которое связывает их судьбы. Немецкий фильм участвовал в конкурсе Венецианского фестиваля и получил две номинации на «Оскар»: за лучший фильм на иностранном языке и операторскую работу.

«Маленькое красное платье»

Программа: «8 ½ фильмов»

Режиссер: Питер Стриклэнд

Номинант Берлинского кинофестиваля Питер Стриклэнд метафорично переработал «Шагреневую кожу» Оноре де Бальзака, только у него вместо таинственного талисмана в картине появляется красное платье. Оно сводит с ума каждую примерившую его девушку и делает ее вожделенной и неотразимой. Однако, как и у французского классика, то, что дает тебе желаемое, обязательно требует что-то взамен. Премьера фильма прошла на фестивале в Торонто, а рейтинг на RottenTomatoes составляет 95%! Одну из главных ролей в хорроре сыграла Гвендолин Кристи из «Звездных войнах» и «Игры престолов».

«Нон-фикшн»

Программа: «8 1/2 фильмов»

Режиссер: Оливье Ассайас

Новый фильм одного из главных современных французских авторов Оливье Ассайаса — достаточно легкая комедия, которую от автора «Персонального покупателя» и «Зильс-Марии» мало кто ждал. Фильм рассказывает о мире парижских книжных издательств, а Жюльет Бинош здесь играет актрису, которая завидует успеху…. Жюльет Бинош. Премьера мета-ромкома об отношениях издателя с его женой-актрисой, молодой помощницей и звездным писателем прошла на Венецианском фестивале, но призов на смотре не получила. По словам режиссера, он хотел рассказать о неумении человека адаптироваться к изменяющемуся миру.

«Груз»

Программа: «8 ½ фильмов»

Режиссер: Огнен Главонич

Огнен Главонич не впервые обращается к истории своей страны: ранее он снял две документальных картины, «Октябрь» и «Глубина два» о событиях 1990-х годов, и новая картина отличается лишь тем, что впервые он решил прибегнуть к художественным средствам. 1999 год для Сербии стал одним из самых темных: год как идет Косовская война, в дело вмешивается НАТО с бомбардировками. Влада, вынужденный работать дальнобойщиком, получает задание: перевезти груз из Косово в Белград, не задавая вопросов, не глядя на содержимое контейнера и сведя количество остановок к необходимому минимуму. Путь Влады пройдет через всю страну, одновременно родную и столь непривычную после всех войн.

«Я была дома, но…»

Программа: «Эйфория наваждений»

Режиссер: Ангела Шанелек

Одна из лидеров немецкой киноволны «Берлинская школа» Ангела Шанелек, известная своей нелюбовью к раскрытию смыслов собственных работ, сняла запутанный фильм о различиях между искусством и реальной жизнью. При просмотре разобраться в сюжете будет нелегко, но фильм рассказывает о матери, которая пытается заново наладить отношения с сыном после его внезапного исчезновения. Переживания героини будут сопровождать разговоры об этике, попытки сдать бракованный велосипед, детская постановка «Гамлета» и ослик, чей символизм Шенелек раскрывать отказывается. Впрочем, скрытность не помешала ей получить за этот фильм Приз за режиссуру на прошедшем Берлинском кинофестивале. Кстати, название фильма отсылает к драме Ясудзиро Одзу «Родиться-то я родился, но…» — в ней содержится один из ключей к пониманию фильма.

«Антология города-призрака»

Программа: «Эйфория наваждений»

Режиссер: Дени Коте

Автор «Северных штатов» Дени Коте уже трижды был номинирован на «Золотого медведя», а в 2013 году получил премию Альфреда Бауэра за картину «Вик и Фло увидели медведя». В этом году в Берлинале участвовала эта необъяснимая и запутанная драма о тихой и размеренной жизни в глухой канадской деревушке, которая омрачается трагическим событием — смертью местного юноши в автокатастрофе. Для жителей произошедшее становится настоящим шоком, а траур распространяется на всех вокруг. Во время психологического коматоза в деревне из ниоткуда начинают появляются чужаки — странные карлики в зловещих масках. Среди них есть и погибший подросток, а вскоре всем деревенским становится ясно, что это восставшие мертвецы, которые собираются вернуться туда, где когда-то жили.

«Альфа: право убивать»

Программа: «Эйфория наваждений»

Режиссер: Брийанте Мендоса

Филиппинец Брийанте Мендоса, многократный участник фестивалей в Канне, Венеции и Берлине, лауреат приза за режиссуру каннского кинофестиваля за фильм «Бойня», часто снимает о тяжелой жизни бедняков, воров или наркоманов. Его новая работа не стала исключением. Столицу Филиппин заполонили наркоторговцы. На самого крупного из них ведется охота, а офицер полиции Эспино и его информатор Элайджа находятся на шаг впереди своих коллег из местного спецназа. После масштабной перестрелки, в которой погибает практически вся «армия» наркокартеля, Эспино и Элайджа исчезают от властей и бандитов, прихватив с собой рюкзаки с деньгами и метамфетамином.

«Бог существует, и ее зовут Петруния»

Программа: «Эйфория наваждений»

Режиссер: Теона Стругар-Митевска

Македонка Теона Стругар-Митевска — нередкий фестивальный гость: первая же ее короткометражка оказалась в Берлине, да и предыдущие полнометражные картины попадали пусть и не в конкурсную программу, но в «Панораму». «Бог существует…» стал первым для Теоны, добравшимся до основного конкурса Берлинале. Комичная история о девушке, которая вопреки всем обычаям прыгнула на Крещение в воду за крестом (македонский обычай, в котором участвуют только верующие мужчины) и неожиданно его поймала, навлекши на себя неодобрение местных жителей.

«Человек, пространство, время и снова человек»

Программа: «Мастера»

Режиссер: Ким Ки Дук

Председатель жюри ММКФ Ким Ки Дук привез на смотр свой последний фильм — полный символизма триллер о загадочном круизе на военном корабле. Представители разных социальных классов начинают сходить с ума и творить бесчинства, когда, проснувшись поутру, обнаруживают, что корабль буквально парит среди облаков. Еда и боеприпасы быстро заканчиваются, и начинаются библейские ужасы в стиле «мамы!» Аронофски. Название фильма отсылает к одному из главных фильмов корейца — «Весна, лето, осень, зима… и снова весна».

«Конформист»

Программа: «Мастера»

Режиссер: Бернардо Бертолуччи

Лауреат «Оскара», политическая драма Бертолуччи вышла в далеком 1970 году, а рассказывает и вовсе о временах Второй мировой. Речь пойдет о докторе Марчелло Клеричи, получившим от фашистских властей приказ отправиться во Францию, чтобы организовать и осуществить ликвидацию своего бывшего учителя — итальянского профессора-антифашиста. Во время выполнения задания Марчелло понимает поразительное сходство государственного насилия с сексуальным, жертвой которого он пал в детстве.

«Петерлоо»

Режиссер: Майк Ли

Программа: «Мастера»

Новая лента классика британского реализма Майка Ли — редкая для него историческая картина, основанная на реальных событиях. 16 августа 1819 года десятки тысяч жителей Манчестера вышли на поле Святого Петра, чтобы потребовать у властей расширения избирательных прав. Митинг закончился атакой кавалерии и массовыми жертвами среди протестующих. Режиссер отложил трагическое событие на самый конец фильма и сосредоточился на скромном быте и ежедневных бедствиях простых манчестерцев, которые показывает со свойственной его поздним лентам живописностью.

«Дикая груша»

Режиссер: Нури Бильге Джейлан

Программа: «Дороги турецкого кино»

Нури Бильге Джейлан вернул мировой интерес к авторскому турецкому кино своими лентами и их фестивальными призами, в том числе каннской «Золотой пальмовой ветвью» за «Зимнюю спячку». Неслучайно его новая работа венчает специальную программу ММКФ, посвященную современному кинематографу Турции. В картине начинающий писатель Синан после института вынужден вернуться в родную деревню, и поначалу все вокруг — от разочаровавшихся в жизни бывших одноклассников до убийственно красивых пейзажей — вызывает в нем жгучую ненависть. Но ему приходится научиться понимать и принимать окружающую провинциальную реальность, ведь именно об этом месте он пишет дебютную книгу.

«Пора мечтаний»

Режиссер: Иштван Сабо

Программа: «XX век венгерского кино»

Дебют Иштвана Сабо «Пора мечтаний» откроет одну из самых интересных ретроспектив 41-го ММКФ — «XX век венгерского кино». В программу вошли почти незнакомая российскому зрителю классика и недавно восстановленные редкости из Венгерского национального киноархива. Фильм Сабо — история о молодом инженере на пороге взрослой жизни и о первой любви на фоне последствий венгерской революции 1956 года. Автор, тогда ровесник своего героя, добавил в ленту автобиографических мотивов. «Пора мечтаний» получила серебряный приз на фестивале в Локарно, а следующий фильм Сабо — «Отец» удостоился Гран-при на 5-м ММКФ в 1967 году.

«Панцирь и плоть»

Режиссер: Исаму Хирабаяси

Программа: «Вокруг света»

Игровые и анимационные короткометражки Исаму Хирабаяси участвовали в специальных программах фестивалей в Берлине, в Локарно и на «Сандэнсе», а 10-минутный кафкианский хоррор 2003 года «Текстизм» был провозглашен критиками революцией в кино. «Панцирь и плоть» — полнометражный дебют, в котором автор исследует темы своих предыдущих работ — жизнь, смерть, секс и членистоногие в новом формате. Экспериментальная по стилистике лента — о двух друзьях детства Нитобе и Сакамото, которые трудятся администраторами в капсульном отеле. Нитобе интересуется философией и раками, а Сакамото одержима самоубийством.

«Орландо»

Режиссер: Салли Поттер

Программа: «ВГИКу — 100. Человек с киноаппаратом»

В сентябре этого года главной киношколе страны исполняется 100 лет. ММКФ решил отметить юбилей ВГИКа специальной программой, собрав работы выдающихся выпускников операторского факультета. «Орландо» — экранизация одноименного романа Вирджинии Вулф. Заглавный герой в исполнении Тильды Суинтон проживает 350 лет европейской истории сначала как мужчина, а потом как женщина. Оператором-постановщиком ленты был Алексей Родионов — выпускник 1972 года мастерской Леонида Косматова.

Читайте также

Скончалась актриса Алла Покровская Кино
25 июня 2019

Скончалась актриса Алла Покровская

Народная артистка ушла из жизни в 81 год.

Как разговаривать с секс-символом на вечеринках: Топ-10 фильмов с Эль Фаннинг Кино
25 июня 2019

Как разговаривать с секс-символом на вечеринках: Топ-10 фильмов с Эль Фаннинг

Дочка Брэда Питта, любовница Колина Фаррелла и жертва модельного бизнеса. К выходу «За мечтой» рассказываем, как молодая актриса росла на наших глазах.

Дэнни Бойл работает над продолжением «28 дней спустя» вместе с Алексом Гарлендом Кино
25 июня 2019

Дэнни Бойл работает над продолжением «28 дней спустя» вместе с Алексом Гарлендом

Триквел зомби-драмы продолжает подавать признаки жизни.