Гид по ММКФ 2019: 20 фильмов, которые нельзя пропустить - КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Кино > Гид по ММКФ 2019: 20 фильмов, которые нельзя пропустить

Гид по ММКФ 2019: 20 фильмов, которые нельзя пропустить

16 апреля 2019 / КиноРепортер
Гид по ММКФ 2019: 20 фильмов, которые нельзя пропустить

Главный кинокомикс десятилетия, итальянская классика, филиппинский боевик, авторское турецкое кино и множество номинантов и лауреатов самых престижных европейских киносмотров в нашем гиде по 41-му Московскому международному кинофестивалю.

«Мстители: Финал»

Программа: «Эра мстителей»

Режиссеры: Энтони Руссо, Джо Руссо

За день до выхода в мировой прокат на ММКФ покажут самый титанический фильм этого года «Мстители: Финал». Чтобы ввести зрителей, предпочитающих фестивальное кино, в курс дел вселенной Marvel, на смотре предусмотрена специальная программа «Эра мстителей» с предыдущими сериями франшизы. Лента о победе супергероев над Таносом неизбежно станет памятником массового кинематографа этого десятилетия. Так что фестиваль буквально опережает время, предлагая посмотреть на блокбастер в художественном контексте уже сейчас.

«Император Парижа»

Программа: «Фильм открытия»

Режиссер: Жан-Франсуа Рише

Фестиваль откроет исторический боевик о легендарном преступнике, впоследствии ставшем сыщиком и главой Главного управления национальной безопасности Эжене Франсуа Видоке. Первые фильмы о нем появились еще в начале ХХ века, а наибольшую известность получил инновационный стимпанк 2001 года с Жераром Депардье в главной роли. Теперь сыщика играет Венсан Кассель (а его подругу — Ольга Куриленко), а в режиссерском кресле восседает крепкий профи Жан-Франсуа Рише, отметившийся в жанре «Кровным отцом» с Мелом Гибсоном, неплохим ремейком «Нападения на 13-й участок» и дилогией «Враг государства № 1» с тем же Касселем.

«Эпидемия. Вонгозеро»

Программа: «Конкурс»

Режиссер: Павел Костомаров

Известный оператор и документалист Павел Костомаров продолжает осваиваться в режиссуре игровых проектов. Вслед за сериалами «Чернобыль: Зона отчуждения» и «Закон каменных джунглей» он снял еще один телепроект — экранизацию романа-катастрофы Яны Вагнер «Вонгозеро». В конкурсе ММКФ будет участвовать не сериал, а смонтированный из его материалов 90-минутный фильм (как и «Гоголь», «Эпидемия» снималась сразу под два формата). Масштабная постапокалиптика расскажет о смертельном вирусе, который убивает практически все население Москвы. Главный герой Сергей (Кирилл Кяро) пытается спасти свою новую любовь (Виктория Исакова), а заодно — бывшую жену (Марьяна Спивак) и их общего сына. Он верит, что новую жизнь в безопасности можно будет начать на необитаемом острове в Карелии.

«Воскресенье»

Программа: «Конкурс»

Режиссер: Светлана Проскурина

Казалось бы, человеку у власти не привыкать к угрозам. Вот и чиновник Терехов из маленького провинциального городка не обратил внимания на записку с коротким посланием: «Скоро умрешь». Кажется, зря: наступающее воскресенье способно перевернуть всю его жизнь, в конце-концов поставив под угрозу его существование. Светлана Проскурина, автор фильмов «Случайный вальс» и «До свидания мама», возвращается в кино после пятилетнего перерыва — стоит ожидать привычной меланхолии, задумчивости и непростых тем.

«Нуреев. Белый ворон»

Режиссер: Рэйф Файнс

Программа: «Мир искусства»

Режиссерская работа актера Рэйфа Файнса — биографическая лента о легенде русского и мирового балета Рудольфе Нурееве. Фильм рассказывает о первых зарубежных гастролях танцовщика в составе труппы Ленинградского театра оперы и балета в Париже в 1961 году, с которых в СССР он уже не вернулся. Вся предыдущая жизнь артиста с рождения в поезде под Иркутском и детства в Уфе показана серией продолжительных флешбэков. На роль Нуреева, чтобы танец в кадре был настоящим, Файнс выбрал не актера, а солиста Татарского театра оперы и балета Олега Ивенко.

«Произведение без автора»

Программа: «8 1/2 фильмов»

Режиссер: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк

После невзрачного романтического триллера с Деппом и Джоли «Турист» режиссер оскароносной «Жизни других» Флориан Хенкель фон Доннерсмарк вернулся в кино с историей о трех периодах немецкой истории ХХ века. Молодой художник Курт влюбляется в свою сокурсницу Элли. Отец девушки доктор Зеебанд недоволен ее выбором и обещает разрушить их отношения. Герои не знают, что в прошлом доктора хранится страшное преступление, которое связывает их судьбы. Немецкий фильм участвовал в конкурсе Венецианского фестиваля и получил две номинации на «Оскар»: за лучший фильм на иностранном языке и операторскую работу.

«Маленькое красное платье»

Программа: «8 ½ фильмов»

Режиссер: Питер Стриклэнд

Номинант Берлинского кинофестиваля Питер Стриклэнд метафорично переработал «Шагреневую кожу» Оноре де Бальзака, только у него вместо таинственного талисмана в картине появляется красное платье. Оно сводит с ума каждую примерившую его девушку и делает ее вожделенной и неотразимой. Однако, как и у французского классика, то, что дает тебе желаемое, обязательно требует что-то взамен. Премьера фильма прошла на фестивале в Торонто, а рейтинг на RottenTomatoes составляет 95%! Одну из главных ролей в хорроре сыграла Гвендолин Кристи из «Звездных войнах» и «Игры престолов».

«Нон-фикшн»

Программа: «8 1/2 фильмов»

Режиссер: Оливье Ассайас

Новый фильм одного из главных современных французских авторов Оливье Ассайаса — достаточно легкая комедия, которую от автора «Персонального покупателя» и «Зильс-Марии» мало кто ждал. Фильм рассказывает о мире парижских книжных издательств, а Жюльет Бинош здесь играет актрису, которая завидует успеху…. Жюльет Бинош. Премьера мета-ромкома об отношениях издателя с его женой-актрисой, молодой помощницей и звездным писателем прошла на Венецианском фестивале, но призов на смотре не получила. По словам режиссера, он хотел рассказать о неумении человека адаптироваться к изменяющемуся миру.

«Груз»

Программа: «8 ½ фильмов»

Режиссер: Огнен Главонич

Огнен Главонич не впервые обращается к истории своей страны: ранее он снял две документальных картины, «Октябрь» и «Глубина два» о событиях 1990-х годов, и новая картина отличается лишь тем, что впервые он решил прибегнуть к художественным средствам. 1999 год для Сербии стал одним из самых темных: год как идет Косовская война, в дело вмешивается НАТО с бомбардировками. Влада, вынужденный работать дальнобойщиком, получает задание: перевезти груз из Косово в Белград, не задавая вопросов, не глядя на содержимое контейнера и сведя количество остановок к необходимому минимуму. Путь Влады пройдет через всю страну, одновременно родную и столь непривычную после всех войн.

«Я была дома, но…»

Программа: «Эйфория наваждений»

Режиссер: Ангела Шанелек

Одна из лидеров немецкой киноволны «Берлинская школа» Ангела Шанелек, известная своей нелюбовью к раскрытию смыслов собственных работ, сняла запутанный фильм о различиях между искусством и реальной жизнью. При просмотре разобраться в сюжете будет нелегко, но фильм рассказывает о матери, которая пытается заново наладить отношения с сыном после его внезапного исчезновения. Переживания героини будут сопровождать разговоры об этике, попытки сдать бракованный велосипед, детская постановка «Гамлета» и ослик, чей символизм Шенелек раскрывать отказывается. Впрочем, скрытность не помешала ей получить за этот фильм Приз за режиссуру на прошедшем Берлинском кинофестивале. Кстати, название фильма отсылает к драме Ясудзиро Одзу «Родиться-то я родился, но…» — в ней содержится один из ключей к пониманию фильма.

«Антология города-призрака»

Программа: «Эйфория наваждений»

Режиссер: Дени Коте

Автор «Северных штатов» Дени Коте уже трижды был номинирован на «Золотого медведя», а в 2013 году получил премию Альфреда Бауэра за картину «Вик и Фло увидели медведя». В этом году в Берлинале участвовала эта необъяснимая и запутанная драма о тихой и размеренной жизни в глухой канадской деревушке, которая омрачается трагическим событием — смертью местного юноши в автокатастрофе. Для жителей произошедшее становится настоящим шоком, а траур распространяется на всех вокруг. Во время психологического коматоза в деревне из ниоткуда начинают появляются чужаки — странные карлики в зловещих масках. Среди них есть и погибший подросток, а вскоре всем деревенским становится ясно, что это восставшие мертвецы, которые собираются вернуться туда, где когда-то жили.

«Альфа: право убивать»

Программа: «Эйфория наваждений»

Режиссер: Брийанте Мендоса

Филиппинец Брийанте Мендоса, многократный участник фестивалей в Канне, Венеции и Берлине, лауреат приза за режиссуру каннского кинофестиваля за фильм «Бойня», часто снимает о тяжелой жизни бедняков, воров или наркоманов. Его новая работа не стала исключением. Столицу Филиппин заполонили наркоторговцы. На самого крупного из них ведется охота, а офицер полиции Эспино и его информатор Элайджа находятся на шаг впереди своих коллег из местного спецназа. После масштабной перестрелки, в которой погибает практически вся «армия» наркокартеля, Эспино и Элайджа исчезают от властей и бандитов, прихватив с собой рюкзаки с деньгами и метамфетамином.

«Бог существует, и ее зовут Петруния»

Программа: «Эйфория наваждений»

Режиссер: Теона Стругар-Митевска

Македонка Теона Стругар-Митевска — нередкий фестивальный гость: первая же ее короткометражка оказалась в Берлине, да и предыдущие полнометражные картины попадали пусть и не в конкурсную программу, но в «Панораму». «Бог существует…» стал первым для Теоны, добравшимся до основного конкурса Берлинале. Комичная история о девушке, которая вопреки всем обычаям прыгнула на Крещение в воду за крестом (македонский обычай, в котором участвуют только верующие мужчины) и неожиданно его поймала, навлекши на себя неодобрение местных жителей.

«Человек, пространство, время и снова человек»

Программа: «Мастера»

Режиссер: Ким Ки Дук

Председатель жюри ММКФ Ким Ки Дук привез на смотр свой последний фильм — полный символизма триллер о загадочном круизе на военном корабле. Представители разных социальных классов начинают сходить с ума и творить бесчинства, когда, проснувшись поутру, обнаруживают, что корабль буквально парит среди облаков. Еда и боеприпасы быстро заканчиваются, и начинаются библейские ужасы в стиле «мамы!» Аронофски. Название фильма отсылает к одному из главных фильмов корейца — «Весна, лето, осень, зима… и снова весна».

«Конформист»

Программа: «Мастера»

Режиссер: Бернардо Бертолуччи

Лауреат «Оскара», политическая драма Бертолуччи вышла в далеком 1970 году, а рассказывает и вовсе о временах Второй мировой. Речь пойдет о докторе Марчелло Клеричи, получившим от фашистских властей приказ отправиться во Францию, чтобы организовать и осуществить ликвидацию своего бывшего учителя — итальянского профессора-антифашиста. Во время выполнения задания Марчелло понимает поразительное сходство государственного насилия с сексуальным, жертвой которого он пал в детстве.

«Петерлоо»

Режиссер: Майк Ли

Программа: «Мастера»

Новая лента классика британского реализма Майка Ли — редкая для него историческая картина, основанная на реальных событиях. 16 августа 1819 года десятки тысяч жителей Манчестера вышли на поле Святого Петра, чтобы потребовать у властей расширения избирательных прав. Митинг закончился атакой кавалерии и массовыми жертвами среди протестующих. Режиссер отложил трагическое событие на самый конец фильма и сосредоточился на скромном быте и ежедневных бедствиях простых манчестерцев, которые показывает со свойственной его поздним лентам живописностью.

«Дикая груша»

Режиссер: Нури Бильге Джейлан

Программа: «Дороги турецкого кино»

Нури Бильге Джейлан вернул мировой интерес к авторскому турецкому кино своими лентами и их фестивальными призами, в том числе каннской «Золотой пальмовой ветвью» за «Зимнюю спячку». Неслучайно его новая работа венчает специальную программу ММКФ, посвященную современному кинематографу Турции. В картине начинающий писатель Синан после института вынужден вернуться в родную деревню, и поначалу все вокруг — от разочаровавшихся в жизни бывших одноклассников до убийственно красивых пейзажей — вызывает в нем жгучую ненависть. Но ему приходится научиться понимать и принимать окружающую провинциальную реальность, ведь именно об этом месте он пишет дебютную книгу.

«Пора мечтаний»

Режиссер: Иштван Сабо

Программа: «XX век венгерского кино»

Дебют Иштвана Сабо «Пора мечтаний» откроет одну из самых интересных ретроспектив 41-го ММКФ — «XX век венгерского кино». В программу вошли почти незнакомая российскому зрителю классика и недавно восстановленные редкости из Венгерского национального киноархива. Фильм Сабо — история о молодом инженере на пороге взрослой жизни и о первой любви на фоне последствий венгерской революции 1956 года. Автор, тогда ровесник своего героя, добавил в ленту автобиографических мотивов. «Пора мечтаний» получила серебряный приз на фестивале в Локарно, а следующий фильм Сабо — «Отец» удостоился Гран-при на 5-м ММКФ в 1967 году.

«Панцирь и плоть»

Режиссер: Исаму Хирабаяси

Программа: «Вокруг света»

Игровые и анимационные короткометражки Исаму Хирабаяси участвовали в специальных программах фестивалей в Берлине, в Локарно и на «Сандэнсе», а 10-минутный кафкианский хоррор 2003 года «Текстизм» был провозглашен критиками революцией в кино. «Панцирь и плоть» — полнометражный дебют, в котором автор исследует темы своих предыдущих работ — жизнь, смерть, секс и членистоногие в новом формате. Экспериментальная по стилистике лента — о двух друзьях детства Нитобе и Сакамото, которые трудятся администраторами в капсульном отеле. Нитобе интересуется философией и раками, а Сакамото одержима самоубийством.

«Орландо»

Режиссер: Салли Поттер

Программа: «ВГИКу — 100. Человек с киноаппаратом»

В сентябре этого года главной киношколе страны исполняется 100 лет. ММКФ решил отметить юбилей ВГИКа специальной программой, собрав работы выдающихся выпускников операторского факультета. «Орландо» — экранизация одноименного романа Вирджинии Вулф. Заглавный герой в исполнении Тильды Суинтон проживает 350 лет европейской истории сначала как мужчина, а потом как женщина. Оператором-постановщиком ленты был Алексей Родионов — выпускник 1972 года мастерской Леонида Косматова.

Читайте также

[ММКФ-2019] Якутская доброта, казахский цинизм, японская любовь и латвийская человечность Кино
22 апреля 2019

[ММКФ-2019] Якутская доброта, казахский цинизм, японская любовь и латвийская человечность

В первой части обзора основного конкурса — четыре фильма, раскрывающие разные грани внутреннего мира человека.

Владислав Опельянц получил премию «Белый квадрат» Кино
21 апреля 2019

Владислав Опельянц получил премию «Белый квадрат»

Жюри отметило кинооператора за работу над фильмами «Селфи» и «Лето».

Александр Кузнецов и Ангелина Стречина стали лауреатами премии «Аванс» (фото) Кино
20 апреля 2019

Александр Кузнецов и Ангелина Стречина стали лауреатами премии «Аванс» (фото)

«КиноРепортер» вручил молодым российским актерам награду журнала на ежегодной вечеринке White Party в честь ММКФ.

6 хорроров вселенной «Заклятие» от лучшего к худшему Кино
19 апреля 2019

6 хорроров вселенной «Заклятие» от лучшего к худшему

В прокат вышло «Проклятие плачущей» — фильм ужасов о жутковатом персонаже мексиканского фольклора Ла Йороне и очередной спин-офф франшизы Джеймса Вана «Заклятие». По такому случаю «КиноРепортер» решил посветить фонариком по темным закоулкам хоррор-вселенной со всеми ее сиквелами и спин-оффами.