Фото: Imago/TASS
22 сентября исполняется 65 лет Нику Кейву – рок-звезде, фронтмену The Bad Seeds, композитору, поэту, писателю, сценаристу, актеру, а с недавних пор еще и скульптору! Человеку столь разнообразных талантов стоило бы посвятить добрую дюжину материалов. Но мы пока сконцентрируемся лишь на одной ипостаси Ника и расскажем о нескольких незабываемых саундтреках, которые он создал. Благо не за горами очередная знаковая работа Кейва для кино – «Блондинка» его давнего товарища и соратника Эндрю Доминика.
Вторая после «Призраков гражданской смерти» (1988) коллаборация Ника Кейва и постановщика Джона Хиллкоута: за 4 года до «Дороги» и за 7 до «Самого пьяного округа в мире». «Предложение» – это мрачный кровавый вестерн, который традиционно украшает списки лучших образчиков жанра XXI века. Головорез Чарли (Гай Пирс) попадает в руки законников, и один из них предлагает ему прикончить старшего брата, чтобы спасти младшего. Тлен, грязь, пот, скрипящий на зубах песок австралийских пустошей – атмосфера, прямо скажем, не самая комфортная.
Подобному фильму и саундтрек нужен соответствующий. Так что таланты гения сумрачных баллад Ника Кейва и его коллеги, выдающегося мультиинструменталиста Уоррена Эллиса, здесь пришлись ко двору. Кейв, кстати, еще и сценарий написал, поэтому лента принадлежит ему в той же мере, что и Хиллкоуту. Угрюмые композиции с тревожными струнными служат идеальным фоном для царящего вокруг хаоса и насилия, хотя более умиротворяющие мелодии тоже встречаются. Вот, например, The Rider Song: отличный аккомпанемент для медленного путешествия из одного забытого богом городка в другой, пока скрипит потертое седло, а ветер холодит былую рану. «Предложение», от которого невозможно отказаться.
Еще один вестерн, на сей раз куда более амбициозный. За камерой – Роджер Дикинс. В числе продюсеров – Ридли Скотт. В кадре – Брэд Питт и Кейси Аффлек, как по нотам разыгравшие историю устранения легендарного налетчика Дикого Запада. В режиссерском кресле – Эндрю Доминик, наряду с Джоном Хиллкоутом ставший важнейшим постановщиком в карьере Кейва. Они с Эллисом записали несколько вариантов каждой темы еще до завершения съемок, чтобы Доминик мог выбрать, какая из версий лучше подойдет темпу и настроению отдельных сцен. Причем Эндрю не раз требовал исправить тот или иной фрагмент, что подчас доводило авторов до белого каления.
«Мы привыкли быть сами себе хозяевами, – говорит Кейв. – Мы пишем музыку, вы ее получаете, и все на этом. Но Эндрю хватало бюджета, чтобы заставлять нас торчать в студии, и мы его проклинали. Мучительный опыт, ничего не скажешь. Он подгонял нас, прессовал, но результат вышел феноменальным».
Саундтрек «Трусливого Роберта Форда» не назовешь меланхоличным. Скорее он просто отстраненный, холодный и будто нейтральный. С одной стороны, это превосходное сопровождение для героя, обреченного на смерть. С другой – похвальный акт вежливости по отношению к зрителю, без всякой манипуляции его нежными чувствами (даже кульминационная сцена убийства обставлена предельно буднично). Сам Кейв, кстати, появился в эпизодической роли кабацкого певца, исполнив издевательскую балладу о трусливом выскочке Форде.
И вновь на сцену выходит Джон Хиллкоут. В 2009-м он перенес на экран знаменитый постапокалиптический роман Кормака МакКарти «Дорога», где папа и сын направлялись к морю по выжженным Штатам. Главные роли исполнили Вигго Мортенсен, который в представлении не нуждается, и Коди Смит-Макфи, в прошлом году завоевавший «Золотой глобус» за «Власть пса». Сам фильм – угрюмое произведение об умирании цивилизации и пробуждении ужаса, подстерегающего усталых путников на каждом шагу. В общем, отличный материал для Ника Кейва!
Заунывный плач фортепиано с первых сцен задает траурное настроение этому печальному роуд-муви, снятому в хмурых осенних тонах и оставляющему весьма смутную надежду на радостные перемены. Но все же намеки на эту надежду присутствуют, в том числе – в пронзительном финале. Вот и параноидальные музыкальные темы время от времени сменяются на удивление жизнеутверждающими, напоминая, что самый мрачный час обычно наступает перед рассветом.
А вот не столь широко известный, но все равно достойный проект. Лаконичный рассказ Альбера Камю «Гость» перерос в полнометражную ленту, где Вигго Мортенсен в роли алжирского учителя конвоирует обвиненного в убийстве араба в полицейский участок соседнего города. Перед нами – еще одно неторопливое роуд-муви с тоскливыми пейзажами и главенствующей темой смерти, то есть стихия, где Ник Кейв чувствует себя своим в доску. Но в том и заключается их с Эллисом гениальность, что при схожих с той же «Дорогой» стартовых условиях (включая солирующего Мортенсена) они создали принципиально иной, по-своему уникальный и безошибочно узнаваемый саундтрек.
События разворачиваются в Алжире 1950-х, и в мелодиях порой сквозит экзотическая таинственность, разыгранная на флейте и мандолине. Чувство изоляции и заброшенности, полностью оправдывающее название фильма, просачивается под кожу вместе со сдержанным плачем скрипок, а тягучий эмбиент напоминает об опасности, что скрывается среди бескрайних равнин и раскаленных скал. Таков один из самых экспериментальных саундтреков Кейва и Эллиса, который в отрыве от картины производит еще более неизгладимое впечатление.
В этом морозном триллере Тейлора Шеридана, если кто не в курсе, егерь и агент ФБР в исполнении Джереми Реннера и Лиз Олсен расследуют убийство индианки в резервации «Ветреная река». Холодные ветра Вайоминга продувают до костей, вынуждая до ушей поднимать воротники и поглубже засовывать руки в карманы, но Ника Кейва с Уорреном Эллисом они лишь вдохновляют на новые творческие подвиги. Здесь хватает и саспенса, и экшена, поэтому музыка опутывает зрителя нервными щупальцами и, по словам режиссера, заставляет «почувствовать, что ты действительно посмотрел фильм».
«Ветреная река» – колючая, неуютная лента, которая пинком вышибает из зоны комфорта. Будто внезапно громыхнувшая снежная буря, когда ты еще не перешел на зимнюю резину. С позиций чужестранцев Кейв и Эллис придают американским картинам диковинное, загадочное звучание, и в этой драме о гнетущем горе и жестоких преступлениях оно ощущается особо отчетливо. Лишая тебя защитных барьеров. Оставляя один на один с ядовитым чувством вселенской тоски. И вместе с тем позволяя понять, кем ты являешься на самом деле, когда маски сброшены, а пепел несбывшихся надежд развеян над замерзшей рекой.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…