На утреннем плацу под брезгливые усмешки срывают эполеты и ломают шпагу французскому офицеру еврейского происхождения Альфреду Дрейфусу (Луи Гаррель), уличенному в шпионаже в пользу Германии. «Еврей оплакивает свое потерянное золото», — громкие слова Мари-Жоржа Пикара (Жан Дюжарден) вызывают смех сослуживцев, таких же бравых французских офицеров, как и сам герой нового фильма Романа Полански «Офицер и шпион». Бытовой антисемитизм во Франции XIX века — дело обычное.
Оригинальное название картины — «Я обвиняю!», по известному памфлету Эмиля Золя, вызвавшему в свое время бурю эмоций, серию процессов, обвинений, оправданий, отставок, еврейских погромов и даже вынужденную эмиграцию писателя в Лондон. Во Франции «Я обвиняю!» — программное произведение, тщательно изучаемое в школе. Но новый фильм Полански оставляет сам процесс, как и невинно осужденного Дрейфуса, за кадром, изредка поясняя историю флешбэками. За основу сценария взято произведение Роберта Харриса «Офицер и шпион» — триллер о поисках правды, когда все усилия правящей элиты, направлены на то, чтобы правду скрыть.
Полковник Пикар, назначенный руководителем контрразведки, в конце концов делает неожиданное открытие — шпион, которого осудили несколько месяцев назад, все еще продолжает поставлять информацию немецкому военному атташе. В результате расследования он приходит к выводу, что Дрейфус невиновен, а реальный шпион — капитан Эстерхази — разгуливает на свободе.
Если рассматривать сюжет в контексте исторических событий — Франция, проигравшая франко-прусскую войну Германии, а вместе с ней пару северных регионов (Эльзас и Лотарингию), готовилась к реваншу. Армию потрясали шпионские скандалы. Альфред Дрейфус оказывается идеальным виновным — наполовину эльзасец, наполовину еврей, имеющий доступ к военным секретам. Чужой среди своих.
Полковник Пикар, будучи поставленным перед выбором последовать совету старших по званию и закрыть дело или найти реального преступника, оправдав невинно осужденного, решает идти до конца, расколов тем самым страну надвое — за Дрейфуса или против! За поиски правды он сам впоследствии будет обвинен в подкупе и работе на евреев, уволен из армии, осужден и посажен в тюрьму.
Актуальнейшая тема, как в России, так и в других странах — что важнее, человеческая жизнь, правда, честь и достоинство или интересы государства, представленные кучкой элиты, — рассказана режиссером размеренным, классическим языком. Под пафосную музыку Александра Деспла, на экране сменяются импрессионистские картинки — парижские улочки, кофейные террасы, завтрак на траве. В актерских титрах так и мелькает уточнение Comédie Française — (актер из «Комеди Франсез») — но артисты играют сдержанно, иногда отстраненно, скупо.
Желание режиссера вместить кусок сложной истории в двухчасовую картину формирует ощущение тяжеловесной нарративности и отсутствия внятной мотивации героев. Классическую театральность создает и «старая прима» — жена режиссера, актриса Эммануэль Сенье, в роли любовницы Пикара, хотя по возрасту, она вполне могла бы сыграть его мать.
Женщины в жизни Полански всегда играли особую роль, обвинения в изнасилованиях преследовали режиссера всю жизнь, но только одно было доказано в суде — совращение тринадцатилетней Саманты Геймер — в США в 1977 году. Скрываясь от американского суда, Полански перебрался во Францию.
В Европе режиссер женился, остепенился и… продолжал насиловать девушек. В 2010-м Шарлотта Льюис обвинила постановщика в том, что тот изнасиловал ее во время кастинга в Париже в 1983 году, когда ей было 16 лет. Адвокаты Полански называли актрису шантажисткой, которая никогда в своих предыдущих интервью не упоминала о насилии со стороны режиссера.
В 2017 году некая Робин М. обвинила Полански в том, что он изнасиловал ее, когда ей было 16 лет. Событие, произошедшее в 1973 году, не может быть расследовано из-за срока давности. Глория Оллред, адвокат, представляющая обеих женщин, сообщила, что ее клиентка «решила не подавать жалобу», но что она готова свидетельствовать в том случае, если Полански предстанет перед американским судом.
В 2017 году немецкая актриса Ренате Лангер подала на Палански в швейцарский суд за изнасилование в 1972 году, когда ей было 15 лет. В том же году американская актриса Марианна Бернард обвинила режиссера в насилии, когда ей было 10 лет, в далеком 1975 году на пляже Малибу во время фотосессии. Несколько месяцев спустя Американская киноакадемия исключила режиссера из своих рядов.
И вот новый скандал, прямо перед выходом фильма, такого важного для французской истории. Франция могла бы и не заметить этих новых обвинений: французы относятся снисходительно к любовным похождениям своих кумиров, ведь даже экс-глава страны Франсуа Миттеран спокойно проживал в президентском дворце с любовницей и незаконной дочерью. Но на дворе эпоха #metoo и «вайнштейнгейта», так что обвинения фотографа и актрисы Валентин Монье не остались незамеченными.
В статье Le Parisien женщина заявила, что в 1975 году, в Швейцарии, она подверглась избиению и изнасилованию со стороны режиссера. Она также подала в суд, несмотря на срок давности. Через своего адвоката Полански всячески отвергает все обвинения. По словам актрисы, выход фильма «Офицер и шпион» подтолкнул ее сделать публичные признания, она больше не могла молчать, глядя, как режиссер сопоставляет себя с невинно осужденным Альфредом Дрейфусом.
Эти обвинения разделили небольшой мир французского кинематографа, как когда-то Францию разделило дело Дрейфуса. Актриса Адель Энель поддержала Монье, заявив, что тоже подвергалась насилию. Актеры по очереди отказываются от рекламной компании фильма — Жан Дюжарден не стал давать интервью на TF1, а жена режиссера не вышла в эфир радиостанции France Inter.
Известнейшая семья Трентиньян раскололась надвое: Надин Трентиньян считает, что обвинения режиссера неслучайно появились перед выходом ленты об антисемитизме. Ее сын и внук уверены, что нельзя игнорировать серьезность обвинений и полностью поддерживают смелость выступивших жертв. Показы фильма в кинотеатрах срываются по призыву феминистского движения, многие требуют бойкота ленты.
В инстаграме Дюжардена фанаты ведут между собой войну: некоторые пишут, что пойдут смотреть фильм во что бы то ни стало, другие требуют от актера четкой позиции по случившемуся и объявляют, что невозможно отделить человека от его творчества, разделить гения и его злодейства. Как и его герою, Роману Полански срывают эполеты и ломают шпагу его собратья по искусству. Но только так ли он невиновен, как когда-то месье Дрейфус?
«Офицер и шпион» выйдет в России 30 января.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…