Кино

Гений чистой красоты: Знаковые экранизации произведений Пушкина

Пушкин, конечно, наше все. В кино – в том числе. В новом телесезоне Первый канал представит историю любви Натальи Гончаровой и Александра Пушкина – сериал «Натали и Александр» с Ксенией Трейстер в главной роли. В следующем году на экраны выйдет фильм «Пророк. История Александра Пушкина» о жизни великого русского поэта от лицейской юности до трагической дуэли в необычном, музыкальном жанре, где в роли великого русского поэта появится сначала Кай Гетц, потом Юра Борисов. К 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича «КиноРепортер» собрал яркие примеры того, как великий русский поэт уже помог актерам, режиссерам и операторам проявить свои таланты. И скольких он еще вдохновит!

«Мазепа» (1909)

Фильм любопытен тем, что он – самый первый, созданный в России по мотивам произведений Пушкина. По крайней мере, самый ранний из ныне упоминающихся. «Мазепу» снял Василий Гончаров, а ее премьера состоялась 27 октября 1909 года. Это 16-минутная черно-белая немая картина по мотивам поэмы «Полтава» и либретто оперы Петра Ильича Чайковского «Мазепа». Главный герой – гетман Мазепа, влюбленный в дочь Кочубея. Отец против их союза, а потому они тайком сбегают. В свою очередь, Кочубей доносит Петру на гетмана.

Считается, что этой ленте предшествовал «Бахчисарайский фонтан» (1909) Якова Протазанова. Нет точной информации о том, вышел ли фильм на экраны или показы отменили из-за того, что он был снят в расфокусе. На данный момент лента считается утраченной.

«Пиковая дама» (1916)

Первый вышедший на экраны фильм Протазанова интересен в первую очередь как пример раннего российского кино: немой, черно-белый, снятый еще во времена Российской империи – и при этом полнометражный. Эта лента стала одной из первых, где применили движущуюся камеру. Кроме того, Евгений Славинский, один из основоположников отечественной операторской школы, впервые использовал ночную съемку и съемку сверху.

По сюжету, за карточной игрой друзья обсуждают тайну некой графини о «трех верных картах», которые гарантируют выигрыш. Главный герой Германн, обычно избегавший азартных игр, загорается желанием выведать заветную тайну, а потому знакомится с Лизой, племянницей графини. Однако одержимость идеей и обманный путь, которым пошел Германн, доводят молодого человека до сумасшествия.

«Сказка о царе Салтане» (1966)

«Сказка о царе Салтане» и «Руслан и Людмила» (1972) Александра Птушко – по-настоящему масштабные адаптации, которые до сих пор интересно пересматривать. Съемки «Сказки о царе Салтане» проходили в Подмосковье и Крыму. В Херсоне построили декорации города царя Салтана и города-крепости царевича Гвидона. На роль 33 богатырей отобрали самых рослых из команды моряков с базы торпедных катеров в Севастополе.

Спустя несколько лет режиссер вернулся к излюбленному жанру с двухсерийной экранизацией «Руслана и Людмилы». Многие «сказочные» эпизоды, включая полет карлика Черномора, создавались благодаря симбиозу трюков каскадеров и новаторских приемов комбинированных съемок. Батальные эпизоды получились действительно эпическими – в сценах битвы с печенегами было занято около 2 тыс. человек. В 2023 году киноконцерн «Мосфильм», продолжая собственный тренд по восстановлению классики, отреставрировал изображение и звук «Руслана и Людмилы».

«Станционный смотритель» (1972)

Сергей Соловьев снял фильм по одноименной повести Пушкина, премьера которого состоялась лишь в двух странах – СССР и Венгрии. Однако именно этот телепроект считается самой удачной экранизацией произведения. Кроме того, Никита Михалков здесь играет обольстительного мерзавца – гусара Минского, что заслуживает отдельного внимания.

В картине звучат романсы на стихи поэта: «Дорожные жалобы», «Не спрашивай, зачем» и «Я ехал к Вам». Композицию под названием «Красотки томный взор», которую написал Булат Окуджава для гусара Минского, вырезали из фильма после исключения Окуджавы из партии. Сюжет рассказывает о Самсоне Вырине, который служит смотрителем на станции. Он один растил дочь Дуню и души в ней не чает. Однако, когда ее предлагает подвезти до церкви состоятельный гусар Минин, смотритель убеждает дочь сесть в карету – и теряет ее навсегда…

«Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976)

Александр Митта снял картину по неоконченному роману «Арап Петра Великого». Книга стала первым (и весьма успешным) произведением писателя в прозе: это было историческое исследование, которое также относилось к генеалогическим корням Александра Сергеевича. Главный герой романа – арап, «сын чернокожего царя» по имени Ибрагим Петрович Ганнибал, который, предположительно, был дедом великого писателя.

Во время работы над книгой Пушкин тщательно изучил историческую базу и в итоге создал первое обширное и подробное описание периода правления Петра I. Прежде подобных исследований попросту не существовало. А потому и экранизация романа, пусть и вольная, имеет особое значение. Главную роль Арапа Петра Великого исполнил Владимир Высоцкий, и, по его словам, он был рад сыграть «интеллигентного человека в неинтеллигентном мире».

По сюжету, когда Петру I дарят арапа, тот становится не рабом, а приближенным царя. Ганнибал быстро впитывал новые знания, стал доблестным воином и любимцем женщин, но из-за скандала был выслан из Франции, где учился, обратно в Россию. А там, конечно, повзрослевшего и возмужавшего юношу ждала отеческая забота Петра Великого и первая настоящая любовь.

«Маленькие трагедии» (1979)

После «Воскресения», «Золотого теленка» и «Смешных людей!» Михаил Швейцер продолжил исследовать творчество русских писателей. В конце 1970-х Госкомитет СССР по телевидению и радиовещанию заказал режиссеру очередную экранизацию, на этот раз основанную на «Маленьких трагедиях» Пушкина. Литературный цикл включал 4 пьесы, которые Швейцер уместил в 3 серии. Связующим звеном мини-сериала послужила неоконченная повесть «Египетские ночи», но для каждого произведения выбрали уникальные эпохи. Например, в «Скупом рыцаре» – это Средневековье, в «Каменном госте» угадывается Возрождение, в «Моцарте и Сальери» видится Просвещение, а «Пир во время чумы» воплощает романтизм.

«Маленькие трагедии» могли похвастаться по-настоящему звездным и талантливым актерским составом. В съемках экранизации участвовали Георгий Тараторкин, Сергей Юрский, Валерий Золотухин, Иннокентий Смоктуновский, Леонид Куравлев, Лидия Федосеева-Шукшина и Владимир Высоцкий, для которого роль дона Гуана стала последней.

«Борис Годунов» (1986)

Экранизацию одной из самых известных пьес Пушкина, номинированную на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, снял Сергей Бондарчук и сам же исполнил в фильме главную роль. Эта работа стала последней прижизненной картиной режиссера в широком прокате. На момент создания фильма Бондарчук уже успешно экранизировал монументальный труд Льва Толстого «Война и мир», а дебютировал так и вовсе лентой по повести Михаила Шолохова.

Созданный в сотрудничестве с Чехословакией, Польшей и ФРГ, тщательно проработанный 2,5-часовой фильм с тяжелой мрачной атмосферой воспроизводит тревогу Смутного времени (1598–1613). Однако фестивальных наград он не снискал, да и среди зрителей считается недооцененным. В центре сюжета, собственно, Борис Годунов, ставший царем по решению Земского собора, и его сын Федор. Бесконечные интриги, таинственные смерти, интервенция и государственный переворот – в картине есть все, за что зрители любят историческое кино (и Пушкина).

«Онегин» (1999)

Из всех зарубежных экранизаций, а было их множество – от «Пиковой дамы» (1918) Артура Веллина до «Бориса Годунова» (1989) Анджея Жулавски, – эта, пожалуй, самая удачная. Причем снимала фильм по роману в стихах «Евгений Онегин» Марта Файнс (сестра Джозефа и Рэйфа Файнсов), на счету которой всего два игровых фильма. Так что ее «Онегин» – исключение из всех возможных правил, высказывание ради, вероятнее всего, любви к Пушкину.

По сюжету, повеса и петербургский светский лев Евгений Онегин приезжает в глубинку, чтобы проститься с дядей, когда тот «не в шутку занемог». Там же он встречает нового друга Владимира Ленского, влюбленного в дочь помещика Ольгу Ларину, и любовь всей своей жизни – Татьяну. Но он слишком ленив и эгоистичен, да и заскучал в глубинке, а потому, вместо того чтобы признаться в чувствах, совершает жестокую ошибку и уезжает, потеряв шанс на счастье…

Лив Тайлер и Рэйф Файнс – кто бы мог подумать, что эти двое отлично впишутся в историю о русском дворянстве? Однако им блестяще удалось разыграть романтическую трагедию о неверном выборе, глупой заносчивости, страхе и вечной любви.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

1 час назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

3 часа назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

5 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

7 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

10 часов назад

На поддержку отечественного кино направят 2,6 млрд рублей в год

Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…

24 часа назад