Сериал «ГДР» – яркое, зрелищное, полное драк, перестрелок, взрывов и погонь шоу. Одно из самых масштабных среди отечественных образцов жанра. И все же детективная линия и экшен – не главное, о чем там идет речь. Притом что, как в любом приличном аналоге, в «ГДР» есть еще и довольно мощная лирическая составляющая.
Главное же – что становится понятно не сразу (и те, кто писал рецензии по первой паре серий, включая «КиноРепортер», этого просто не успели осознать) – это линия большой политики. Она невероятно актуальна (несмотря на то, что дело происходит в самом конце 1980-х) и лишний раз напоминает: история повторяется! Вот об этом и хочется поговорить отдельно. Осторожно, спойлеры!
В центре сюжета – охота оперативников КГБ за секретным архивом Штази (Министерство госбезопасности ГДР), представляющего огромную ценность для разведок всего мира. И разумеется, главными соперниками советских разведчиков являются коллеги из ЦРУ, чувствующие себя в Берлине (по обе стороны стены) как дома.
Важно понимать, что архив представляет угрозу не только для жизней десятков тайных агентов Штази по всему миру, но и для мира как такового. Холодная война и гонка вооружений не закончена, и мир все еще висит на волоске. За 2 года до этого страшный конфликт чуть было не спровоцировал (как и сбитый южнокорейский лайнер за 5 лет до него) Матиас Руст, чей легкомоторный самолет приземлился прямо на Красной площади. Тогда повезло. Повезет ли в этот раз?
Противоборство КГБ, Штази и ЦРУ выливается в захватывающий и весьма зрелищный аттракцион. Сериал затягивает с первой же серии. Но в какой-то момент все это оборачивается красивой обманкой, потому что отходит на второй план – если не сюжетный, то смысловой. На первый же выходят политические игры, которые увлекательны ничуть не меньше.
Генеральный секретарь ЦК КПСС (во времена СССР это было равносильно президенту, которым он и стал в 1990-м) Михаил Горбачев (Виталий Коваленко) – такая же центральная фигура сериала, как и капитан КГБ Александр Нечаев (Александр Горбатов), рыщущий по Восточному Берлину в поисках архива Штази. Нам показывают и переговоры Горби с Эрихом Хонеккером (Анатолий Батаев), возглавлявшим тогда ГДР, и его общение с ближайшими соратниками, и личную жизнь.
Правда, личная жизнь Михаила Сергеевича была неотделима от политической. Его жена Раиса Максимовна (Мадлен Джабраилова) не просто принимала участие во всех его действиях и решениях – она была, по сути, серым кардиналом СССР, и муж (как бы это жестко ни звучало в случае главы самого огромного государства в мире) находился у нее под каблуком.
Разумеется, все сцены с участием Горбачева являются художественным вымыслом – нет ни документов, ни подлинных записей этих встреч и разговоров. Однако те, кто хоть немного разбирается в политике и знает чуть больше, чем то, что показывали по центральным каналам и печатали в газетах, поймут: главное тут – суть, а также результаты всех этих слов и поступков, и уж тут авторы сериала все передали верно.
У первого и последнего президента СССР и сегодня много поклонников. И им «ГДР» точно не понравится. В сериале политик показан мечтателем, который искренне верил в дивный новый мир, единую Европу, которую он построит вместе со своими верными соратниками. Вот только соратники в кремлевских кабинетах больше пеклись о собственных карьерах и интересах, а зарубежные – и подавно. А потому первые во главе с министром иностранных дел Шеварднадзе (Сергей Барковский), используя политическую недальновидность, тщеславие и даже наивность Горбачева, его предали, вторые – обманули. Когда он наконец это осознал, было уже слишком поздно.
Так ли это плохо – быть мечтателем? Конечно, нет! Но только если ты не руководишь огромной страной с ядерным оружием. Ошибки Горбачева стоили нам очень дорого. Сериал если не говорит прямо, то наводит на мысль, что развала СССР (не коммунистической системы, но содружества республик) можно было избежать, а значит, избежать гибели людей, нищеты, уничтожения самоидентичности и войн. Фильм заставляет задуматься, как важна роль личности в истории. Как много может натворить бед один человек, если он не на своем месте и если дать ему волю.
Но не только и не столько это делает «ГДР» актуальным. Сериал, рассказывая о событиях 35-летней давности, во многом поразительно созвучен сегодняшним событиям. В нем показан развал Восточноевропейского социалистического блока, и мы видим, что все происходило ровно по тем же лекалам, по которым сейчас рушится Евросоюз. Так же хотят развалить и Россию. Что, в общем, неудивительно, потому что люди не меняются, да и «кукловод» все тот же, как и его мотивы.
Увы, сериал не дает однозначных ответов на главные вопросы, тем более рецептов – в конце концов, это все-таки детектив. Но как возможность задуматься о столь важных вещах – он дорогого стоит.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…