Политическая линия сериала оказалась гораздо весомее, а главное, удивительно актуальной.
Сериал «ГДР» – яркое, зрелищное, полное драк, перестрелок, взрывов и погонь шоу. Одно из самых масштабных среди отечественных образцов жанра. И все же детективная линия и экшен – не главное, о чем там идет речь. Притом что, как в любом приличном аналоге, в «ГДР» есть еще и довольно мощная лирическая составляющая.
Главное же – что становится понятно не сразу (и те, кто писал рецензии по первой паре серий, включая «КиноРепортер», этого просто не успели осознать) – это линия большой политики. Она невероятно актуальна (несмотря на то, что дело происходит в самом конце 1980-х) и лишний раз напоминает: история повторяется! Вот об этом и хочется поговорить отдельно. Осторожно, спойлеры!
В центре сюжета – охота оперативников КГБ за секретным архивом Штази (Министерство госбезопасности ГДР), представляющего огромную ценность для разведок всего мира. И разумеется, главными соперниками советских разведчиков являются коллеги из ЦРУ, чувствующие себя в Берлине (по обе стороны стены) как дома.
Важно понимать, что архив представляет угрозу не только для жизней десятков тайных агентов Штази по всему миру, но и для мира как такового. Холодная война и гонка вооружений не закончена, и мир все еще висит на волоске. За 2 года до этого страшный конфликт чуть было не спровоцировал (как и сбитый южнокорейский лайнер за 5 лет до него) Матиас Руст, чей легкомоторный самолет приземлился прямо на Красной площади. Тогда повезло. Повезет ли в этот раз?
Противоборство КГБ, Штази и ЦРУ выливается в захватывающий и весьма зрелищный аттракцион. Сериал затягивает с первой же серии. Но в какой-то момент все это оборачивается красивой обманкой, потому что отходит на второй план – если не сюжетный, то смысловой. На первый же выходят политические игры, которые увлекательны ничуть не меньше.
Генеральный секретарь ЦК КПСС (во времена СССР это было равносильно президенту, которым он и стал в 1990-м) Михаил Горбачев (Виталий Коваленко) – такая же центральная фигура сериала, как и капитан КГБ Александр Нечаев (Александр Горбатов), рыщущий по Восточному Берлину в поисках архива Штази. Нам показывают и переговоры Горби с Эрихом Хонеккером (Анатолий Батаев), возглавлявшим тогда ГДР, и его общение с ближайшими соратниками, и личную жизнь.
Правда, личная жизнь Михаила Сергеевича была неотделима от политической. Его жена Раиса Максимовна (Мадлен Джабраилова) не просто принимала участие во всех его действиях и решениях – она была, по сути, серым кардиналом СССР, и муж (как бы это жестко ни звучало в случае главы самого огромного государства в мире) находился у нее под каблуком.
Разумеется, все сцены с участием Горбачева являются художественным вымыслом – нет ни документов, ни подлинных записей этих встреч и разговоров. Однако те, кто хоть немного разбирается в политике и знает чуть больше, чем то, что показывали по центральным каналам и печатали в газетах, поймут: главное тут – суть, а также результаты всех этих слов и поступков, и уж тут авторы сериала все передали верно.
У первого и последнего президента СССР и сегодня много поклонников. И им «ГДР» точно не понравится. В сериале политик показан мечтателем, который искренне верил в дивный новый мир, единую Европу, которую он построит вместе со своими верными соратниками. Вот только соратники в кремлевских кабинетах больше пеклись о собственных карьерах и интересах, а зарубежные – и подавно. А потому первые во главе с министром иностранных дел Шеварднадзе (Сергей Барковский), используя политическую недальновидность, тщеславие и даже наивность Горбачева, его предали, вторые – обманули. Когда он наконец это осознал, было уже слишком поздно.
Так ли это плохо – быть мечтателем? Конечно, нет! Но только если ты не руководишь огромной страной с ядерным оружием. Ошибки Горбачева стоили нам очень дорого. Сериал если не говорит прямо, то наводит на мысль, что развала СССР (не коммунистической системы, но содружества республик) можно было избежать, а значит, избежать гибели людей, нищеты, уничтожения самоидентичности и войн. Фильм заставляет задуматься, как важна роль личности в истории. Как много может натворить бед один человек, если он не на своем месте и если дать ему волю.
Но не только и не столько это делает «ГДР» актуальным. Сериал, рассказывая о событиях 35-летней давности, во многом поразительно созвучен сегодняшним событиям. В нем показан развал Восточноевропейского социалистического блока, и мы видим, что все происходило ровно по тем же лекалам, по которым сейчас рушится Евросоюз. Так же хотят развалить и Россию. Что, в общем, неудивительно, потому что люди не меняются, да и «кукловод» все тот же, как и его мотивы.
Увы, сериал не дает однозначных ответов на главные вопросы, тем более рецептов – в конце концов, это все-таки детектив. Но как возможность задуматься о столь важных вещах – он дорогого стоит.
Комментарии