Сериалы

«ГДР»: Александр Горбатов в урагане шпионских страстей

Создатели «ГДР» заходят с козырей: вступительная сцена сериала, который все непременно будут обсуждать, длится 10 минут и включает сразу две погони. Первая – автомобильная: в ней герой Александра Горбатова Нечаев агрессивно таранит машины сотрудников ЦРУ и прорывается на территорию Восточного Берлина с важной оперативной информацией. Вторая – воздушная, где лихой пилот, перевозящий биологическое оружие, исполняет фигуры высшего пилотажа под поп-музыку и в какой-то момент оказывается в кольце советских истребителей. Наконец, венчает всю эту красоту, заметно посеченную монтажом, масштабный взрыв. Идеальная картинка для шпионского боевика, хотя, конечно, все знают, что разведка – дело тихое и неспешное.

И без этой стороны жизни в сериале, конечно, не обойдется. Нечаева после большого провала ждет исключительно кабинетная работа, которая явно сводит его с ума. При этом вполне можно допустить, что на операции его не пускают из-за слишком приметной внешности – несмотря на попытки героя спрятаться за объективом и легендой о фотографе ТАСС, не заметить его присутствие в любой комнате просто невозможно.

С другой стороны, именно выбор Александра на главную роль можно назвать бесспорным плюсом: Горбатов отлично смотрится в кадре и когда отчаянно глушит водку под Розенбаума, и когда выслеживает в берлинском аэропорту загадочного курьера. Его вспыльчивость и невозмутимость – две стороны одной монеты, способные проявиться в самый нужный момент. А при условии, что в игре задействованы двойные агенты, умение держать себя в руках не только оказывается  ценным качеством, но и повышает шансы на выживание.

Кстати, в аналогичной паутине подозрений оказывался горбатовский Сазонов в «Художнике»: там непростое испытание и артист, и его герой выдержали с достоинством.

С аналитическими способностями и сугубо мужскими качествами у Нечаева, при всей ранимости, тоже все в порядке. Картину событий герой способен, имея минимум улик, восстановить за счет живого воображения и проницательности. Проблемы он решает по мере поступления, в экстремальной обстановке ориентируется быстро. Грубую силу пустить в ход тоже способен – за шкирку выставить проштрафившихся иностранцев или припугнуть слабонервных свидетелей. В большинстве случаев Нечаеву даже голос повышать не надо – настолько явно он доминирует в пространстве.

Еще одно преимущество «ГДР» – проверенная химия между артистами. С Дарьей Урсуляк (здесь она играет жену Нечаева, героиню с пока что самой ходульной мотивацией) Горбатов снимался все в том же «Художнике». А с роковой Линдой Лапиньш разыгрывал лихую страсть в «Косе». Перед нордической красотой последней не устоит и Нечаев: первая искра вспыхнет в закулисье, недоступном для обычных граждан. Вовсю полыхнет уже в Берлине.

Подковерные игры тоже вызывают интерес: очевидно, перед зрителем отнюдь не пешки, а люди, наделенные не просто властью, но и тайным влиянием – как политическим, так и силовым. В начале каждой серии закадровый голос напоминает про политический раскол Европы, общественно-политический кризис в Германии и противостояние НАТО и стран Варшавского договора.

И общий, и частный пазлы складываются за счет ретроспективы. При этом вопросы, которые волнуют героев «ГДР», сегодня обретают не меньшие остроту и актуальность, чем в конце 1980-х. Слишком многое стало очевидным, и совсем не зря пролог первой серии гласит: «Случайными кажутся события, причины которых мы не знаем».

Убийственной серьезностью, впрочем, авторы не увлекаются. Во-первых, они заботливо воссоздают реалии того времени, которые из XXI века смотрятся исключительно как милые сердцу пасхалки. Во-вторых, подтрунивают над дилетантами, которых профи раскалывают на раз-два. В-третьих, обыгрывают всевозможные жанровые штампы – от бриллиантов в часах и фотоаппаратов в сигаретных пачках до грима, над которым и в самом деле трудятся сотрудники «Мосфильма»

Во всей этой кутерьме героям приходится отчаянно маневрировать – постоянно сохраняется риск если не подставиться самому, то как минимум спровоцировать международный скандал (уже в первой серии происходит гибель двух зарубежных граждан). В этих непростых условиях им приходится действовать почти что вслепую.

Путеводной звездой может служить разве что доверие – к коллегам, готовым прикрыть твою спину, и близким, от которых глупо ожидать предательства. Но учитывая, что доверие – палка о двух концах, положение каждой фигуры на шахматной доске оказывается весьма шатким. И это, пожалуй, самая заманчивая для зрителя ловушка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

6 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

8 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

10 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

12 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

14 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

17 часов назад