Легендарная актриса – о своих любимых ролях, жизненной позиции и отношении к работе.
Одна из самых популярных советских актрис, Галина Польских сыграла почти две сотни ролей в кино. «Дикая собака динго», «Я шагаю по Москве», «Журналист», «По семейным обстоятельствам», «Суета сует» – лишь самые знаковые картины с ее участием. Теперь актрисе исполнилось 85 лет, и она до сих пор не представляет свою жизнь без работы. На смену юным наивным девушкам с годами в ее репертуар пришли женщины мудрые, зрелые, немало повидавшие на своем веку, но сумевшие сохранить женственность и душевную чистоту.
О юбилее
Я не люблю праздновать свой день рождения. В детстве, когда жила с бабушкой, я не знала, когда у нее день рождения. И она не отмечала мой. Не было возможности. Из-за этого, наверное, нет привычки к этому празднику. К вечеру мне почему-то становится очень грустно, думаешь: ну вот, еще один год прибавился.
О жизненной позиции
Ни за что не могу представить, как в молодости стала бы домохозяйкой. Сейчас, конечно, все изменилось. А у меня совершенно другая жизненная закваска. С детства знала, что, кроме старенькой бабушки, у меня нет никого – надеяться могу только на себя. Тем более очень рано я осталась одна, с маленьким ребенком…
О ВГИКе
Учиться у таких мастеров, как Сергей Герасимов и Тамара Макарова, – великое счастье. Они заложили не только основы актерского мастерства, но и стремление к развитию творческого потенциала в целом. Но самое ценное их чуткость и человеческое тепло, которого мне – сироте, выросшей с бабушкой, так не хватало. Некоторым своим студентам Сергей Аполлинариевич давал дорогу в творческую жизнь, снимая их в своих картинах. Мне повезло сняться у него в фильме «Журналист», который стал очень важной ступенью в моей карьере.
О любимых ролях
Мой дебют в «Дикой собаке динго», главная роль в фильме Сергея Герасимова «Журналист». Мне очень везло с режиссерами – работать с такими легендами, как Сергей Чухрай, Георгий Данелия, Ролан Быков, — большое наслаждение. Каждый из них, безусловно, давал яркий импульс, учил, развивал и открывал новые возможности существования в кадре.
О режиссерах
Режиссер-актер имеет больше «инструментов» для работы с актером, и в этом смысле легче – мы говорим на одном языке. Но когда режиссер становится твоим партнером, как было с Евгением Матвеевым, тогда появляется особое волнение, другая ответственность – режиссер в одном кадре с тобой – очень чуткий камертон.
О работе над ролью
Конечно, хорошо, когда режиссер четко формулирует, что хочет от той или иной сцены, но актер в любом случае привносит свою индивидуальность. В работе над моей первой большой ролью я старалась прислушиваться к режиссеру. Но в какой-то момент почувствовала необходимость предложить свой рисунок роли. У нас даже был конфликт, и мы решили, что один дубль я играю по требованию режиссера, другой – по своей интуиции. В результате в монтаж вошли в основном мои варианты. С опытом пришло понимание – надо учитывать требования режиссера, но сделать все равно в своей органике.
О съемках
Сейчас работать на съемочной площадке гораздо комфортнее – у тебя собственный вагончик со всеми условиями, водой, фруктами, вкусные обеды и т.д. Но нет того чувства команды, творческого единомыслия, партнерской поддержки на площадке. Снимая сериал «Тени исчезают в полдень», вся группа жила в маленькой сибирской деревне по домам с хозяевами. Условия были тяжелейшие – нет воды, почти нет продуктов, нет нормального отопления. Но мы были настолько дружны, нам так было весело вместе, жили как одна семья. Кроме того, вечерами могли репетировать или обсуждать предстоящие сцены. Незабываемое время.
Про фильмы о войне
Для меня эта тема особенная – я потеряла родителей и в 6 лет осталась сиротой. Что должно вынести молодое поколение – память, память о том, что их мир стоит на костях, непосильном труде, крови и поте их праотцов. И ценить то, что они сейчас имеют.
О роли злодейки
Мне очень хотелось сыграть отрицательную роль. Этот опыт я получила с режиссером Вениамином Дорманом в детективе «Ночное происшествие». Понять и донести до зрителя психологию преступника очень сложно, но очень интересно. Судя по тому, что меня после выхода фильма долгое время не хотели сажать таксисты, роль мне удалась.
О театре
Театр, конечно, дает актеру энергетику живого зрителя, и это дорогого стоит – но не мой жанр, много условностей. Эмоция актера на экране более сильная, более действенная, нежели на сцене. Я раньше вообще была как-то против театра. Когда окончила ВГИК, сразу подумала: на сцену ни за что не пойду, только в кино. Мне казалось, что театр – это что-то такое чересчур условное… Но наступили сложные времена – перестройка. Работы было мало, и тогда многие киноактеры обратились к антрепризам. Я стала пробовать себя в этом деле и постепенно втянулась, стало нравиться. Сейчас театр возрождается: народ идет на спектакли, а иногда просто посмотреть на актеров: хочется увидеть нас не на экране, а «вживую».
О занятости
Довольно часто снимаюсь в кино, хотя, может быть, это не очень заметно. Не все фильмы доходят до экрана. Куда их потом отсылают режиссеры? Может быть, за границу… Но я работаю. И компания у меня всегда хорошая.
О возрасте
Я спокойно отношусь к тому, что главные роли мне уже не предлагают. Бабушек, тетушек и соседок – на мой век хватит. Когда долго сижу без работы, с ума схожу. И про возраст вспоминаю, и вообще нехорошие мысли лезут в голову. Тогда я начинаю себя успокаивать, что надо соскучиться по работе. Но не помогает, все равно переживаю. Вроде бы можно и отдохнуть, но профессия такая… Прилипчивая, как семечки.
О молодых
Я иногда наблюдаю за молодыми актрисами, их так много… Но почему-то они мне не запоминаются. И несмотря на очевидное преимущество молодости, мне их жалко. Раньше почти каждой молодой актрисе давали большую серьезную роль как шанс. Получится – о тебе узнают, не получится – сама виновата. У меня была главная роль в «Дикой собаке динго», у Жанны Прохоренко – в «Балладе о солдате», у Татьяны Самойловой были «Летят журавли». После таких ролей любая проснется знаменитой… Сейчас по-другому: съемки на бегу, в ускоренном ритме, и мало кто по-настоящему актерской профессией занимается.
О наградах
Приятно в любом случае получать призы за свою работу. Это стимулирует актера, дает больше творческой энергии.
О преподавании
Нет, не чувствую в себе преподавательский талант. Мне никогда не предлагали, а если бы и предложили, я бы точно отказалась.
О нравах
Когда я училась, а потом стала работать, была какая-то тайна у зрителей об актерах. К нам относились как к чему-то особенному. Теперь ничего этого нет. Телевидение рассказало все о каждом: кто с кем, почему, когда, зачем…
О жизни
Люблю одиночество, единственное состояние, в котором можно сохранить свое человеческое достоинство и творческое лицо. И никогда не пропадает желание получить хорошую настоящую роль. Сидишь дома, и вдруг тебя вызывают на съемочную площадку. Сразу преображаешься – и лицо другое, и походка.
Комментарии