Сегодня – пятница, 13-е. По народному календарю – Джейсон Убивец. В этот день, согласно поверьям, следует держаться подальше от водоемов и ни в коем случае нельзя заниматься добрачным сексом. «На Джейсона согрешишь – в геенну поспешишь», – говорили крестьяне. Наилучший же способ провести пятницу, 13-е, – это запереться дома и устроить себе марафон фильмов серии «Пятница 13-е». Их, правда, так много наснимали, что в один присест все точно не осилить. Но вот вам в помощь путеводитель, в котором про каждый фильм коротко рассказывается. Со спойлерами, конечно. Но ведь слэшеры смотрят не ради оригинального непредсказуемого сюжета, правда же?
Летом 1958 года, 13 июня, в пятницу, в детском лагере «Хрустальное озеро», живописно расположенном в лесу возле, собственно, Хрустального озера, кто-то жестоко убивает двух вожатых, только было уединившихся для интима. Из-за чего лагерь закрывают. Спустя 20 с лишним лет один предприимчивый гражданин решает открыть его снова и нанимает целую команду парней и девушек, чтобы они там для начала все подготовили к приезду ребятишек. Трудиться, правда, парни и девушки не особо горазды, им бы все веселиться да миловаться. И тут их по очереди кто-то принимается истреблять.
Самого душегуба нам при этом нарочно не показывают, некоторые сцены и вовсе сняты от первого лица. И только в конце выясняется, что убийца – безобидная с виду тетенька по имени Памела Вурхиз. Свою мотивацию она разъясняет так: давным-давно в этом же лагере ее сын насмерть утонул по вине нерадивых вожатых, которые должны были за ним присматривать, но, пока он барахтался, самозабвенно совокуплялись. За то миссис Вурхиз им тогда и отомстила. А теперь, как узнала, что лагерь хотят возродить, то посчитала своим долгом этого не допустить, нанеся упредительный удар. Чтобы ни один ребенок впредь от халатности и разнузданности сотрудников не пострадал.
Таким образом, сам Джейсон Вурхиз в первом фильме почти никак не фигурирует. Более того, забегая вперед, скажем, что это даже не единственная часть серии, в которой Джейсона Вурхиза фактически нет. Тем не менее фундамент здесь уже заложен и несущие конструкции воздвигнуты. Но главное – сформулирована корневая идея. Состоит она в том, что «Пятница 13-е» – отнюдь не про Джейсона Вурхиза на самом-то деле. А в первую очередь про коллективную ответственность всех легкомысленных молодых людей, озабоченных удовлетворением низменных потребностей и практикующих беспорядочные половые связи.
Проходит время, и лагерь «Хрустальное озеро» опять готовят к открытию. Опять туда съезжаются представители прогрессивной молодежи. И опять численность их популяции стремительно сокращается. Но стоит за этим уже сам Джейсон Вурхиз. Пока, правда, без знаменитой своей хоккейной маски – вместо оной на голове у него красуется мешок с прорезями для глаз. Но мачете при нем. Оказывается, в озере он много лет назад все-таки не утонул, на берег как-то выбрался и стал по окрестностям шататься. Пока не узрел, как в конце первого фильма его матери final girl голову отрубила. А как узрел, то пуще прежнего озлобился и принялся наказывать юных полюбовников за половую распущенность.
Надо заметить, что первые несколько частей вообще практически идентичны по содержанию и форме. В них во всех воспроизводится с минимальными различиями один и тот же сюжет, разворачивающийся в одних и тех же декорациях. Некая компания прибывает к Хрустальному озеру с целью хорошенько отдохнуть, разбивается на пары и приступает к занятиям добрачным сексом, в ходе чего (или по окончании) их по-всякому убивает молчаливый громила. В итоге в живых остается единственный человек из всей компании, который добрачным сексом ни с кем не занимался. Как правило, женского пола. Этот человек-то и дает душегубу отпор.
Тем самым, с одной стороны, недвусмысленно декларируется, что заниматься добрачным сексом – плохо. С другой стороны, любой апологет теорий дедушки Фрейда вам скажет, что мачете Джейсона Вурхиза есть не что иное, как фаллический символ. Тогда как всаживание этого символа в теплую человеческую плоть также недвусмысленно символизирует. Изобилие обнаженных тел – как на подбор здоровых, крепких и мясистых – эффект диссонанса кратно усиливает, и в этом диссонансе рождается истинная мораль всей серии. А именно: единственный путь к вечной жизни лежит через отказ от соблазнов и укрощение плоти. При этом наглядной иллюстрацией к понятию «вечная жизнь» служит сам Джейсон Вурхиз.
В третьей части Джейсон Вурхиз наконец обзаводится каноничным прикидом, в частности той самой маской. В новом списке его жертв, помимо еще одной компании похотливых балбесов и их подруг, обосновавшихся на сей раз не в лагере, а в домике где-то поблизости, – банда гопников-грабителей. Которых он кромсает на куски с той же неизменной легкостью. Плюс фильм вышел в 3D, что местами заметно и невооруженным глазом, – на ту пору как раз пришелся очередной всплеск популярности этого формата, продлившийся, впрочем, недолго. На том отличительные особенности «Пятницы» под номером три заканчиваются. Разве что под самый занавес на final girl внезапно нападает Памела Вурхиз, выпрыгнув из озера, – совсем как в первой «Пятнице» Джейсон Вурхиз выпрыгивал. Но это всего лишь обман, чтобы зрителя еще сильнее напугать и запутать.
Подзаголовок «Последняя глава» – тоже обман, разумеется. Никакая эта «Пятница 13-е» не последняя. Хотя вроде бы и впрямь задумывалась таковой. Но итоговые сборы в $33 млн без малого при бюджете в $1,8 млн не позволили серию завершить. Чем кассовый успех был обусловлен, трудно однозначно сказать. По крайней мере, ничего особо оригинального в четвертой части нет. Очередная оголтелая тусовка у озера оборачивается массовой резней стараниями Джейсона Вурхиза – это вполне исчерпывающее описание всего фильма. Однако пару деталей все же стоит отметить.
Во-первых, по соседству с тусовщиками обнаруживается семья Джарвисов, состоящая в том числе из мелкого пацана по имени Томми и его старшей сестры. Кроме того, к действу присоединяется брат жертвы Джейсона из второй части, приехавший ее искать. Но самым ценным пополнением стал легендарный мастер практических эффектов Том Савини, который еще в работе над оригинальной «Пятницей» участвовал, после чего на другие проекты переключился. Благодаря его возвращению квадриквел в плане зрелищности точечно, но ощутимо прибавил по сравнению с предыдущими двумя частями. Особенно хорош момент с гибелью Джейсона Вурхиза от рук упомянутого Томми Джарвиса, прямо в голову ему мачете с размаху интегрировавшего.
В «Последней главе» Томми Джарвиса сыграл небезызвестный Кори Фельдман. В «Новом начале» мы видим Томми Джарвиса уже повзрослевшим и в исполнении Джона Шеперда. Встреча с Джейсоном не прошла для него даром: несколько лет ему пришлось провести в психиатрической лечебнице. Но вот его наконец переводят в специальное учреждение для реабилитации и социальной адаптации, которое находится угадайте где. Там сперва один реабилитирующийся убивает топором другого. А затем всех остальных по очереди убивает кто-то еще. Кто же этот кто-то?
А вот и нет, вот и не Джейсон Вурхиз. А отец того первого убитого, задумавший отомстить и Джейсоном Вурхизом притворившийся, чтобы подозрения от себя отвести. Но это мало что меняет: во всем остальном перед нами – все та же «Пятница 13-е», со всеми полагающимися атрибутами. Из примечательного – сцена двойной расправы над парочкой голубков на полянке при помощи садовых ножниц и крепкого ремня. Ее много лет спустя детально повторит Райан Мерфи в своей «Американской истории ужасов». Что же до Джейсона, то он все равно бедному Томми Джарвису покоя не дает, терроризируя его помутненное сознание.
Доходит до того, что Томми (Том Мэтьюз), прихватив товарища, едет на кладбище, где Джейсон давным-давно под землей обретается. Чтобы откопать, удостовериться и на всякий случай останки сжечь. Раскапывают они, значит, могилу, а в ней – да, действительно, лежит себе, разлагается благополучно. Но Томми для верности в него еще и железный столбик втыкает. Вдруг молния с неба как бабахнет – и прямо в столбик тот. От мощнейшего электрического разряда Джейсон Вурхиз оживает, вылезает из могилы и идет дальше вершить свое больное правосудие во имя целомудрия.
Короче, все, что до этого в серии было, – это, считайте, так, разминка. Вот только сейчас по-серьезному, по-взрослому все началось. Пошла жара. Джейсон Вурхиз отныне – не просто обиженный маньяк-инцел, а официально бессмертная сущность, неудержимый ходячий мертвец. Но никто во вселенной фильма об этом не знает, потому во всех преступлениях, совершенных восставшим Джейсоном, полиция подозревает Томми Джарвиса. Тем не менее тому удается в итоге и невиновность свою доказать, и дочку шерифа охмурить, и Джейсона одолеть, утащив его на дно Хрустального озера и пристегнув за шею цепочкой к камню.
Если завязка «Джейсон жив!» с реанимирующим ударом молнией вдруг показалась вам бредовой, то погодите, вы просто еще не видели завязку следующей части. Одной девочке очень не нравилось, когда ее отец поднимал руку на мать. Поэтому она его силой мысли утопила в Хрустальном озере. Повзрослев, но не избавившись от чувства вины за содеянное, девочка точно так же, силой мысли, предпринимает попытку отца оживить. Но случайно оживляет не отца, а Джейсона Вурхиза, который, как мы помним, в том озере пристегнутый к камню (и заодно порубленный винтом лодочного мотора) сидел.
Итак, Джейсон Вурхиз против барышни со сверхспособностями! При этом старого доброго сокращения популяции прогрессивной молодежи никто не отменял. Оно все еще занимает большую часть хронометража. Но на сладкое в этот раз – беспощадное избиение Джейсона посредством телекинеза. Главная героиня и током его шпарит, и огнем жжет, и гвоздями в него швыряется, и в воздухе за шею подвешивает. Однако Джейсон тоже ведь не лыком шит, так просто его не прикончить. Приходится пускать в ход тяжелую артиллерию. И в самом финале эпичной битве главная героиня таки наносит оппоненту критический урон. Собственным мертвым отцом. Да-да, именно так. И это, вероятно, самый экстравагантный способ победить злодея за всю историю кинематографа.
В общем, Джейсон в очередной раз оказался на дне Хрустального озера. Но однажды проплывавшая над ним яхта задела якорем высоковольтный кабель. Ну а дальше можете уже догадаться, что произошло. И вот, значит, Джейсон вылезает такой и думает себе: далось мне это Хрустальное озеро! Не махнуть ли куда-нибудь подальше, мир посмотреть? После чего забирается на борт судна, направляющегося в славный город Нью-Йорк. А на судне том – видимо-невидимо подростков, собравшихся отметить выпускной. Кромсай не хочу. Да и куда они денутся с корабля-то.
Впрочем, нет, денутся. В Нью-Йорк. Дело в том, что у автора восьмой часть Роба Хеддена было две идеи для двух разных фильмов: про то, как Джейсон бесчинствует на корабле, и про приключения Джейсона в большом городе. Но студийное руководство посчитало, что целесообразнее все совместить. Поэтому в фильме «Джейсон штурмует Манхэттен» Джейсон непосредственно приступает к штурму Манхэттена лишь в третьем акте. А до этого в стиле Дракулы кошмарит экипаж и пассажиров средних размеров плавсредства.
Соответственно, та половина, которая про бесчинства на корабле, она, честно говоря, поскучнее. Все веселье сосредоточено во второй половине, где Джейсон преследует своих жертв в декорациях мегаполиса, попутно расправляясь с местными разбойниками-наркоманами. Смена обстановки, надо признать, Джейсону пошла на пользу: на фоне городских трущоб и залитых неоновым светом центральных улиц он смотрится очень здорово, оказывается. К сожалению, нормально погулять, достопримечательности обозреть ему так и не дают. Свой вояж он заканчивает в канализации, где его травят токсичными отходами.
К Хрустальному озеру на модном кабриолете подкатывает некая одинокая девушка. Припарковавшись у какого-то коттеджа, она заходит внутрь, раздевается и залезает в ванну. Купание прерывает невесть откуда взявшийся Джейсон Вурхиз. Она выбегает наружу, он – за ней. Неожиданно включаются прожекторы, отовсюду выскакивают бойцы спецназа и расстреливают Джейсона в упор. Вдобавок еще и гранатой взрывают. Затем то, что после взрыва осталось, везут в морг. Там судмедэксперт внимательно это все изучает, добирается до сердца и ка-ак кинется его жрать. Так дух Джейсона обретает новую оболочку и идет дальше всех направо и налево изничтожать.
В этом фильме, спродюсированном, к слову, автором первой «Пятницы» Шоном Каннингемом, мы узнаем о Джейсоне Вурхизе много нового. Во-первых – что он, оказывается, умеет переселяться в другие тела. Во-вторых – что Джейсон Вурхиз, строго говоря, не тот, за кого себя выдает. Настоящий Джейсон Вурхиз умер еще тогда, в 1950-х. Но его мать где-то раздобыла «Некрономикон Экс-Мортис» и с помощью него отпрыска оживила. Только это был, понятно, уже не тот Джейсон Вурхиз. А дедайт – одержимый демоном организм. Как в «Зловещих мертвецах». И это не какая-то фанатская теория, основанная на домыслах и допущениях, а официальная версия, одобренная самим Сэмом Рэйми. Так что все события фильмов серии «Пятница 13-е» разворачиваются в той же вселенной, где Эш Уильямс пилит нежить встроенной в культю бензопилой. Как говорится, живите теперь с этим.
В недалеком будущем (для нас с вами оно, впрочем, уже прошлое) Джейсона ловят и, крепко повязав по рукам и ногам, помещают в сверхсекретную лабораторию с целью как следует его удивительную способность к регенерации изучить. Но он как-то умудряется от оков избавиться и, играючи разделавшись с охранниками и камео Дэвида Кроненберга, чуть не вырывается на свободу. К счастью, научной сотруднице той лаборатории удается Джейсона запихнуть в криокамеру и подвергнуть глубокой заморозке. Правда, сама она тоже глубокой заморозке подвергается. А спустя 400 лет их откапывают члены команды пролетавшего мимо звездолета и доставляют на борт.
У каждой уважающей себя хоррор-серии должна быть часть про космос. И у «Пятницы 13-е» такая есть. Причем на фоне остальных аналогичных она выгодно выделяется бодростью и изобретательностью. Во всяком случае, «Зубастики 4» или «Восставший из ада 4» были куда унылее. А тут вон какая веселуха: Джейсон методично вырезает целый отряд матерых космодесантников, вооруженных до зубов всякими футуристическими пушками, включая BFG. Затем вступает в бой с секси-андроидом. И, наконец, перевоплощается в супермощного бронированного киборга. Может ли быть что-нибудь круче этого?
Представьте себе, еще как может. Например, если взять и устроить Джейсону Вурхизу противостояние с другим культовым маньяком – Фредди Крюгером. Что стало возможным после того, как права на Джейсона перешли от Paramount к New Line Cinema. Хотя идея этого кроссовера обсуждалась боссами студий и ранее. На то, что схватки двух йокодзун не миновать, намекнули еще в закрывающей сцене «Последней пятницы», где видно, как маску Джейсона утаскивает под землю рука в перчатке с лезвиями. Там-то, под землей, первая встреча их и состоялась.
Формально «Фредди против Джейсона» – часть серии именно про Фредди, а не про Джейсона. Поскольку действие преимущественно разворачивается на в районе улицы Вязов. Фредди вероломно использует Джейсона, чтобы тот проредил ряды тамошних подростков, а подумали бы все на Фредди, и он мог бы тогда из царства забвения вернуться. Джейсон выполнением задания слишком увлекается, и возникают у них на этой почве разногласия. Заканчивающиеся мордобоем. Ради которого, собственно, все и затевалось. Мордобой Фредди с Джейсоном реализован как надо – лихо, кроваво, бескомпромиссно. Результат – боевая ничья всем болельщикам на радость.
В 2003 году Майкл Бэй спродюсировал ремейк «Техасской резни бензопилой». Тот имел громадный успех и запустил целую волну перезапусков разных прочих славных хоррор-брендов. В рамках этой волны и «Пятницу 13-е» тоже обновили, откатив к базовым настройкам и пересняв в духе того же ремейка «Техасской резни». Что сыграло с серией злую шутку. С одной стороны, «Пятница 13-е» 2009 года собрала рекордную кассу в $91 млн – больше, чем любая другая «Пятница 13-е». С другой стороны, это была бездушная штамповка, начисто лишенная какой-либо индивидуальности.
На первый взгляд, в фильме все на местах: лагерь «Хрустальное озеро», сексуально гиперактивная молодежь, Джейсон Вурхиз в хоккейной маске и даже персонаж Джареда Падалеки, разыскивающий пропавшую сестру, в качестве ходячей отсылки к четвертой части. Но зачем-то Джейсон Вурхиз берлогу себе обустроил, как у людоедов из ремейка «Техасской резни». И окрестности «Хрустального озера» до боли напоминают южный антураж ремейка «Техасской резни»: сплошь одни угрюмые реднеки повсюду, обитающие в заваленных ржавым хламом халупах. Словом, никакая это не «Пятница 13-е». А еще один ремейк «Техасской резни» от Майкла Бэя. А «Пятница 13-е», увы, мертва, и о возрождении что-то пока речи не идет.
Жизнь косматого разгильдяя Гришки (Юрий Вершинин), кажется, идет под откос – из универа отчислили, дама сердца ушла восвояси, да и…
Бунтарь, развратник, психопат, карикатурный злодей... Кого только не играл некогда великолепный Малкольм МакДауэлл! Звезда «Заводного апельсина» и «Калигулы» уже почти…
В международном песенном конкурсе «Интервидение», который в этом году пройдет в Москве, примут участие артисты из 20 стран мира. Об…
Второй сезон проекта «Театр в кино» завершится премьерой киноверсии оперы Дж. Верди «Травиата». Постановку «Геликон-оперы» перенесли на широкий экран режиссер…
В заключительном матче отбора на очередной чемпионат Европы по футболу сборная России с минимальным счетом уступает Нидерландам и вылетает из…
«Жил. Был. Дом.»МХТ имени А.П. Чехова Герои постановки: 13 человек, 2 крысы, 2 попугая, кот и пес живут в одном доме. Их истории, смешные и грустные, понятны…