Кино

«Фрау»: Наивная сказка или суровая быль?

Странный субъект Ваня (Вадик Королев) работает в магазине рыбацких принадлежностей, кушает в столовке советского типа и отвешивает неуклюжие комплименты девушке Катеньке, которая щедро наваливает ему картофельное пюре. Ваня считает себя рыцарем в потускневших, но тщательно вычищенных доспехах и мечтает о великой любви. Но с дамами, которых он куртуазно называет фрау, парень не ладит. А потом он знакомится с балериной Кристиной (Лиза Янковская), галантно преподносит ей пучок цветочков и понимает, что она – Та Самая. У Кристины, правда, на этот счет иное мнение.

В российский прокат грациозно вплывает «Фрау», вторая режиссерская лента замечательной сценаристки Любы Мульменко (в ее портфолио – «Комбинат «Надежда», «Как меня зовут», «Купе номер 6» и прочие фестивальные хиты). Над «Фрау» она трудилась с прицелом на Юру Борисова: тот успел и с текстом ознакомиться, и в тизере сняться. В итоге Юра соскочил, а его место занял человек со столь же панибратским именем, но менее примелькавшейся внешностью: музыкант Вадик Королев из инди-поп-коллектива OQJAV. Он-то и сыграл эдакого пермского Шелдона Купера, маргинального товарища не от мира сего, который обнимается с деревьями, засыпает под радиопостановку об Уленшпигеле и носит на поясе топорик в кожаном чехле. Для защиты от нежелательных элементов.

Стартует «Фрау» как эксцентричная комедия о похождениях этого товарища, который кочует из одной забавной ситуации в другую, но не теряет оптимизма. Во многом потому, что судьба, не наградив его физиономией Ричарда Гира, не отказала в приятелях: роли ваниных дружков-простачков разделили Максим Стоянов и Дарья Коныжева, героиню которой почему-то называют Коляном (на самом деле она Надя).

Они торчат в магазине, мотаются на рыбалку, и на том, как рыцарский имидж Вани выбивается из приземленного окружения, построен комизм этих сцен. Которые действительно настраивают на расслабленный лад, хотя налетает порой тревожный ветерок: Ваня пишет в тетрадке некую Ледяную Сказку, та визуализируется в формате черно-белого флешбэка и мало-помалу проливает свет на то, как парень дошел до жизни такой. Заперся в своем мирке, уютном, но душноватом, фрау не обласканном.

А затем пришла Кристина, и все изменилось. И жизнь Вани, и тональность картины, и жанр, и главный герой. Теперь в центре внимания оказалась именно Крис, и давайте не отходя от кассы отметим, как Лизе Янковской идет образ страдающей балерины и какая она вообще молодчина. В 2022-м от нее было не оторваться в «Нике», сейчас она разрывает во «Фрау», а ведь ведущих женских ролей у нее – раз, два и обчелся.

Тем приятнее видеть, с какой самоотдачей Лиза перевоплощается в сложнейшего персонажа, рядом с которым фигура Вани выглядит недокрученной. Для фрика он все же недостаточно прибабахнут – возможно, сказывается отсутствие у Вадика Королева профильного образования: произносить странные реплики и глупо улыбаться тут явно маловато (хотя в те мгновения, когда у героя случаются резкие вспышки гнева, он оживает и даже пугает).

А может, дело в том, что та самая эксцентричная комедия вдруг превращается в тяжелую и довольно жизненную драму, где таким вот Иванушкам просто нет места. У Кристины смешная фамилия – Карасик, но происходящее с ней едва ли кого-то развеселит. Она встречается с поддающим врачом Гришей (Алексей Розин в привычном амплуа), тот изменяет супруге, но бросать благоверную не спешит. С мамой и бабушкой девушка редко находит общий язык, а старушка еще и заболевает вдобавок. В эпизодах с Кристиной и ее домашними «Фрау» напоминает о проблеме однополых семей, однополых совсем не в том смысле, какой приветствуется на Западе и не котируется у нас: в России и правда полно детей, выросших без мужской фигуры перед глазами. В кристинином случае это конвертируется в глобальную трагедию отсутствия нормального мужика, чью роль с грехом пополам выполняет Иван.

Если раньше «Фрау» забавляла, то теперь принимается грузить. Сперва окунала в зону комфорта, как в теплую ванночку с пеной, – а затем вышибла из нее. Причем колючее ощущение, воспетое Стоунз в (I Can’t Get No) Satisfaction, гладит против шерстки вплоть до финала, к которому даже витающий в облаках Ваня не осмелится добавить определение «хэппи». Чувство дискомфорта создается в том числе за счет чудных, не сильно претендующих на логичность поворотов. Начиная с того, что вообще эффектная Кристина нашла в унылом Грише, и заканчивая тем, с какой стати она решает не только переехать в «бабушкину» хату Вани, но и выйти за него замуж! Хотя не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: ничего путного из этого союза не выйдет.

Но, с другой стороны, разве реальная жизнь всегда логична и предсказуема? Кристина, точно загнанный зверь, мечется из крайности в крайность и нигде не находит покоя. Не потому ли, что сама не в курсе, к чему стремится и какого партнера мечтает найти? Не знает этого и Ваня, чьи романтические грезы о смутном объекте желания разбиваются о горькую правду семейных будней, когда недовольная особа, внезапно прописавшаяся в твоей жилплощади, требует ее развлекать, квасит, пропадает где-то, еще и заветную Ледяную Сказку на смех поднимает.

Сказка – ложь, как известно, да немало намеков в ней прячется. Вероятно, для «Фрау» было бы лучше, если бы ранние экстравагантные интонации сохранились до конца: тому же Уэсу Андерсону в той же «Семейке Тененбаум» это ничуть не мешало рассуждать о важных вещах. Когда фильм Мульменко спускается с небес на грешную землю и прет в лоб, его убедительность не то чтобы здорово возрастает.  

Впрочем, даже не в самых выдающихся сценах «Фрау» остается ярким и необычным авторским высказыванием, посвященным тем, кто разучился любить. Кристине и Вадику на двоих не хватает кислорода, и завершается их короткая лавстори неуклюжим, от руки написанным, гениально придуманным Мульменко посланием из четырех слов: «Я соскучился быть один».

Кому-то тоскливо без семьи и детишек. Кому-то – без башни из слоновой кости. Да, невесело вечно торчать в цитадели одиночества. Зато к ее стенам никакая грязь не липнет, и ни одна фрау не посмеет тут свои занавески вешать да тюбики с кремами повсюду раскидывать. Девушка Катенька-то все равно в пюрешке не откажет, а Колян к очередному рыболовному приключению присоединится охотно. Недаром ведь мудрый Джейсон Стэйтем отметил, что любовь переменчива, будто месяц, а дружба постоянна, словно звезды. И крепка, как верный топорик за поясом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Олененок»: Стендап, абьюз и сталкинг в самом вирусном сериале весны

Парень по имени Донни Данн (Ричард Гэдд) – классический лузер. Ни девушки у него нет, ни приличной работы, ни собственной…

5 часов назад

Самые ожидаемые премьеры ближайшего будущего

Традиционная подборка трейлеров, которые больше всего нас на уходящей неделе заинтриговали. Нетривиальный хоррор с Холли Берри, opus magnum Кевина Костнера,…

21 час назад

Театр наций проведет большой китайский фестиваль искусств

Государственный Театр наций намерен организовать большой китайский фестиваль искусств. Такие планы озвучил художественный руководитель учреждения Евгений Миронов. Ранее провести Год…

23 часа назад

Рузиль Минекаев – о «Слове пацана», быстром темпе жизни, воспитании детей и… вышивании

Не пацан, но муж. В жизни Рузиль совсем не похож на своего героя из сериала Жоры Крыжовникова, который принес ему…

24 часа назад

«Он гений»: Шэрон Стоун и Лиам Нисон вступились за Кевина Спейси

Прославленный актер, лауреат множества престижных наград, включая два «Оскара», Кевин Спейси до сих пор пребывает в опале после того, как…

1 день назад

Бобер и кино – идеальный союз

Бобер – не только герой глупых польских мемов, но и благородное животное. Выполняющее массу полезных для окружающей среды функций. В…

1 день назад