Фото: Mary Evans/TASS
Архитектор и продюсер, постановщик театра, оперы и кино, дальний родственник Леонардо да Винчи и участник итальянского Сопротивления во Второй мировой Франко Дзеффирелли прожил 96 лет богатой творческой жизни. Как удавалось совмещать гедонизм флорентийца и истинное христианство, режиссер культовых «Ромео и Джульетты» объяснил своими словами.
Каждый из нас – это настоящее «чудо сочинительства», и в прошлое мы пляшем от настоящего: чем успешнее мы в жизни, тем больший коралловый риф фантазии образуется вокруг крохотного ядрышка правды, пока вообще не станет невозможно различить, где правда, а где вымысел.
Моя работа подразумевает взаимность. Нельзя ложиться в постель с кем-нибудь, думая при этом о ком-то другом, а снимать фильмы – значит заниматься тем же самым с публикой.
Я учился на шедеврах. Оперы, сводившие меня с ума в 14 лет, – «Хованщина», потом «Борис Годунов». Русские приезжали с ними во Флоренцию.
Если говорить о России вообще, о русской культуре… Меня потрясает то, что та самая «русская душа», которая Европе кажется таинственной загадкой, пройдя через все испытания и трагедии современной истории, не изменилась. Мистическим образом на уровне ДНК сохраняется великое культурное наследие.
Когда речь заходит о человеке и его чувствах, духовных качествах, эпоха не имеет значения. Время останавливается. Вчера, сегодня, завтра… Какая разница? Есть лишь вечность, в которой существует энергия любви, желание узнать друг друга, полюбить друг друга. Эти чувства живут вне времени и пространства.
За всю жизнь у меня было только две жены – кино и опера. Когда одна начинает надоедать, я ухожу к другой.
Совершенно не могу понять, почему секс не принято считать самым настоящим шестым чувством наряду с пятью другими. Только когда ты наконец открываешь для себя секс, становится понятно, почему он оказал столь огромное влияние на развитие цивилизации, на историю человечества и все творчество.
Наверное, над сексом тяготеет какое-то проклятие, недаром мысль о нем вызывает чудовищное чувство вины. Он источник болезней, через него передаются инфекции, от него и умереть можно, да и вообще секс прямой дорогой ведет нас в ад. Но материя, из которой мы состоим, в нем нуждается, требует его настойчиво и безжалостно, и все живое на земле ему предается – люди и лягушки, львы и муравьи.
Я принимаю кино очень близко к сердцу: я смеюсь и плачу, не стыдясь, и всей душой верю всему, что происходит на экране.
Кино для меня долго было каким-то недоступным искусством, пока я не попробовал себя в «Укрощении строптивой» с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном, – это был мой первый фильм, и я просто попробовал свести вместе мой опыт в театре с тем, что я думал о кино.
Мне кажется, благодаря архитектурному образованию у меня довольно геометрический ум, а это очень полезно – воспринимать постановку как математическую задачу, как уравнение, где всюду нужно поставить единственно возможные значения.
Хотя все мы знаем, что за жизнью следует смерть, я не готов признать, что однажды умру. Как и многие, в глубине души надеюсь на какое-то бессмертие.
После успеха «Иисуса из Назарета» моя популярность настолько возросла, что порой приводила к неожиданным последствиям. Люди на улице с благоговением целовали мне руки, как будто я не просто снял фильм, а приблизился к Богу.
Я сожалею, что потратил столько времени на всякие пустяки. Я бы смог сделать гораздо больше, если бы во мне не было грубости и самодовольства, которых хватает во всех нас. Пора уже признать, что я так же, как остальные, участвую в «мышиной возне»: работа, амбиции и успех – постоянные составляющие моего существования, и у меня тоже случаются депрессии и тоска из-за неудач и несбывшихся надежд.
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…