Кино

«Жар-птица»: Фильм внутри фильма с танцами, сказками и спектаклем внутри спектакля

Танцовщица и немного актриса со своим сводным братом, который то ли режиссер, то ли вроде того, отправляются в Индию, чтобы отыскать мать артистки, давным-давно подавшуюся в какую-то секту, да так и пропавшую с концами. И снять об этом фильм. В Индии они натыкаются на компанию бродячих артистов, которые в свободное от выступлений время расхаживают в голубиных масках. Один из них – популярный рэпер Хаски. Кажется, настоящий. И вот они все вместе дружной компанией в Индии тусуются, никакой матери, конечно, не находят, зато находят что-то другое.

Знаете, есть такая отдельная категория людей, которые что-то находят в Индии. Никто не знает, что именно, а сами они это в доступной для непросвещенного (или непросветленного) форме пояснить не могут, но явно это что-то, связанное с духовностью и прочими тонкими материями. К указанной категории относится и Роман Михайлов, чье многогранное творчество влиянием индийской культуры глубоко проникнуто. «Жар-птица», последний его на данный момент фильм (впрочем, не исключено, что пока вы дочитаете это предложение до конца, он успеет еще пару-тройку выпустить), тому очередное свидетельство.

Вообще «Жар-птица» – это в некотором роде продолжение предыдущего фильма режиссера «Надо снимать фильмы о любви». Тот был производственной мелодрамой, стилизованной под бэкстейдж со съемок фильма, который сам Михайлов поехал снимать в Индию, собрав разных молодых талантливых актеров, включая Марка Эйдельштейна. А Эйдельштейн там встретил симпатичную блондинку, влюбился и чуть съемки не сорвал. Фильм, который снимали в «Надо снимать фильмы о любви», – и есть «Жар-птица». Стало быть, это как бы фильм внутри фильма о том, как снимается этот фильм. При том, что сам он – тоже фильм о том, как снимается фильм, но уже другой. Внутри фильма о том, как снимается фильм.

Кроме того, внутри фильма «Жар-птица» есть спектакль внутри спектакля. Не какой-то специально для фильма придуманный, а прямо настоящий спектакль. Внутри настоящего спектакля. Никто, правда, не знает, что в нем должно быть. Но Виталий Коваленко, который играет режиссера спектакля, достаточно четко и, главное, громко формулирует требования. «Мне нужно светлое!» – провозглашает он, и это, безусловно, не может не вызывать эмоционального резонанса. Всем нам иногда нужно светлое. Холодное, с легкой горчинкой.

Потом еще есть уличное представление, в рамках которого Марк Эйдельштейн напевно декламирует сказку на английском языке с индийским акцентом, обритая наголо Мария Мацель ему подпевает, а индийские дети ликуют. Концерт рэпера Хаски также входит в программу, как и мошпит-серкл в голубиных масках. Все это к тому же разделено на произвольного размера части с остроумными заглавиями, перемежается текстовыми отрывками из фольклора, танцевальными этюдами и расслаивающейся реальностью, залито ярко-желтым цветом, пересвечено и расфокусировано (такое стильное визуальное решение). И, понятно, неспроста. В том смысле, что символизмом наполнено и что-то, наверное, значит.

Что конкретно – не ведает, вероятно, и сам Роман Михайлов. Его после одного из премьерных показов спросили, почему в фильме все желтое, но одна сцена – вдруг фиолетовая. И он пустился в объяснения, что, мол, хроматическая семантика – это такая интересная обширная тема, сам даже поучаствовал в написании трактата на эту тему, который в журнале «Логос» публиковался. А в конце сказал, что не помнит, почему у него та сцена фиолетовая.

Так что вообще не важно, что оно все значит на самом деле. Поскольку никакого самого дела нет, как известно. Важно, что символизм – налицо. И подан он в достаточно нескучном виде сильно замороченной вещи в себе. Поразглядывать, по крайней мере, любопытно. Можно даже попытаться расшифровать. Только увлекаться, пожалуй, слишком не стоит. А то еще, чего доброго, возникнет непреодолимое желание заняться поисками чего-нибудь в Индии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Сериал «Из многих»: Нападение вегетарианцев из открытого космоса

Ученые принимают отправленный откуда-то из глубин космоса сигнал, в котором, как вскоре выясняется, зашифрован вирус. Они, не будь дураки, этот…

15 часов назад

Кожа да кости: Недооцененное величие «Сынов анархии»

Любовь к мотоциклам не отпускает Курта Саттера: создатель «Сынов анархии» работает над новым сериалом о байкерах с Джейсоном Момоа в…

20 часов назад

Александр Велединский возглавил жюри фестиваля «Зимний»

Организаторы открытого российского фестиваля авторского кино «Зимний» представили состав жюри этого года. Возглавит его Александр Велединский, режиссер таких фильмов, как…

1 день назад

Добрые фильмы Ивана Соснина

Иван Соснин родился на Урале: до подросткового возраста он жил в Кировграде Свердловской области, а школу оканчивал в Невьянске, –…

2 дня назад

Российский художник работает над аниме Хидео Кодзимы

Студия Kojima Productions в рамках Disney+ Originals Preview анонсировала аниме-сериал Death Stranding Isolations (название пока рабочее), основанным на видеоигре Хидео…

2 дня назад

«Искупление»: Сергей Безруков против сил зла

Ветеран русско-турецкой войны 1877–1878-го (Сергей Безруков), пороху изрядно нюхнувший и супостатов немало положивший, возвращается в родные пенаты. Представляющие собой избушки…

2 дня назад