Кино

Спасительная бездна: Фильмы-катастрофы на страже душевного равновесия

Это может показаться странным, но фильмы-катастрофы – особенно старенькие, тридцатилетней выдержки – здорово умиротворяют. В кадре всякие катаклизмы могут случаться. То вулкан извергается. То водоемы из берегов выходят. То комета к нашей многострадальной планете несется. Но каждый раз непременно объявляется герой, который в трудную минуту и добрым словом поддержит, и советом дельным поможет, и ребенка из пламени вытащит… Совершит, в общем, невероятный подвиг и всех торжественно спасет.

И это на самом деле утешает: приятно, что кто-то вот так о нас, грешных, заботится. Как минимум – в вымышленных художественных произведениях. Да и вообще пускай все природные (и не только) бедствия лишь на экране и остаются. 8 мая известной картине «Столкновение с бездной» с Робертом Дюваллом, Морганом Фриманом и юным Элайджей Вудом исполнится 25 лет. Ну а мы вспоминаем еще несколько классических и современных фильмов-катастроф, как отечественного, так и зарубежного производства, которые парадоксальным образом оказывают терапевтический, успокаивающий эффект.

«Смерч» (1996)

Лихой аттракцион Яна де Бонта, оператора культовых лент Пола Верховена и режиссера неудержимой «Скорости» с Киану Ривзом и Сандрой Буллок. Персонаж Билла Пэкстона, метеоролог Билл Хардинг, доказывает, что старые привычки не умирают. И тихой семейной жизни с новой дамой сердца он предпочитает погоню за штормом в компании без пяти минут бывшей супруги Джо (Хелен Хант), с которой он никак не может развестись, да группы неугомонных дружков. Одного из них играет покойный гений Филип Сеймур Хоффман: образ неунывающего балабола в цветастом балахоне ему чертовски к лицу.

В центре сюжета – мощный торнадо, который вот-вот накроет Оклахому. Специалисты пока не научились заранее оповещать граждан о приближении напасти, что регулярно приводит к жертвам и разрушениям. Поэтому герои и намерены выпустить в самое сердце смерча особые датчики, дабы снять показания и потом использовать их в борьбе с бушующей стихией. Страшно? А то. Опасно? Еще бы. Но почему-то не сомневаешься, что у этих сорвиголов все на мази. И шторм они изучат, и трещины в личной жизни залатают, и товарищей крепко к груди прижмут. Пройдет пора ненастная, солнце взойдет!

«Пик Данте» (1997)

Пирсу Броснану не привыкать к роли спасителя рода человеческого: недаром оттрубил столько лет на службе Ее Величества в элегантном костюмчике агента 007. Поэтому само его присутствие на экране сродни успокоительному: глянешь в эти честные глаза – и мигом уверенностью проникнешься, что лучшее, конечно, впереди. Хотя «Пик Данте» всеми силами нагнетает трагизм. Безмятежной жизни крохотного городка в штате Вашингтон угрожает вулкан, который ни с того ни с сего решил пробудиться. И поскольку предупреждениям броснановского Гарри Далтона, матерого вулканолога, никто не внял, остается делать ноги, пока слишком поздно не стало.

А мэра городка играет Линда Хэмилтон – воплощение образа сильной и независимой. Можно ли хоть на секунду поверить, что Джеймс Бонд и Сара Коннор дадут слабину, сдрейфят, забьются в панических конвульсиях? Ответ очевиден. Тем не менее, любо-дорого смотреть, как мастеровито и хладнокровно отважные мужчина и женщина предпринимают необходимые меры, чтобы минимизировать ущерб от извержения и скрыться от лавы в огнеопасном финале. Наблюдаешь за ними – и душа радуется. Хорошо, когда профи за дело берутся. Хотя спасти абсолютно всех, к сожалению, даже Бонду не под силу.

«Метро» (2012)

Один из главных отечественных фильмов-катастроф снял тогда еще не шибко опытный Антон Мегердичев. Это потом он отметится блокбастерами «Движение вверх» и «Сердце пармы» – до «Метро» же режиссер мог «похвастаться» лишь ненужным сиквелом «Боя с тенью» да нелепым фэнтези «Темный мир в 3D». Но наэлектризованная лента с Сергеем Пускепалисом, Анатолием Белым и Светланой Ходченковой доказала, что потенциал у Мегердичева знатный. Не каждый сможет так лихо сплести разрушительный экшен и чисто диалоговую драму о любовном треугольнике.

Ирина (Ходченкова) изменяет супругу-врачу Андрею (Пускепалис) с бизнесменом Владом (Белый). Супруг-врач обо всем догадывается, не дурак, но истерик не устраивает. Однако тайное неминуемо станет явным, когда муж и ухажер столкнутся в затопленном вагоне: из-за алчных застройщиков, утыкавших всю Москву человейниками, в тоннеле образуется трещина, и в метро устремляются потоки воды. Андрей первым делом должен защитить дочурку. Но и на других пассажиров ему не плевать – в отличие от эгоистичного Влада.

Все в «Метро» ладно: и клиповая эстетика уместна, и каст метко подобран, и эффекты на загляденье созданы. А держатся эти и прочие элементы на широких плечах замечательного Пускепалиса, за которым даже по ту сторону экрана как за каменной стеной себя ощущаешь. Воплощение мужества, человечности и готовности к самопожертвованию. Пускай душу самого героя и царапают негативные чувства, разбавляющие классический вроде бы хэппи-энд меланхоличными нотками.

«Разлом» (2018)

Норвежский «Разлом» – сиквел «Волны» 2015 года, которая вдвое окупила производственный бюджет, могла номинироваться на «Оскара» (пусть и осталась лишь в числе претендентов) и выписала постановщику Роару Утхаугу путевку в Голливуд. Правда, о «Ларе Крофт» с субтильной Алисией Викандер он вряд ли с гордостью расскажет внукам. Зато его преемник Йон Андреас Андерсен работу над «Разломом» обязан записать себе в актив.

Знакомиться с этим фильмом вполне можно и без «Волны», хотя уныние центрального персонажа, геолога Кристиана (Кристоффер Йонер), благодаря оригиналу понятнее будет. Он страдает от ПТСР из-за того, что не сумел спасти от цунами всех жителей поселка Гейрангер, подолгу таращится в пустоту и не жалует своими визитами парикмахера. Но вскоре ему выпадает шанс вновь блеснуть профессиональными навыками и совершить пару геройских поступков. В Осло, куда переезжает его семья, землетрясение происходит. И домочадцы Кристиана, естественно, оказываются в самых опасных местах, откуда их нужно срочно вызволять.

Кадры с крушением небоскребов здесь на порядок внушительнее сцен с наводнением из предыдущей картины. Так и не скажешь, что на съемки «Разлома» потратили около $6 млн: «Разлом Сан-Андреас» (2015) с Дуэйном Джонсоном, например, обошелся создателям в $110 млн, а выглядит он не сильно эффектнее. Но главное – Кристиан, в отличие от того же броснановского Далтона, бросается на выручку пострадавшим с куда меньшим хладнокровием. Он сомневается, тревожится, боится, но именно поэтому его поступки так впечатляют. И утешают – не только, представьте себе, голливудские звезды могут быть настоящими (супер)героями.

«Огонь» (2020)

А вот еще один пример того, как обычные, казалось бы, мужики в критический момент демонстрируют невероятную храбрость и стойкость. Фильм-катастрофа Алексея Нужного отправляет зрителей в Карелию, где разбушевавшиеся пожары угрожают не только сохранности лесов, но и благополучию жителей местных сел. Бригаду по их спасению возглавляет суровый, но справедливый Алексей Соколов (Константин Хабенский), на одного из своих подопечных взирающий с крайним неодобрением: дерзкий Роман Ильин (Иван Янковский) заделался бойфрендом его любимой дочурки (Стася Милославская).

Однако перед столкновением с общим врагом – неотвратимо надвигающемся пламенем – пожарным предстоит преодолеть разногласия и действовать как единое целое. «Огонь» – редкий пример картины, которая впечатывает в кресло взрывоопасным саспенсом, но не забывает о главном: отношениях между людьми. Которые получились по-настоящему одушевленными, колоритными, со своими узнаваемыми фишками. Балагур Максим (Тихон Жизневский) тренькает на гитаре, пилот вертолета Акопыч (Виктор Сухоруков) нежно зовет свою машину Ларисой Ивановной, суровый Петр (Виктор Добронравов) замыкается в себе после гибели беременной супруги… Фильм-катастрофа с человеческим лицом, который убедительно напоминает: истинные герои живут среди нас.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

4 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

6 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

8 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

10 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

12 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

15 часов назад