Сегодня Филиппу Янковскому исполняется 55 лет. Прямо сейчас его можно видеть в мистическом детективе «Черное облако» и третьем сезоне социальной драмы «Контейнер». Ну а «КиноРепортер» в честь знаменательной даты вспоминает интервью, в котором актер и режиссер рассказал, как подготовиться к роли заключенного ГУЛАГа, а также о том, чем талантливы его дети и кого не берут в театральный.
Филипп, вы редко даете интервью. Почему?
— Вообще я скромный человек. (Улыбается.) Я не учился говорить, я учился играть. Стараюсь общаться с прессой только по поводу – к выходу фильма или спектакля… Активной социальной позиции, как у некоторых коллег, у меня нет. Да и вообще, папа мой, царствие ему небесное, сказал правильную вещь перед уходом: «Артист должен говорить только чужой текст».
Поводов как раз сколько угодно! У вас плодотворный год – выходят сразу четыре фильма. И все очень разные: авантюрная комедия «Номер один», фэнтези «Карамора», антиутопия «Мы» по Замятину и драма по мотивам повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
— Я люблю разные жанры. Это позволяет поддерживать себя в тонусе. Если постоянно играть в драме или в комедии, рано или поздно приходит внутренняя пустота. Нужно развивать себя. Безусловно, важная роль – у Глеба Панфилова в картине по мотивам солженицынского «Одного дня Ивана Денисовича». Серьезная картина, мы два года ее делали. На съемках полностью погружались в атмосферу тяжелейшей лагерной жизни. Мы делали фильм о том, как человек не сломался, находясь в угнетенном физическом и психологическом состоянии. Пронес через заключение любовь к детям и выжил… У меня был очень сложный грим, но я даже не смотрел на себя в зеркало – это было неважно. Я изнутри играл.
???
— Материал, конечно, интересный и сложный. Там есть жизнь человеческого духа. Можно долго рассказывать, как готовился к роли, перечитывал все. Но мне важнее всего было понять, кого я играю, его судьбу. Мы с Глебом Анатольевичем (Панфиловым, – КР) хотели показать собирательный образ человека, попавшего в страшную мясорубку. Я вспомнил дедушку Сашу, маминого папу. У него похожая судьба: тоже попал в концлагерь после войны, вернулся, уже отсидев. И для себя я играл своего дедушку из детских воспоминаний… Ой! Этого даже Глеб не знает. (Улыбается.)
И вот после такого – фантастика?
— В конце съемок про ГУЛАГ меня трясло от любого предложения «сняться в драме», поэтому с удовольствием взялся за другие жанры. В «Мы» попал, потому что во время работы у Панфилова был наголо подстрижен. Создатели мне позвонили, я сначала отказался со словами: «Ребята, я лысый». А они и говорят: «Да у нас все там лысые!» – «А, ну тогда хорошо». (Смеется.) А потом в «Караморе» у Данилы Козловского снимался.
Вы ведь там вампира играете?
— Да. (Смеется.) Но еще рано об этом рассказывать.
Как готовились к роли?
— Как-то гулял ночью по городу и увидел одинокого прохожего. Проверил, чтобы никого рядом не было, подошел к нему, впился в шею и выпил кровь. (Смеются.)
По-вашему, в актере самое важное – глубина?
— Длинную карьеру можно сделать только с глубиной. Ее видно. По глазам, по тем ролям, которые человек играет. Бывают артисты пустые и неглубокие, их карьера ярка, но коротка. Это можно наработать, но не с нуля. Многое зависит от воспитания, социума, в котором человек живет, образования, образа мышления. Совсем пустых идиотов в театральный не берут.
Кстати, о театре… Почему у вас так мало спектаклей?
— Моя жизнь была связана со Школой-студией МХАТ, это мой дом (Филипп выпустился с курса Олега Табакова в 1990 году, – КР). Я ее окончил и вернулся к Олегу Павловичу на сцену (в МХТ им А.П. Чехова, где Табаков был худруком с 2000-го, – КР). Я шел в его структуру. А сейчас, к сожалению, все поменялось (в марте 2018-го худруком МХТ назначен Сергей Женовач, – КР). Увы, тот театр, который я любил, ушел вместе с моим великим учителем.
Вы говорили, что в юности ваша актерская карьера не сложилась так, как вы того хотели. А сейчас сложилась?
— Каждому свое. Смоктуновский тоже поздно начал. И Энтони Хопкинс. У меня все только начинается. (Смеется.)
Так вы в первую очередь актер или режиссер?
— Если я отвечу на этот вопрос, какой следующий будет?
Спросила бы: какое амплуа предпочтительней?
— Не вижу необходимости выбирать. У меня два высших образования, я умею делать и то и другое. Почему надо ставить какие-то рамки?
Это не рамки, просто хочу разобраться: в прошлом интервью вы нам сказали: «Нет ничего лучше, чем быть актером. Ведь режиссеры – люди очень зависимые». Не изменили свое мнение?
— Когда играешь роли, то занимаешься творчеством и свободен в нем в рамках драматургии. А режиссер зависит от миллионов факторов: условий прокатчиков, возрастного рейтинга, бюджетов, продюсеров и так далее. Очень зависимая профессия.
То есть не вернетесь в режиссерское кресло?
— Для этого нужен интересный проект. А пока ближайший год я занят в кино как актер.
Несколько лет назад вы спродюсировали документальный фильм «Янковский» про своего отца Олега Ивановича. Планируете что-то еще продюсировать?
— У меня отец умер – это было в память о нем. Спасибо всем, кто мне тогда помогал, но лучше бы фильма не было, а он был бы жив.
В начале прошлого года ваш сын Иван получил второго «Золотого орла» (за роль второго плана в фильме «Текст», – КР). Поздравляю!
— Спасибо! Мы с Оксаной (актрисой Оксаной Фандерой, супругой Филиппа, – КР), моей мамой и нашей дочерью Лизой очень гордимся его успехами. Особенно ролью Германа в триллере «Дама пик» (Иван Янковский за эту роль получил в 2017-м «Золотого орла» в главной актерской номинации, – КР) и его Зиловым в «Утиной охоте» (постановка Евгения Марчелли в Театре им. Ермоловой, – КР).
А «Текст» с ним смотрели?
— Да, понравился.
У вашей дочери Елизаветы пока не так много опыта в кино и театре…
— Она блестяще играет главную роль в спектакле «Человек из рыбы» на сцене МХТ. Естественно, мы с Оксаной возлагаем большие надежды на нее.
Сложно объективно оценивать таланты своих детей?
— Мы стараемся оценок не давать. Как и во всех нормальных семьях, мы просто любим и поддерживаем своих детей. Но не хотелось бы обсуждать родных, вы еще про собаку спросите… (Смеется.) Повторюсь: артист должен говорить только чужой текст.
У вас с Оксаной в этом году 30 лет брака! Такие долгие отношения в творческой среде сейчас редкость. Как вам удается?
— Это любовь. А как еще? (Смеется.) Конечно, чтобы так долго вместе прожить, надо быть с юмором и стараться легче ко всему относиться. Кстати, как и в профессии артиста – нельзя быть слишком серьезным.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…