«Я больше не собираюсь снимать кино, – заявляет Вернер Херцог. – Лучше добровольно сдамся в сумасшедший дом». Он торчит в перуанских джунглях в тысячах километров от цивилизации, пытается затащить на гору 300-тонный пароход и жалеет, что вообще затеял эти безнадежные съемки на краю света. Эпическая драма «Фицкарральдо» и правда далась режиссеру ценой нечеловеческих усилий. Но вместе с тем стала главной жемчужиной в творчестве немецкого гения.
Вернер Херцог жить не мог без фильмов о чудаках, мечтателях, безумцах. Будь то конкистадор из «Агирре, гнева божьего» (1972), который искал Эльдорадо, или альпинисты из «Крика камня» (1991), покорявшие вершину Серро-Торре. При этом сам режиссер – по собственному признанию и по словам близких – был воплощением нормальности. Умение сохранять трезвый рассудок даже в тех ситуациях, когда все кругом горело огнем, и позволило ему довести до логического завершения амбициозный проект «Фицкарральдо». Девятую полнометражную работу, которая могла обанкротить Херцога, лишить рассудка или просто прикончить… Но в итоге сделала легендой.
Своим звучным названием картина обязана путешественнику и предпринимателю Карлосу Фермину Фицкарральду. В конце XIX века он сколотил состояние на торговле каучуком в Перу и приобрел в собственность земли размером со среднестатистическую европейскую страну. О его мытарствах Херцогу поведал один приятель, и сперва режиссер не слишком ими заинтересовался. Но потом он узнал, что во время очередной экспедиции Фицкарральд велел разобрать корабль, на котором плыл, по частям перенести на другую реку и там собрать заново, миновав тем самым опасные пороги.
Так Херцог убедился, что каучуковый король был не скучным капиталистом, а изобретательным авантюристом, личностью явно неординарной. Достойной появления на экране под именем Брайана Суини Фицджеральда, мечтающего построить в джунглях оперный театр и позвать великого тенора Энрико Карузо спеть на премьерной постановке. Подобный театр, «Амазонас», действительно существовал – в 1896 году он открылся в бразильском Манаусе, центре каучуковой лихорадки. На стыке историй о нем и Карлосе Фермине и родился замысел «Фицкарральдо», для реализации которого в 1979-м Херцог отправился в Перу на поиски подходящих локаций.
Первый съемочный лагерь он выстроил неподалеку от границы с Эквадором, фактически в обстановке боевых действий. Перуанцы конфликтовали с эквадорцами, а местные индейцы, опасаясь, что киношники выгонят их с обжитых земель, угрожали им жестокой расправой. И вдобавок распускали слухи о том, что Херцог со товарищи хотели изнасиловать их женщин и поубивать мужчин, а затем вырезать из безжизненных тел жир и использовать для приготовления пищи. Параллельно репортеры в погоне за сенсациями обвиняли Вернера в контрабанде оружия – а ведь съемки еще толком не начались.
Наконец, в декабре того же 1979-го вооруженные индейцы силой прогнали беззащитных кинематографистов и спалили их лагерь дотла. Новые локации Херцог искал больше года. В январе 1981-го работа над лентой продолжилась близ Икитоса на севере Перу — казалось бы, теперь режиссер мог вздохнуть с облегчением. На протяжении 5 недель ничто не омрачало его приподнятого настроения. Но после того, как было отснято 40% материала, исполнитель ведущей роли – дважды оскароносный Джейсон Робардс – слег с амебной дизентерией. Он улетел в США и обещал вернуться… Но не вернулся. Врач запретил.
Вслед за ним проект покинул и Мик Джаггер, игравший спутника Фицкарральдо по имени Уилбур. Из-за заморозки съемок фронтмен The Rolling Stones столкнулся с конфликтом графиков и предпочел участию в сомнительной кинокартине тур с группой и запись альбома Tattoo You. Найти альтернативу Джаггеру было невозможно, и Херцог решил вообще убрать его персонажа из фильма. Впоследствии он назовет это самой серьезной потерей в своей режиссерской карьере. Зато инцидент с Робардсом помог «Фицкарральдо» обрести главную звезду, которая высосала из постановщика больше крови, чем тропические москиты.
«Лучший враг» Херцога Клаус Кински прославился звериной энергетикой и поистине дьявольской харизмой – именно эти черты позволили ему создать незабываемые образы в «Агирре, гневе божьем», «Носферату: Призрак ночи» (1978), «Войцеке» (1979) и «Зеленой кобре» (1987). И сперва он с энтузиазмом отнесся к приглашению Херцога заменить Робардса. Но не успел Кински толком вжиться в роль, как жизнь и работа в диких условиях выбили его из колеи.
Да, он по-прежнему играл с демонической яростью и блестяще импровизировал. Чего стоит хотя бы сцена на колокольне, где Фицкарральдо вопит о своих намерениях построить театр и лихорадочно звонит в колокола. В документальном фильме Леса Бланка «Бремя мечты» (1982) видно, как в этом эпизоде вели себя Робардс с Джаггером, – с Кински они и рядом не стояли. Но одновременно Клаус оставался бомбой замедленного действия.
«Ты не можешь свалить из паршивого лагеря, поскольку не знаешь, когда тебя хватятся, – сетовал он. – Нужно быть здесь, раз тебе уже заплатили. Ты прикован к этому месту».
Индейцы, кстати, тоже заскучали – съемки затягивались, и, как назло, лопнул единственный в лагере футбольный мяч. Для успокоения мятежных душ пришлось пригласить представительниц древнейшей профессии. Но в целом проблем с массовкой не возникало, хотя только ленивый не упрекнул Херцога в эксплуатации бедных аборигенов.
Кински же беспрестанно пакостил по мелочам, настраивая против Херцога окружающих. С одной стороны, подобное поведение казалось почти идеальным по сравнению с тем, как на съемках «Агирре» артист палил из винчестера по хижине с кутившими статистами. С другой – индейцы все равно его невзлюбили: один из вождей даже предлагал Херцогу устранить скандалиста. Режиссер отказался. Хлопот у него и так хватало. И главная из них была связана с пресловутым пароходом.
Строго говоря, пароходов имелось аж три. Оригинал 1902 года, найденный в Колумбии, и 2 копии, которые следовало задействовать в сценах с горой и рекой. По указанию Вернера угол наклона горы уменьшили с 60 до 40 градусов, но из-за сильных осадков и оползней рытье траншеи для парохода превращалось в сизифов труд.
Бульдозер был старым. Если его детали выходили из строя, новые запчасти доставляли из Майами через Икитос. Сложная система рычагов, блоков и тросов держалась на честном слове, а малейшая оплошность грозила гибелью людей. В успех предприятия не верил абсолютно никто, и режиссер в сердцах заявлял, что им сопротивлялась сама природа. Вместе с тем он осознавал: если не поднять пароход на гору – фильм утратит свой ключевой символ и выстрелит в молоко.
В итоге 700 индейцев справились с задачей, и пароход оказался на вершине. Херцог назвал это уникальным – и самым бесполезным – подвигом в истории технологий. А когда махину решили спускать с другой стороны горы, выяснилось, что вслед за дождями наступила рекордная засуха. Река обмелела. Пришлось полгода ждать живительной влаги – за это время на лагерь успели напасть индейцы из враждебного племени, и к режиссеру приставили охрану. Едва съемки возобновились, судно все равно село на мель, поскольку уровень воды постоянно менялся. Кто-то из индейцев утонул, ассистент оператора пострадал от укуса пираньи, а медикаменты стремительно кончались, ибо за помощью обращались не только киношники, но и местные жители.
Продолжалась и информационная война против Херцога. Население Италии в одночасье сошло с ума от газетной утки, что Клаудия Кардинале, играющая даму сердца Фицкарральдо, якобы попала под грузовик. Вернера обвиняли в сотрудничестве с военными, применении к индейцам пыток, чуть ли не в массовых убийствах… В реальности же он честно платил им $3,5 в день, куда больше, чем они выручили бы на обычных сельскохозяйственных работах, и лично убедил президента Перу Фернандо Белаунде юридически закрепить за индейцами право на эти земли. И в ноябре 1981 года Херцог снял последний кадр «Фицкарральдо», затащив-таки свою картину на высокую гору.
Но грандиозного резонанса лента не вызвала. ФРГ отправила ее на соискание «Оскара», однако в шорт-лист она не вошла. «Фицкарральдо» номинировался на «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке и уступил британскому «Ганди». Ускользнула от Херцога и «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах: главный приз разделили «Пропавший без вести» Коста-Гавраса и «Дорога» Шерифа Герена. Вернер довольствовался наградой за режиссуру.
Кассовым успехом тоже не пахло. На съемки «Фицкарральдо» потратили 14 млн датских марок, или $7 млн (для сравнения, Фрэнсис Форд Коппола примерно в те же годы создал «Апокалипсис сегодня» за $31,5 млн). В прокате же он и близко не окупил этой суммы. И здесь судьба фильма удивительным образом перекликается с судьбой его героя, который грезил о великих свершениях, но обрел счастье в славной сигаре и спонтанном концерте приглашенных музыкантов на крыше парохода.
Когда «Фицкарральдо» погряз в пучине производственного ада, продюсеры поинтересовались, не готов ли Херцог все бросить. Тот ответил предельно просто: «Если я оставлю проект, то стану человеком без мечты». Он бы скорее умер, но не отступил. И в данном случае это совсем не преувеличение. Зато теперь, спустя 40 лет, его шедевр окрыляет, вдохновляет и поражает несравнимо больше любых современных блокбастеров. А заодно напоминает, что мечтатели и храбрецы могут в прямом смысле свернуть горы. Стоит лишь по-настоящему захотеть.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…