Глава компании, разрабатывающей лучшую в России компьютерную игру, Евгений Войгин (Константин Хабенский) — неприятный во всех смыслах человек. Пока он готовится выпустить триквел своего «Коловрата», в Москве начинает орудовать банда националистов, чьи видеоролики с убийствами недвусмысленно указывают на связь с игрой. Благодаря молчаливой дочери (Александра Дишдишян) Войгин становится невольным спасителем Тани (Катерина Агеева), юной активистки, так и пышущей желанием заниматься чем-то важным. Обстоятельства приводят героев в Успенский собор во Владимире, который когда-то расписывал сам Андрей Рублев. Под впечатлением от старинных фресок Евгений воображает, что является реинкарнацией легендарного иконописца. И для него открывается совсем другой мир.
«Фея» завершает трилогию режиссера Анны Меликян о непосредственных, наивных и местами странных девушках, которые меняют жизни других людей. Последняя из них, Таня, получилась средним арифметическим двух предыдущих: от «Русалки» Алисы ей досталась безответная влюбленность в настоящего негодяя, а от «Звезды» Маши — желание стать актрисой. Правда, ради этого Таня не собирается перекраивать себя: она хочет сниматься у фон Триера и осознает, что ее необычная внешность — пропуск в европейское кино. Активизм для нее — не смысл жизни, а лишь еще одна форма творчества, которым она занимается в компании все тех же Марии Шалаевой и Тинатин Далакишвили (их героини даже сохранили свои имена).
Евгений Онегин Войгин же — полная Танина противоположность. Цинизм, эгоцентризм, равнодушие к чужому горю — вот его основные качества. Он считает себя гением, но не может найти общий язык даже с собственной дочерью. Женщин выбирает только среди красивых дурочек да звезд инстаграма, поэтому Танина любовь для него не более чем возможность использовать девушку как няню для ребенка. Герои Константина Хабенского и Катерины Агеевой — будто слепок с Онегина и Лариной (имена!), сообщающиеся сосуды, любви в которых никогда не будет поровну. Именно Таня приносит Евгению послание апостола Павла («Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует…»), и именно она побуждает его использовать свои возможности для благого дела.
Таинственную связь Войгина и Рублева режиссер основывает в первую очередь, конечно, на исторической драме Тарковского. Эпизоды из этого фильма неосознанно вспоминаются, когда герой во время сеансов гипноза погружается в «прошлую жизнь». Константин Хабенский у Меликян, по сути, тот же «мечущийся неврастеник», создававший, однако, «гармоничные, пронизанные духовным светом произведения». «Фея» как бы повторяет истину, что гений — не обязательно святой (даже если он святой!), а искупить грехи можно лишь жертвой. Если Таня права, и Андрей Рублев, как и все художники, писал Спасителя с себя, то «жертва» Евгения приобретает еще один смысл.
Сама Меликян не раз признавалась, что личность иконописца близка и ей самой. В «Фее» она проливает еще немного света на природу своего творчества, устами главной героини заключая: «скорее всего, он ее не любит, поэтому она снимает кино». Человек без любви равно творец. Чтобы созидать, надобно страдать, пережить пусть и небольшой, но экзистенциальный кризис.
Хронометраж ленты значительно вырос по сравнению с предшественницами. За счет того, что «Фея» длится целых 2,5 часа, смыслов в ней поместилось много. Помимо творчества обсуждается вопрос ответственности автора за свое произведение, дихотомия онлайна и офлайна, первая любовь и отношения вообще, затрагиваются феминизм и гражданский активизм. Среди микросюжетов и психологические проблемы дочери Войгина, и его борьба за фрески Рублева, и вставший на путь исправления юный националист. Вся история с нетерпимостью, кстати, будто прибыла в фильм Меликян прямиком из середины 2000-х — в 2020-м такое представить сложно.
Но полифоническим романом «Фею» назвать нельзя, потому что главенство героя в ней подчеркнуто даже операторскими решениями: система крепления камеры body mount создает эффект компьютерный игры, главный герой которой персонаж Константина Хабенского. Графика «Коловрата», кстати, выполнена на достойном уровне, за исключением того, что VR-механика по какой-то причине превратилась в обычную игру от третьего лица, сделав наличие в фильме очков виртуальной реальности лишь красивой приблудой.
Впрочем, технические тонкости в фильме не главное. «Фея» провозглашает существование родственных душ, одна из которых обязательно наставит другую на путь истинный. Девушка с татуировкой серафима и гейм-разработчик могут быть в прошлой жизни Даниилом Черным и Андреем Рублевым, а могут и не быть. Неизменно одно: вместе они кажутся чуточку лучше.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…