Бывает, что кино о футболе делают люди, которые ничего не смыслят в футболе. Так получается что-нибудь вроде сериала «Домашнее поле» с Иваном Янковским. А бывает, что кино о футболе делают люди, которые ничего не смыслят в кино. Так получился фильм «Федя. Народный футболист» о Федоре Черенкове.
Работали над ним главным образом следующие люди: Николай Акелькин, Илья Казаков и Сергей Шишкарев. Первый – режиссер и сценарист, но вообще-то – бывший генеральный директор профессиональной футбольной лиги, ныне расформированной. Второй – соавтор сценария, но вообще-то – спортивный журналист, телеведущий, комментатор. Третий – продюсер и автор идеи, но вообще-то – общественный деятель, серьезный бизнесмен, вице-президент Олимпийского комитета и председатель Высшего Совета Федерации гандбола России.
Все они, наверное, мужчины солидные, высококомпетентные. В своих областях. Но не в кино. Однако вот они собрались и решили, что лучше них биографическую драму про Федора Черенкова никто не снимет. Упомянутый Николай Акелькин так прямо и заявил в интервью: «Сценаристы, может, и более маститые есть, но они понимают в драматургии, а здесь специфика футбола вообще и личности Федора Черенкова в частности».
Действительно, подумаешь, драматургия. Кому она нужна. Главное – специфика футбола. И личности. А это все и без всякой драматургии можно показать. Так, видимо, полагает Николай Акелькин. Хотя должен, по идее, хорошо знать, что без драматургии и в футболе тоже никак. За то футбол и любят миллионы, что там сплошная драматургия. Потому-то самые крутые и запоминающиеся матчи и называют триллерами. Только в футболе драматургия сама собой рождается. А в кино ее надо выстраивать. Иначе будет не кино, а унылый ватокат.
Притом само начинание можно лишь поприветствовать. Фильм про Федора Черенкова – вещь и впрямь очень нужная. Потому что те, кто застал его игроцкую карьеру и имел удовольствие наблюдать его в деле, в один голос твердят, что это был талант редчайший, уровня Марадоны и Месси как минимум. Что все его обожали и уважали. Что он вызывал восхищение у болельщиков, соперников и всех остальных. Что был ни на кого не похож. Что был тих и скромен, с виду субтилен, невзрачен. Что преображался, выходя на газон, и творил с мячом подлинную магию, когда был в форме. Но в форме был, увы, далеко не всегда, так как страдал от тяжелого душевного недуга. И в этом заключалась его трагедия.
Оттого и значимых побед за Черенковым не числится. Чемпионаты мира и Европы он регулярно пропускал в том числе из-за болезни, обострявшейся как раз в четные года, на которые выпадают крупные турниры сборных, а чемпионство СССР для футболиста «Спартака» в то благословенное время на особо выдающееся достижение не тянуло.
И вот поди это все сформулируй в формате художественного полного метра, чтобы – в идеале – каждому современному пацану, у которого перед глазами совсем другой футбол и другие примеры для подражания, стало предельно ясно, что это был за человек, почему он был велик и почему на него (а не на нынешних кумиров) стоит равняться. Задача определенно не из легких. Даже для одаренного многоопытного автора. А к Николаю Акелькину ни первое, ни второе определение не применимо. Зато он достаточно уверен в себе (не будем говорить: «Самоуверен»), заряжен энтузиазмом и разбирается в теме. Чего оказывается достаточно для того, чтобы вступительная часть фильма смотрелась вполне недурно.
В эти плюс-минус тридцать минут рассказывается о том, как совсем юный Черенков пробивался в основной состав «Спартака», как осваивался в коллективе, налаживал отношения с Константином Бесковым (Николай Фоменко) и личную жизнь. Не обходится, конечно, без штампов и общей наивности, но в целом все очень мило. Шутки про «Зенит» и «стеночки», неловкая романтическая линия с косвенным участием дипфейк-клона Владимира Высоцкого, футбольные байки про быт в Тарасовке, с помощью которых на экране как бы воссоздается тот самый мифологический «спартаковский дух». Фоном – ламповый антураж Советского Союза эпохи застоя.
Но на большее Николая Акелькина не хватает, и далее он принимается хаотично скакать по биографии Федора Черенкова, выхватывая оттуда какие-то отдельные произвольные фрагменты, которые в цельную историю никак не складываются. Давка в «Лужниках», провал на выезде с «Андерлехтом» (проклятый Веркаутерен), сборы Лобановского, нервные срывы, семейные дрязги, и венчается все поединком с киевским «Динамо» в 1987-м. Причем внимание уделяется в первую очередь нервным срывам и их последствиям, но не причинам. Из чего вырисовывается несколько обескураживающая картина.
Вот мы видим, как Черенков в полубессознательном состоянии еле-еле слоняется по газону в Бельгии, ошалевшими глазами озираясь вокруг. Вот его жестко, но по делу в раздевалке распекает Бесков, после чего тот психует, чуть не совершает попытку суицида и ложится в больницу. Вот Черенков из больницы выходит, приезжает в сборную, на тренировке ссорится с Лобановским, его отчисляют, он психует, ложится в больницу. Выходит из больницы, опять психует, впадает в депрессию, но тут вспоминает, как в детстве его чуть не убило током, а Николай Старостин (Борис Щербаков) вовремя очутился рядом и подарил мячик. Как-то так.
Звучит сумбурно, выглядит – соответственно. Но самое печальное, что у того, кто не является фанатом «Спартака» с как минимум 40-летним стажем или просто не очень хорошо знаком с историей Федора Черенкова, по этому фильму может сложиться представление о нем как об эмоционально нестабильном парне с нелепыми усишками, который немного играл в футбол, но в основном больше психовал по поводу и без повода. Что, разумеется, не так. И тем не менее именно таким изображен Федор Черенков в фильме «Федя. Народный футболист», сделанном не «маститыми сценаристами», которые «понимают в драматургии», но людьми, сведущими в «специфике футбола».
С другой стороны, далеко не факт, что если бы все-таки к производству привлекли этих самых «маститых сценаристов», результат был бы приличнее. Скорее всего, нам бы всучили очередной бездушный прилизанный спортивный байопик типа «Стрельцова» с Александром Петровым и «Вратаря моей мечты» с кем-то внешне похожим на Льва Яшина. Здесь-то, по крайней мере, явно с душой хотя бы подошли. Впрочем, это уже что-то из разряда заведомо нерешаемых и бессмысленных дилемм, когда ни один из вариантов нельзя считать удовлетворительным. Как с теми пресловутыми стульями. На одном из которых – пики точеные, а на другом – такое-то подряд чемпионство «Зенита».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…