Рецензии

«Фантастическая четверка: Первые шаги»: Педро Паскаль и его семья спасают Marvel

Marvel продолжает наращивать темп, хотя сама высота новых релизов уже не вызывает прежнего трепета, – скорее скепсис. «Фантастическая четверка: Первые шаги» – 37-й фильм киновселенной и уже второй перезапуск истории о первой супергеройской команде Marvel. Четверка из комиксов Стэна Ли и Джека Кирби вновь возвращается на экраны, но теперь – в антураже не привычной современности, а середины 1960-х в альтернативном измерении, называемом Земля-828. Здесь космические полеты стали обыденностью, а летающие автомобили, роботы-помощники и пастельный ретро-дизайн слились в утопический поп-арт-сон.

В 1960 году четыре астронавта отправились в космос и вернулись супергероями: гениальный инженер Рид Ричардс обрел способность растягивать свое тело, его жена Сью Шторм – становиться невидимой и генерировать радужные силовые поля, ее брат Джонни Шторм – загораться, как факел, а пилот Бен Гримм – превращаться в неуязвимого каменного титана. Группа с размахом празднует четвертую годовщину полета – их слава на Земле-828 сопоставима с битломанией.

Педро Паскаль в роли Мистера Фантастика придает герою внешнее обаяние, но внутри он остается холодным рационалистом, для которого даже отцовство – математическая задача. Сью Шторм в исполнении Ванессы Кирби становится эмоциональным стержнем команды – именно ее решимость и лидерство держат коллектив на плаву. Джозеф Куинн играет Джонни Шторма – весельчака и по совместительству неожиданно трагического персонажа. Самым человечным, несмотря на каменную внешность, остается Бен Гримм, воплощенный Эбоном Мосс-Бакраком из сериала «Медведь» при помощи технологий захвата движения.

Рид и Сью, несмотря на прогнозы врачей, ждут ребенка, что делает их любимцами нации, но семейную идиллию прерывает появление Серебряной Серферши, предупреждающей о приближении Галактуса – космического пожирателя, который воплощает не столько зло, сколько безличную вселенскую жажду. Герои стремительно доказывают реальность угрозы, создают корабль для межзвездного полета и становятся свидетелями гибели другой планеты от рук Галактуса. Тот требует жертвы – их младенца – в обмен на спасение Земли. Четверка отказывается от такого делового предложения и совершает рискованный прыжок домой. На Земле начинается общественная дискуссия – стоит ли спасение планеты жизни невинного дитяти? 

«Первые шаги» завораживают визуально. Авторы вдохновлялись практическими эффектами эпохи Кубрика, сведя компьютерную графику к минимуму: Нью-Йорк Земли-828 – это макеты 1960-х, костюмы – смесь скафандров и ретро-трикотажа, детали (черепичные брови Бена, робот Г.Е.Р.Б.И., неоновые таблички) оживают, как страницы научно-популярных журналов. Marvel часто упрекали в визуальной серости, но здесь зритель погружается в яркую сказку, где даже антагонисты выглядят как поп-арт-иконы. 

Восторг от визуала соседствует с чувством музейности. Сценарий сознательно уходит от реального мира, представляя утопию: на Земле-828 нет войн, социальные конфликты отсутствуют, все работает как часы. Фильм становится открыткой без отклика на современные проблемы, его хочется только рассматривать. Можно часами изучать декорации, искать аллюзии на «Улицу Сезам» и анимацию Ханна-Барбера, советские космические лозунги, но сама драма растворяется в этом параде отсылок. Главная дилемма – «отдать ребенка или спасти мир» – звучит умозрительно, а герои обсуждают ее как задачу Архимеда.

Паскаль, Кирби, Куинн и Мосс-Бахрах образуют харизматичную четверку. Домашние разговоры, подколы, взгляды – все это делает фильм семейной драмой: Рид уходит в работу, Сью становится лидером, Джонни радуется появлению будущего племянника, Бен тоскует по прошлому. Но химии между героями и антагонистами не возникает. Серебряная Серферша эффектна, но ее мотивы объяснены одной фразой, Галактус – лишь философский концепт. Если в прошлых фильмах Marvel некоторые злодеи обладали сложной идеологией, здесь все сведено к прямолинейной угрозе – съесть младенца.

Фильм погружает в мир, где семья и наука всегда побеждают, тревога родителей подана честно, но дилемма о спасении ребенка и мира сводится к клишированным диалогам и научным метафорам. Подлинной интимности мало: только сцены общественного признания о беременности, печали Бена по былым временам или прозрачный живот Сью создают эмоциональный отклик, остальное уступает место эффекту. Картина радует отсутствием навязчивых отсылок к другим супергеройским сюжетам: это самостоятельная история с началом и концом, без порталов в будущие фазы и бесконечных камео. По крайней мере, до сцены после титров. Это напоминает нам, за что когда-то любили комиксы: за погружение в мир, а не в бесконечные тизеры. 

В целом новая «Фантастическая четверка» – эксперимент, в котором Marvel меняет привычную супергеройскую формулу на эстетический опыт: небанально поданный ретрофутуризм, театральная утопия и семейная мелодрама в декорациях 1960-х. Все, что раньше вызывало сопереживание и драйв, теперь уходит на второй план ради идеи и стиля, а за оригинально придуманными образами чувствуется дистанция – будто смотришь на идеально сконструированную витрину, где даже самые острые вопросы решаются без боли, в рамках условности и жанровой игры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Малом театре показали «Анну Каренину»

На Исторической сцене Малого театра состоялась премьера «Анны Карениной» по одноименному роману Льва Толстого. Сюжет произведения разворачивается вокруг семейной драмы,…

8 минут назад

Фестиваль «Победили вместе» имени Владимира Меньшова стартует в Сочи

В Сочи с 10 по 17 ноября проходит кинофестиваль «Победили вместе». В конкурсные программы в этот раз вошли 22 документальных…

2 часа назад

Национальная премия «Большая цифра» принимает заявки на 2026 год

17–18 февраля 2026 года в рамках медиафорума в Москве пройдет финал конкурса XVII Национальной премии «Большая цифра». Чтобы принять участие в престижном…

3 часа назад

Мария Лемешева: «Бриллиантовая бабочка» – вклад в общее будущее

Открытая Евразийская кинопремия «Бриллиантовая бабочка» представляет собой мощный импульс к возрождению подлинного кинематографического диалога. Так считает главный редактор журнала «КиноРепортер»…

4 часа назад

«Везунчики»: Киану Ривз в роли ангела борется с социальным неравенством

Ангел низшего звена по имени Гавриил, специализирующийся на предотвращении ДТП, однажды превышает свои полномочия, чтобы спасти заблудшую душу. То есть,…

4 часа назад

Уникальный учебник по киномаркетингу выйдет уже в декабре

Главный редактор портала ProfiCinema Нина Ромодановская, кандидат экономических наук, доцент кафедры дистрибьюции и маркетинга продюсерского факультета ВГИК им. Герасимова планирует…

5 часов назад