1999 год. 14-летняя Селеста (Рэффи Кэссиди) из сонного городка Нью-Брайтон возвращается в школу после новогодних каникул и получает пулю: на урок музыки заходит ее съехавший с катушек сверстник, вооруженный автоматом, и устраивает в классе бойню. В больницу девочке приносят синтезатор, и та, под впечатлением от пережитого, сочиняет с помощью старшей сестры Элли (Стэйси Мартин) трогательную песню. Вскоре Селеста поправится и встанет на ноги, из ее баллады оперативно слепят убойный хит-слезовыжималку и шоу-бизнес в лице участливого менеджера (Джуд Лоу) возьмет девочку в оборот, за пару лет сделав из нее звезду. А спустя 17 лет прошлое неожиданным эхом отзовется в жизни уже скандальной и циничной поп-дивы Селесты (Натали Портман) — где-то в Восточной Европе группа отморозков, скрывающих лица под масками (такие же были использованы в давнем клипе певицы), начнет поливать автоматными очередями людный пляж. У Селесты, конечно же, спросят, что она думает по этому поводу, но в ответ услышат кое-что неожиданное.
В 2015 году известный актер и начинающий режиссер Брэйди Корбет получил за свой дебют «Детство лидера» приз за режиссуру в секции «Венецианские горизонты». Многим это признание тогда показалось щедрым авансом, и «Vox Lux» автоматически стал для Корбета испытанием на прочность. Больших призов вторая картина режиссера не получила, зато ясно дала понять, что немногочисленные ряды авторов пополнились новой боевой единицей с хорошо различимым почерком, что уже редкость по нынешним временам.
Как и «Детство лидера», «Vox Lux» разыгран по главам и по нотам (агрессивные оркестровки Скотта Уокера в обоих случаях — важная составляющая затеи) — с той же сценарной архитектурой и тем же вниманием к чисто внешним деталям вроде необычно оформленных и поданных титров и формата кадра, противопоставленного цифре и, кажется, XXI веку вообще. Наконец, с тем же обманным месседжем о сломе детской психики, который порождает страшную взрослую жизнь, поглощающую, словно черная дыра, все светлое и хорошее (мальчик-невротик становится фашиствующим диктатором, девочка-жертва — эгоцентричной звездой). Конечно, история Селесты (в переводе с латинского — «небесная») и ее «голоса света» выглядит не так эффектно и «оммажно», как «Детство лидера». В здешних темных закоулках не встретишь призраков Брессона и Бергмана, и сравнивать новое кино Корбета уместно уже не с «Белой лентой» (одной из самых мрачных и глубоких картин Михаэля Ханеке, у которого, кстати, Корбет играл в авторемейке «Забавных игр»), а с документальными макабрами Майкла Мура и новостными телерепортажами нулевых, вызывающими в эпоху фейк-ньюс чуть ли не ностальгию.
Но в этом, собственно, и удача. Сбивчиво (порой фильм представляется руинами, оставшимися после битвы с продюсерами за хронометраж) рассказывая о понятных ему и осязаемых нулевых и десятых, 30-летний Корбет документирует собственные воспоминания и рефлексию по поводу «Колумбайн» и башен-близнецов, смерти рока и эволюции поп-музыки, взросления и воспитания не чувств, но бесчувствия. «Vox Lux» будто бы застрахован от любых претензий к композиции — как отредактированное воспоминание или слишком поздно записанный сон. При этом современный, в отличие от «Детства лидера», материал, сокращает дистанцию между зрителем и фильмом до расстояния вытянутой руки. Все же помнят о школьных бойнях и 11 сентября. И все понимают, насколько Селеста, будучи чем-то средним между образами повзрослевшей Майли Сайрус и, наоборот, ранней Леди Гаги, реальна в своей фальшивой эксцентричности и отталкивающем эгоцентризме.
В этой экранизации дневника с вырванными страницами всё и вся чудесным образом оказываются на своих местах — и фирменное портмановское переигрывание, и жульническая, упрощающая композицию разбивка на главы, и помпезный финал, в котором Селеста со сцены исполняет хиты (все песни для фильма написала Сиа) с дурацкими мелодиями, контрастирующими с неглупыми текстами. Какую историю мнимого успеха ни возьми, в той или иной степени она будет о профуканной жизни (тот же «Ла-Ла Ленд» не даст соврать), и «Vox Lux» с его формальной поучительностью в этом смысле не исключение. Но, в отличие от большинства таких историй, эта не только предъявляет доказательство простой человеческой никчемности (с мизантропией у Корбета полный порядок), но и развлекает — прежде всего как умело преподнесенный социальный комментарий.
В рамках Московской международной недели кино состоится первый в России открытый аукцион кинореквизита. На торги, которые пройдут 26 августа на…
Тихий городок в Пенсильвании потрясла ужасная трагедия – однажды ночью 17 ребятишек из класса мисс Гэнди (Джулия Гарнер), широко раскинув…
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…