Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Культура > От Москвы до Дальнего Востока: На ЭКСПО «Российской креативной недели» свои достижения представили регионы –лидеры креаномики

От Москвы до Дальнего Востока: На ЭКСПО «Российской креативной недели» свои достижения представили регионы –лидеры креаномики

2 октября 2025 /
От Москвы до Дальнего Востока: На ЭКСПО «Российской креативной недели» свои достижения представили регионы –лидеры креаномики

27 сентября в Национальном центре «Россия» завершилась московская часть «Российской креативной недели — 2025».

Особым событием «Российской креативной недели» в этом году стала организованная в ее рамках ЭКСПО. Выставка продемонстрировала, как креативные индустрии влияют на развитие городов, экономику и качество жизни. На более чем 80 арт-объектах 22 участника из 9 регионов представили свои достижения – от авторских матрешек до алюминиевых скульптур, воплощения образа «креативного лидера» и примеров блестящего промышленного дизайна.

Практически после первого же форума-фестиваля «Российская креативная неделя» в 2020 году креативные индустрии заняли место в федеральной повестке как сектор с большим экономическим и социальным потенциалом. ЭКСПО-2025 стала площадкой для подведения итогов 5 лет развития креативных индустрий и ответила на ключевые вопросы, один из которых – насколько креативная экономика готова стать международным амбассадором России и показателем ее уникального пути?

Визуальным ответом можно считать 4-метровую инсталляцию «Семечка» – символ Национальной премии в сфере креативных индустрий. Она возвышалась в центре экспозиции и не просто украшала пространство, а транслировала идею роста, потенциала и нового этапа развития креативной экономики – от зарождения концепции до реальных перемен.

Креативные предприниматели

Одними из самых заметных участников ЭКСПО-2025 стали победители конкурса «Знай наших» в номинации «Креатив». На радость участникам форума и гостям Национального центра «Россия» они представили свою уникальную продукцию, вобравшую в себя и частицу души мастеров, и богатство отечественной культуры.

Бренд My.Matreshka показал, что известная нам всем с детства деревянная куколка с «семейством» внутри – это символ глубокой и прочной связи поколений, мудрости предков и появления новой жизни. У каждой матрешки был свой неповторимый образ.

Компания Incrua презентовала вещи, в которых безупречно соединились элементы мордовского культурного наследия и современных дизайнерских трендов. Елочные игрушки, костяной фарфор, предметы интерьера, созданные из природных материалов, характерных для Мордовии – всем этим можно было полюбоваться и вдохновиться для собственного творчества.

Основатель бренда Measure, дизайнер Зайнаб Сайдулаева разместила на стендах последние коллекции ТОЙ и Kubeschi, отразив в них этапы культурного развития многонационального Дагестана. Экспозиция «Русские в моде» познакомила гостей с авторскими платками из серии «Русская весна». В каждом изделии – мотивы женственности, духовной силы, а также уникальные образы из русской культуры от мифологических до исторических.

Производитель детских конструкторов «РУБРИК», чьи игрушки легко конкурируют с гаджетами в привлечении внимания детворы, удивляла гостей стендом с интерактивным поп-апом, в котором любая идея быстро находила воплощение в конструкторской форме. А главное – собранные из деталей фигурки, в ряду которых выделялся всеми любимый Чебурашка.

Эти проекты ярко продемонстрировали, как в креативной индустрии традиции и актуальные тренды соединяются, порождая новые смыслы и возможности для еще большего укрепления национального культурного кода.

Новый креативный класс: предприниматели на ЭКСПО

На «Маркете молодых» 40 предпринимателей до 35 лет представили свои проекты для обсуждения с экспертами форума. Молодежное направление объединяет и поддерживает начинающих предпринимателей, которые не просто создают бизнес, а запускают социально значимые проекты, меняют окружающий мир.

В числе участников – уже громко заявившие о себе основатели компаний: Ольга Емельянова, создатель бренда «Лукоморье», выпускающего посуду, украшения и предметы декора, Анатолий Просвирнин, развивающий 3D-печать и «Фабрику братьев Просвирниных», Карен Кочарян из кинокомпании «Наири продакшн» и Андрей Волков с дизайн-студией и брендом одежды «Веналю».

Достижения регионов

Креативная экономика играет значимую роль в развитии субъектов Российской Федерации. На ЭКСПО были представлены 9 регионов-лидеров креативной экономики страны.

Так, интерактивный стенд Правительства Москвы знакомил посетителей с ключевыми достижениями столицы в развитии креативного бизнеса, например, реализованными масштабными проектами в части городской инфраструктуры. Особое внимание участников привлекла информация об уникальном, первом в России Кластере видеоигр.

Челябинская область представила экспозицию «Сохраняем традиции – создаем будущее», презентующую Южный Урал как динамично развивающийся регион с сильной креативной экономикой. Ставший почти культовым джемпер с надписью «СССР» как бы напоминал: Россия сохраняет все лучшие наработки, в том числе и те, что появились во времена Советского Союза.

Стенд Республики Башкортостан привлекал внимание ковром-панно с национальными цветочными узорами и фигурками героев эпосов. Особой изюминкой стали забавные керамические зайцы – можно сказать, «лабубу из Башкортостана».

Красноярский край собрал инсталляцию «Цифры», символизирующую значительный вклад креативных индустрий в местную экономику: с 2019 по 2023 годы они внесли в валовый региональный продукт более 140 млрд рублей. Интерактивная панель помогала узнать о масштабных событиях в регионе, изучить инфраструктурные объекты и познакомиться с достижениями края в сфере креаномики.

Тульская область предложила проект «Тула. Переплетение времен», демонстрирующий гармонию традиций и инноваций в IT, медиа, моде и дизайне. Главным арт-объектом стал самовар в стиле филимоновской игрушки. А Нижегородская область впервые представила цифровую карту креативной инфраструктуры областного центра и серию видеороликов о развитии в регионе творческой среды.

Рязанская область посвятила свою экспозицию культурному наследию и современному искусству. Здесь был акцент на народные промыслы – михайловское кружево и кадомский вениз (вышивка, совмещенная с кружевом), скопинскую керамику и шильовское лозоплетение. Русская зима и сказки стали тематической основой стенда, демонстрирующего, как креативные индустрии региона мастерски продвигают культурное наследие с помощью идей и современных технологий.

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики широко представила успешные проекты в сфере киноиндустрии, моды и ювелирного дизайна. Такие мини-выставки подтверждают растущую роль креативной экономики в развитии регионов и укреплении культурных традиций.

Партнеры креативных индустрий

Индустриальные партнеры «Российской креативной недели» также представили примеры достижений в сфере креативных индустрий. Так Росатом презентовал инициативу «Творцы атомных городов», направленную на поддержку мастеров и специалистов из городов присутствия Госкорпорации. Проект помогает креативным предпринимателям, чьи работы редко появляются на крупных маркетплейсах, продвигаться на федеральных и отраслевых площадках.

Алюминиевая Ассоциация организовала масштабную интерактивную выставку, демонстрирующую уникальные свойства алюминия в машиностроении, урбанистике, искусстве и дизайне бытовых предметов. А инсталляция Госкорпорации Ростех показала эволюцию инженерной мысли и технического прогресса, акцентируя внимание на пути изобретателя, мыслителя и конструктора, создающих инновационные продукты.

Проект Благотворительного фонда Андрея Мельниченко посвятили развитию в городах креативного лидерства. Яркая инсталляция показывала, как, благодаря усилиям Фонда, через проекты в области культуры, искусства, спорта и образования перезапускаются городские пространства. В свою очередь Группа компаний «Просвещение» удивляла на ЭКСПО символичным арт-объектом в виде электрической лампочки и контурами детских ладошек, книжек, игрушек, обозначивших игровую зону для юных посетителей.

Ситуационный центр – пульс РКН

ЭКСПО

Одной из самых важных площадок форума стал ситуационный центр – его можно было назвать пульсом «Российской креативной недели». Это 12 экранов, более 250 аналитических данных – буквально креативная экономика в цифрах и фактах. Каждый из экранов был посвящен одному из 12 направлений креативной экономики:

  • Визионеры о креативной экономике в России и мире;
  • Креативная экономика в России: динамика развития креативных индустрий;
  • Интеграция креативной экономики в региональные экономики и социальную сферу;
  • Интеграция креативных индустрий в основные отрасли экономики;
  • Креативная экономика: языки продвижения ценностей;
  • Лидеры креативных индустрий;
  • Креативная экономика как драйвер нового времени: тренды в креативных индустриях;
  • Федеральная отраслевая модель управления креативной экономикой, меры поддержки;
  • Инфраструктура поддержки креативной экономики;
  • Новый креативный класс: молодые таланты;
  • Поддержка креативных индустрий лидерами сектора реальной экономики;
  • Российская креативная неделя: пространство развития креативного класса и формирования повестки.

Здесь посетители могли не просто ознакомиться со статистикой, а увидеть живую карту креативной России, где за каждой цифрой – рассказ о людях, проектах и регионах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: