Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «Злой город»: Врагу не сдается наш гордый Козельск

«Злой город»: Врагу не сдается наш гордый Козельск

29 января 2025 /
«Злой город»: Врагу не сдается наш гордый Козельск

Масштабная военно-историческая реконструкция битвы русских воинов с монголами.

В 1238 году войско монголов под предводительством хана Батыя в ходе очередной военной кампании прошлось по Руси с разрушительными набегами. Чуть не дойдя до Новгорода, они повернули назад и решили на обратном пути захватить и разорить до кучи Козельск – маленькое поселение, входившее на тот момент в состав Черниговского княжества. Монголы думали, это будет, что называется, приключение на 20 минут. Но не тут-то было. Местные жители дали им мощный отпор и почти два месяца мужественно отбивались, несмотря на громадный перевес в живой силе у противника.

Эпизод вроде бы незначительный, если в узком контексте момента его рассматривать. Монголы, конечно, понесли тогда потери, но это не то чтобы сильно изменило расклад сил. Строго говоря, вообще никак ничего не изменило: Батый потом еще и Чернигов взял, и Киев, и в целом апокалиптических масштабов ущерб нанес. С другой стороны, если смотреть все-таки не в узком контексте, а шире, то где теперь эти монголы и где Русь. И в этом разрезе оборона Козельска – эпизод как раз таки очень даже значительный. Определяющий. Потому что вокруг таких эпизодов строится мифология, необходимая для формирования национального самосознания.

«Злой город»

Иными словами, оборона Козельска ценна не сама по себе, а как часть метанарратива о том, что русские не сдаются. Куда входят также похожие истории про Брестскую крепость, Осовец, Моонзундский архипелаг и так далее. Чтобы истории не забывались, их требуется периодически рассказывать заново. Лучше всего – средствами важнейшего из искусств: так оно общедоступнее. Про Брестскую крепость у нас кино уже есть, и не одно, про Моонзунд – тоже, даже про Осовец сняли, пускай и короткометражное. И про то, как Евпатий Коловрат и его 300 рязанцев против все того же, кстати, Батыя самоотверженно сражались. А про Козельск до сих пор не было.

Исправить это упущение взялся Константин Буслов – ведущий специалист в сфере производства фильмов подобного рода. То есть таких, которые снимаются не ради того, чтобы кассу собирать, а ради того, чтобы были. Его «Небо измеряется милями», «Калашников», «1941. Крылья над Берлином» – не хиты проката. И тем не менее это все фильмы исключительно нужные. Не как блокбастеры, а как памятники. Конструктору Милю, конструктору Калашникову, героическим пилотам бомбардировщиков. Памятник – тоже ведь штука такая, стоит себе и стоит. На него, может, и за целый день внимания никто из прохожих не обратит. Но все же пусть лучше стоит, чем не стоит.

«Злой город»

«Злой город» – так называется фильм Константина Буслова про оборону Козельска – это, впрочем, уже и не памятник. А что-то вроде Бородинской панорамы. Или, если постараться наиболее точную аналогию подобрать, военно-историческая реконструкция. Когда, знаете, энтузиасты собираются, в старинные наряды облачаются, берут в руки муляжи старинного оружия и воспроизводят то или иное событие. На Бородинском поле как раз устраиваются такие мероприятия регулярно. Соответственно, «Злой город» ближе именно к этой разновидности зрелищных искусств, чем непосредственно к кино.

В нем, конечно, фигурируют какие-то персонажи. Притом довольно яркие, колоритные. Зовут их всех так, словно они не с монголами биться собрались, а с ящерами (если вы понимаете) – Могута, Лютобор, Кудим, Улыба, Весняна, Берендей. Что, видимо, колориту должно еще больше добавлять. Только Василию, 12-летнему князю Козельска, красивого имени не досталось, так как он тут одна из немногих реальных исторических фигур. Кроме того, присутствуют какие-то сюжетные линии, в том числе романтического свойства. Но это все так, для декора скорее. Вот и любовный треугольник с Могутой, Лютобором и Весняной по углам, едва наметившись в экспозиции, быстро рассыпается. Потому что не время глупостями заниматься. Пора рубить проклятых монголов!

«Злой город»

Это и составляет основную, центровую, смыслообразующую часть фильма – грандиозное рубилово наших турбославян с ненашими монголоидами. По отношению к которой все остальное глубоко вторично. И оттого так нарочито схематично прорисовано, чтобы не слишком отвлекало. Упомянутый мелодраматический конфликт с разборками из-за красной девицы, отсылающий, надо полагать, к «Александру Невскому» Эйзенштейна, ни к чему на самом деле не приводит, а вместо этого трансформируется в сюжет совсем другого жанра – жанра «месть за изнасилование». И уже в таком виде встраивается в ту самую основную часть: поруганная красна девица Весняна хватает совню (длинная палка с лезвием на конце типа глефы) и давай мочить супостатов.

Примерно так же все обстоит со всеми прочими побочными линиями. Они намечены пунктиром, каждая – буквально несколькими неловко поставленными сценами, и в конце концов растворяются в бушующем пламени битвы. Которая, в свою очередь, уже поставлена и обставлена как надо. Динамично, эффектно, сурово. На уровне баталий из «Игры престолов». С той разницей, что «Игра престолов» – произведение сугубо развлекательное. А «Злой город» старается совмещать приятное с полезным, выполняя также функции просветительские и в положительном смысле пропагандистские. В рамках формирования национального самосознания. Напоминает, в частности, как следует поступать с гостями из сопредельных государств, если они по-свински себя ведут. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: